Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
ФИНАНСОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Нужны финансовые перемены
Финансовые перемены за 2,5 месяца для тех, кто хочет выйти из денежных рамок, повысить доходы и быстрее достичь жизнь мечты.
Анкета для записи на бесплатную консультацию к Ольге Ахидовой
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 
Формативное оценивание: от теории к практике

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

«Роль мастера производственного обучения в профессиональной подготовке студентов»

13 мая 2021 г.

Григорьева  Елена Владимировна, мастер производственного обучения, учреждение "Технологический колледж города Семей", Восточно-Казахстанская область, город Семей

«Роль мастера производственного обучения в профессиональной подготовке студентов»

«Роль мастера производственного обучения в профессиональной подготовке студентов»

Успех обучения и воспитания студентов в профессионально – технических колледжах в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, их опыта и профессионального мастерства. Мастер производственного обучения обязан не только обучать профессиональным умениям и навыкам, но и уметь квалифицированно анализировать и решать педагогические ситуации, уметь критически относится к своей работе, видеть ее сильные и слабые стороны. Система профессионально-технического образования прочно утвердилась, как форма планомерной подготовки квалифицированных, компетентных специалистов и стала высоким фактором формирования политических, моральных качеств будущих рабочих.

Колледж должен подготавливать компетентных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического процесса, умеющих правильно найти себя в условиях рыночной экономики, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в бригадах и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства, на строительстве.

Ведущая роль в совершенствовании системы ТиПО и ускорении образовательного и учебно - производственного процесса принадлежит мастерам производственного обучения, первым поставщикам рабочей смены. Характерные черты большинства из них - компетентность и высокий профессионализм, ответственность за порученное дело, способность обучать и воспитывать студентов, вести за собой коллектив. Мастерам производственного обучения крайне важно систематически обращаться к научной литературе по педагогике и психологии.

Необходимо, чтобы современный специалист обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения колледжа. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность, привить высокие морально-этические качества, способствовать формированию компетентного специалиста, воспитанию гражданина Республики Казахстан, истинного патриота. Мастер производственного обучения во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного студенческого коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями. Педагогическое влияние мастера производственного обучения на студентов осуществляется на занятиях производственного обучения и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, мастер п/о является одной из центральных фигур образовательного, учебно – производственного и воспитательного процессов.Чтобы успешно обучать и воспитывать молодежь, мастеру производственного обучения следует обладать еще некоторыми качествами, одним из них является хорошее знание своей специальности, отличные навыки в деле, которому мастер п/о обучает. С процессом обучения неразрывно связано и воспитание молодежи. Эти два процесса в работе мастера п/о неотделимы. Влияние мастера производственного обучения только тогда будет эффективным, когда его студенты будут чувствовать, что они от него получили реальные знания профессии. Мастер п/о должен прививать студентам чувство профессиональной чести.

