Кистол Ульяна Юрьевна, логопед, Ясли-сад "Талбесiк", Казахстан, Павлодарская область, Теренкольский район, село Теренколь
"Развитие речи посредством технологии лэпбук"
Введение государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Считаю, что педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей. Работая с детьми с речевыми особенностями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому мы решили использовать в своей работе новое, интересное, незаменимое методическое пособие – лэпбук. Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Лэпбук позволяет ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
Лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей. Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал – различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме.
Использование лэпбука, как нетрадиционного приема коррекции звукопроизношения и словаря позволяет: уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования. Все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи.
Новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в формировании определённых качеств у дошкольника с речевыми особенностями, таких как:
Таким образом, лэпбук – это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!
Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей, тем более успешным будет формирование их речи.