". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
ФИНАНСОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Нужны финансовые перемены
Финансовые перемены за 2,5 месяца для тех, кто хочет выйти из денежных рамок, повысить доходы и быстрее достичь жизнь мечты.
Анкета для записи на бесплатную консультацию к Ольге Ахидовой
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 
Формативное оценивание: от теории к практике

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Программа прикладного курса "Прикладная география" 10 класс

27 февраля 2021 г.

Тлеуленова Лаура Елжасовна, учитель географии, КГУ "Иртышская средняя общеобразовательная школа №4", Казахстан, Павлодарская область, Иртышский район, село Иртышск

 

 

Программа прикладного курса "Прикладная география" 10 класс

Программа прикладного курса "Прикладная география" 10 класс

Пояснительная записка

 

Процессы взаимодействия природы и общества сегодня все более усложняются. И зачастую, возникающие в результате этого различные природные и экологические последствия значительно обедняют природу. Производственные мощности, широко используемые в разных сферах жизнедеятельности общества, оказывают глобальное воздействие на природную среду. В свою очередь, само общество также подвергается обратному влиянию, так как при подобном вмешательстве нередко игнорируются и законы природы.

         Предотвращение подобных негативных явлений и стабильное восстановление производительности природы на сегодня становятся одной из актуальных проблем, требующих незамедлительного решения. Наряду с другими предметами, прикладная география также вносит достойный вклад в разрешение вышеуказанных задач.

         В настоящее время, когда взаимоотношения природы и общества стремительно усложняются, как следствие, в некоторыхрегионах всечаще возникают так называемые зоны экологических бедствий, проблема сохранения первозданной чистоты и красоты окружающей среды приобретает чрезвычайно важное значение. И конечно, решение данной проблемы невозможно рассматривать без осуществления научных исследований прикладной географии.

         Прикладная география разрабатывает научные основы использования природных ресурсов, решает проблемы улучшения взаимодействия природы и общества, предупреждения природных катаклизмов, прогнозирует развитие регионов, занимается вопросами географо-экологического обоснования экспертиз купных проектов и др. Это свидетельствует о все более возрастающем значении прикладной географии при решении задач государственного и местного значения.

Программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную           записку,распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием,ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.

Курс по выбору «Прикладная география» предназначен для ознакомления учащихся с основами прикладной географии, показать возможности применения теоретических знаний в различных областях хозяйственной деятельности человека. Программа курса предусматривает изучение предмета и объекта прикладной географии, свойства природных и природно-антропогенных объектов, решения задач рационального природопользования, теоретические и практические вопросы охраняемых территорий.

Курс имеет прикладное значение и ориентирует учащихся на приобретение географической специальности.

Прикладная география - курс по выбору в системе географического образования в средней школе, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса - ознакомление учащихся с методическими основами прикладной географии, показать возможности ее практического применения в различных областях жизнедеятельности человека, изменения содержания и функций географии в непрерывно меняющемся мире.

 

Задачи курса: раскрыть сущность, методы исследований, объект и предмет прикладной географии, изучить свойства природных и природно-антропогенных объектов, имеющих значение при их освоении и использовании, при решении задач рационального использования природных ресурсов и охраны природы; показать, что работы по прикладной географии являются составной частью программы по природопользованию, основным инструментом прикладной географии является географическое прогнозирование и географическая экспертиза проектов освоения и использования территорий.

Дидактической основой курса являются концепция взаимосвязи любой хозяйственной деятельности с характером и состоянием природной среды, с умением правильного использования особенностей и возможностей природы и интересами общества. Формирование знаний и умений происходит на уровне систематизации понятий, и применения их на практике при решении задач и выполнении практических работ.

В содержание курса входит описание возможностей прикладной географии в решении проблем взаимодействия общества и природы, территориальной организации производства и населения путем решения региональных прикладных географических задач.

Материалом, используемым для построения умений и навыков, учащихся в области прикладной географии, являются знания полученные в процессе их обучения в младших классах и в результате жизненных наблюдений.

 

Структура курса.

Курс «Прикладная география» состоит из следующих частей:

  • Проблемы взаимодействия общества и природы как объект исследований прикладной географии.
  • Решение задач по определению основных географических компонентов
  • Природопользование - фактор антропогенного преобразования природных геосистем и формирования природно-антропогенных геосистем.
  • Географическое обоснование территориальной организации производства и населения.

 

Формы работы.

Лекции, деловые игры, практические занятия, практикумы. Практические работы, которые в зависимости от содержания, могут выполняться в устной или письменной форме. Задания для практических работ можно разрабатывать учителям по пройденным темам в зависимости от возможности получения необходимой информации.

Распределение тем по урокам является примерным и может перераспределяться по усмотрению учителя

 

Планируемые результаты обучения.