Педагогическое мастерство – одно из важнейших качеств мастера производственного обучения, определяющих эффективность его деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является умение научить студентов тому, что знает и умеет сам. Для этого необходимы знания педагогики и психологии. Важной характерной чертой педагогического мастерства является умение п/о устанавливать правильные взаимоотношения со студентами. Правильные взаимоотношения мастера п/о с «будущими профессионалами» базируются на его авторитете. Мастер производственного обучения, не пользующийся авторитетом, не только не способствует нравственному становлению личности студента, а мешает ему, так как его методы воздействий, зачастую, вызывают у подростка реакцию, противоположную желаемой. Авторитет мастера п/о создается глубоким знанием своего дела, личным примером, культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, человечностью, принципиальностью, справедливостью, высокой требовательностью к себе и воспитанникам. Важно, чтобы между мастером п/о и ребятами сложились дружеские взаимоотношения. Однако такие отношения всегда должны быть результатом признания нравственного и интеллектуального превосходства педагога. Нужно иметь в виду, что взаимоотношения мастера п/о и студента носят динамичный характер, постоянно развиваются. Мастеру производственного обучения порой бывает труднее сохранить авторитет, чем его завоевать. Авторитет теряется, если у педагога слова расходятся с делами, если требования, предъявляемые к студентам, он не считает обязательными для себя, если характер требований, стиль руководства, тон перестают соответствовать уровню воспитанности подростков, если мастер п/о перестает удовлетворять интеллектуальные и профессиональные запросы студентов. Большое влияние на рост авторитета мастера п/о оказывает его умение убеждать. Педагог должен чаще советовать, показывать, внушать и реже понукать, приказывать, наставлять, выговаривать. Свою власть надо использовать в крайних случаях и в минимальном размере. Одним из важных волевых качеств мастера п/о является умение требовать. Но требовательность может дать положительный результат, если она соединяется с уважением к студентам. Ребята говорят, что любят строгих, но справедливых педагогов, им нравится, когда с них требуют и когда внимательно наблюдают за их работой, ведут тщательный ее учет. Требовательность мастера п/о выражается в том, что он заставляет каждое дело обязательно доводить до конца. Требовательность дает положительные результаты, если мастер п/о наряду с ней обладает педагогическим тактом, умением учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов. Педагогический такт – особое чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что мастер п/о делает: его слов, поступков, общения с ребятами. Педагогический такт проявляется во вдумчивом, внимательном и доброжелательном отношении к студентам, в нравственной чистоте и силе педагога. Любое проявление чувств мастера п/о, гнев, радость, ласка, юмор - при наличии педагогического такта являются полезным и необходимым элементом воздействия на воспитанников. Мастер производственного обучения никогда не должен злоупотреблять выговорами и внушениями студенту в присутствии его товарищей. Порицание перед коллективом следует считать крайней мерой. Беседы наедине обычно воздействуют сильнее, т.к. они свидетельствуют о тактичности, доброжелательности, а главное – озабоченности педагога по отношению к провинившемуся студенту. Мастер производственного обучения, безусловно, должен быть объективным человеком, одинаково относиться ко всем ребятам независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напротив, субъективным человеком, т.е., положительно, эмоционально, пристально относиться к студентам. Близко к сердцу принимать все волнующее их, сочувствовать и переживать.

Как мастер п/о, я в любых ситуациях стараюсь быть тактичной с ребятами, подметить в студентах лучшие качества и похвалить их за это. Поощряю отдельных ребят за успешное выполнение заданий и примерную дисциплину. Не забываю поздравить своих студентов с днем рождения, днем строителя. Мастер п/о оказывает влияние на молодежь не только внутренними качествами своей личности, но и своим внешним видом, манерами поведения, поэтому мастеру п/о необходимо быть начеку, неустанно следить за каждым своим шагом, всегда быть опрятным, подтянутым, вежливым, соблюдать те нормы поведения, которые требуем от студентов. В процессе работы, мастер п/о постепенно воспитывает у них много полезных привычек.

Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Поэтому нельзя с одной меркой подходить ко всем студентам. Проблема индивидуального подхода требует заботы мастера п/о не только о неуспевающих, но и о способных ребятах, чтобы не тормозить их движения вперед. С этой целью на уроках производственного обучения нужно сразу же дать новое задание тому, кто уже выполнил предыдущее.

Подводя итоги, надо еще раз отметить, что своим трудом и всем образом жизни мастер производственного обучения должен давать пример студентам, как в работе, так и в отношениях с другими людьми. Свое влияние на молодежь он осуществляет через коллектив, опираясь на лучших, наиболее сознательных и активных подростков. В отношении со всеми он проявляет педагогический такт, учитывая индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников.

Наше время – это время напряжения всех сил. Если мы можем строить дома, сваривать металл, добывать уголь, выращивать пшеницу – это хорошо. Этому стоит посвятить жизнь. Но если мы можем научить многих людей стоить дома, сваривать металл, выращивать пшеницу – это еще лучше. Как же этому не посвятить свою жизнь?..

НОВОГОДНЯЯ ПРОГРАММА
Новогодняя программа по номинациям
Фестивали
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Электронные курсы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
NEV! "Снежная нежная сказка зимы"
NEV! Зимние забавы
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину