Бобровник Алена Сергеевна, Соболева Наталья Викторовна, учителя начальных классов, КГУ "Основная средняя школа №20" акимата г. Караганды Государственного учреждения "Отдел образования г. Караганды", Казахстан, г. Караганда
Игра — важнейшее средство нравственного и умственного воспитания детей. Игра является дидактическим приемом и всегда можно получить запланированный результат. Когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату. Внимание при использовании дидактической игры направлено на обучение основам предмета, освоение детьми взаимоконтроля и взаимооценки. Система дидактических игр решает учебные и воспитательные задачи.
При проведении игры в классе появляется атмосфера свободного общения, что привлекает внимание всех детей в классе. И дети начинают сами критически оценивать свои знания. В игре дети развивают свою речь и учатся практическому применению знаний по языку. Существуют различные формы игровых и занимательных заданий на уроках. Они развивают мышление, память, внимание. Это:
1) Анаграммы.
2) Грамматическая арифметика. Назови полученное слово.
3) Шарады,
4) Разгадай ребус.
Использование дидактических игр и игровых моментов на уроке делает процесс обучения занимательным и облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. [1, с.7]
Используются такие игры, как «Приведи кораблик в порт», «Буквенный дождь», «Узнай дорожный знак», «Лучший лодочник», «Найди клад», «Брейн-ринг». Игра может проходить в коллективной форме или в групповой форме.
Игровые моменты привлекают детей к выполнению заданных
упражнений и создают условия для положительной мотивации учения. Например:
1. Игра «Что лишнее». Вычеркни лишние слова. Кот, котище, котить. Алый, красный, краснеть.
2. Игра «Найди ошибку». Почеркни слова, обозначающие действие. Мама, идет, сел, книга, цветок. Доска, солнечный, стоит, едет, летчик.
3. Игра «Опсаность». Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять, хлопают в ладоши.
Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.
4. Замени описательные обороты словами - синонимами. Ящичек для ручек, карандашей. (Пенал).
5. Угадайте слова. Дети пишут словарные слова, начинающиеся например со слога ка. Капуста, календарь, карандаш, картина.
6. Собери слова из слогов. [2, с.6]
Все вышеперечисленные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа, самоконтроль.
Результаты анкетирования показывают, что у учащихся возрос интерес к урокам русского языка.
Урок является продуктивным и имеет большую ценность, если в нем присутствует игра. Во-первых, учеба становится занимательной. Ученики работают увлеченно, им интересно, они перестают отвлекаться, им легко переключиться с одного задания на другое. А это все положительно влияет на обучение детей.
Во-вторых, проводя такой урок, его связываешь с жизнью. Это развивает познавательную деятельность детей и позволяет им увидеть много интересного в окружающем мире.
И, в-третьих, на таких уроках нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель. Если мы собираем грибы, то мы помним, как надо собирать грибы, не повредив грибницу, что есть ядовитые грибы. А они опасны для человека. [3, с.9]
Игра заинтересовывает детей, и они перестают отвлекаться.
Проводя урок не надо забывать, что игра не является развлекательным моментом, она должна иметь свою цель в учебном процессе.
Литература:
1.Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, 1996.
2. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. Ярославль, 1997.
3. Шмаков С.А. Игры в словах и со словами. М., 2000.