Оценивать и прогнозировать:

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

 - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 - особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов; - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

Описывать:

- основные источники географической информации;

 - по схемам круговороты вещества и энергий;

 - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

Определять (измерять):

-географическую информацию по картам различного содержания;

 - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

 

 

Основными формами контроля при изучении учебного материала являются:

 • индивидуальный и фронтальный опросы,

 • топографический диктант,

 • различные виды тестирования,

 • работа с картами атласа,

 

Программа курса «Прикладная география» 10 класс

34 часа 1 раз в неделю

 

№ темы

                 Т Е М А

Кол-во часов

Практ. работы

1

Тема 1.Взаимозависимость человека и природы. Приемы изучения объектов природы и явлений

1

 

2

Установления основных направлений взаимодействия общества и природы как объекта исследования прикладной географии.

 

 

1

Пр. раб.

3

Тема 2. Азимут и его определение

1

 

4

Масштаб и его определение

1

 

5-6

Составление плана местности с помощью условных знаков

2

Пр.раб.

7

Съемка местности. Глазомерная и маршрутная съемки.

1

Пр.раб.

8

Высота абсолютная и относительная. Изображение неровностей поверхности. Горизонтали.

1

Решение задач

9

Определение географических координат и расстояний на карте

1

Пр.раб.

10

Задачи на определение поясного и местного времени

1

 

11-12

Построение графиков колебаний температуры и определение типов климата. Построение розы ветров.

2

Пр.раб.

13

Изменение температуры и давления воздуха с высотой

 

1

Решение задач

14

Определение по картам основных климатических параметров

1

 

15

Влияние климата на развитие сельского хозяйства. Определение осадков и коэффициента увлажнения

1

Решение задач

16

Составление синоптической карты

1

 

17

Составление карты размещения сельскохозяйственных культур

1

Пр. раб.

18

Влияние климатических факторов на размещение населения.

1

 

19

Оценка почвенного и растительного покрова

для разных видов природопользования.

Комплексная оценка исследуемой территории.

 

1

 

20

 Оценка геоморфологических и гидрологических условий.

1

 

21

Тестовый контроль

1

 

22

Тема 3. Общие вопросы природопользования. Рациональное и нерациональное, интенсивное и экстенсивное природопользование.

1

 

23-24

 Природные ресурсы и их классификация.

2 час

 

25

Изучение общего перечня и

классификация природных ресурсов района.

 Осуществление количественной и

качественной оценки природных ресурсов района.

 

1

Пр. раб.

26

Неравномерность размещения природных ресурсов. Расчет ресурсообеспеченности

1

Пр. раб.

27

Тема 4. Системный подход в географических исследованиях. Геосистемы, Свойства геосистем,

1

 

28

Основные факторы воздействия человека на природу: индустриализация, интенсификация сельского хозяйства, урбанизация, развитие лесного хозяйства, развитие транспорта.

1

 

29

Экскурсия. «Взаимосвязь компонентов природы»

1

 

30

Тема 5. Общие тенденции размещения производств. Размещение производства и охрана окружающей среды.

 

1

 

31

Основные принципы расселения.

Проблема демографии. Воспроизводство населения. География трудовых ресурсов. Миграция населения.

1

 

32

Построение графиков и диаграмм роста численности населения и определение структуры населения

1

Практ. раб.

33

Региональное использование трудовых

ресурсов. Проблема соответствия между

 размещением хозяйства и концентрацией населения.

 

1

 

34

Определение соответствия размещенияпроизводств (отдельных предприятий) и наличия природных ресурсов с учётом экологических требований.

Определение соответствия между размещением отдельных предприятий и концентрацией (проживанием) населения (трудовых ресурсов).

 

1

Пр.раб

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. КаратабановР., Куанышева Ж.,Байметова К., Джаналеева К., Учебник «География», Алматыкітап,2018г.
  2. Каратабанов Р., Бекдаирова В., Методическое руководство для учителей 9 класса АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ 2019
  3. Байметова Ж.Р., Каратабанов Р. А., Куанышева Г.А, Методическое руководство для учителей 8 класса, АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ 2019.
  4. Тетрадь по географии для индивидуальной работы учащихся.Гордеева С.А. Алматы 2011г
  5. География в школе: Сборник нормативных документов / Сост. Л. И. Елховская. — М.: Просвещение, 2007
  6. Герасимова Т. П., Душин а И. В. О новом подходе к методам обучения географии // География в школе - 2009. №
  7. Контрольные задания и упражнения по географии / Под ред. Л. М. Панчешниковой.
  8. Жучкевич В. А. Вопросы и задания по географической кар­те и глобусу.
  9. Юрков П. М. Географические диктанты в 5-7 классах как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся - М.: Просвещение, 2006
  10. rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля. - Раздел "Энциклопедия" - это "Малая географическая энциклопедия" (Физическая география, Страноведение, Экономическая география". ". 
  11. geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии"
  12. my-geography.ru - Учебно-методический материал, презентации, фото, видео, работы учащихся, интересные задания по географии.
  13. geo.historic.ru - географический on-line справочник "Страны мира".   Сведения по всем странам мира.  Физическая карта. Справочные данные. Часовые пояса.

 

НОВОГОДНЯЯ ПРОГРАММА
Новогодняя программа по номинациям
Фестивали
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Электронные курсы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
NEV! "Снежная нежная сказка зимы"
NEV! Зимние забавы
Наверх
Товар добавлен в корзину