Козыбагарова Айнур Бекеновна, учитель русского языка и литературы, Общеобразовательная школа - лицей №9 имени Владимира Саввы, Казахстан, Жамбылская область, Меркенский район, село Сарымолдаева
Научно-педагогические взгляды Аль-Фараби
В педагогике и методологии науки всегда актуальны вопросы "Чему учить?" и "Как учить?", "К каким методам следует прибегать?" На эти вопросы каждый ученый отвечал по-разному и рассматривал их под разными углами, так как в соответствии с общественными изменениями меняются и требования к учителю, и задачи к обучению. Если идти в ногу со временем, то должны совершенствоваться и технологии обучения, и мастерство учителя. Мастерство учителя - это не только всесторонняя и методическая грамотность учителя, но и умение впитывать в себя каждое слово. Говоря об учительской этике, мы обращаем внимание на гуманные рассуждения восточных мыслителей. Особенно не утратили своей ценности педагогические взгляды в трудах второго учителя, ученого, великого мыслителя Аль-Фараби, сколько бы веков не прошло. В трактатах "Классификация наук", "О взглядах жителей добродетельного города", "Гражданская политика" аль-Фараби речь идёт о психологии во взаимоотношениях учителя с учениками. Если учитель хочет видеть в своих учениках такие качества как честность, вежливость, доброжелательность, то и у него должны быть эти качества. В своем труде «Что нужно знать, чтобы выучить философию», он говорит: если учитель слишком строг, ученик начинает ненавидеть учителя, а если имеет место быть вседозволенности, то ученик считает учителя ниже себя и небрежно смотрит на его науку. Великий ученый говорил об учителе так: "Учитель должен быть смелым, мужественным, который помнит все, что ему говорят, не забывает ничего, более красноречивым, страстным к искусству, знаниям, более удовлетворенным, справедливым как для своих близких, так и для простых людей, проявляя близость и доброту ко всем людям, не зная, что значит бояться и скрываться ". Действительно, педагог, увлеченный созиданием, жаждущий искусства, и знаний, умеющий сознательно давать справедливую оценку происходящим явлениям – это потребности и запросы современного общества. В понимании Аль-Фараби, учитель, как и глава города, является лидером страны, почитателем народа. Медресе обучает и воспитывает детей, начальник города показывает пример их родителям, прививает людям добрые качества. Обладатели этих профессий должны обладать и многими талантами, так как на них равняется и за ними следует народ… Поэтому было бы прекрасно, если бы в них успешно сочетались 12 различных качеств:
1. Их деятельность должна быть результативной;
2. Они должны уметь быстро принимать решения
3. Уметь хорошо запоминать то, что поняли, почувствовали, узнали;
4.Они должны быть дальновидными
5. Быть ораторами, умеющими чётко и красиво передать свои мысли;
6. Быть человеком, принимающимся за свою работу со всей душой, и кому учение не в тягость, а в удовольствие
7. Быть сдержанным;
8. Ненавидеть ложь и сплетни, бороться за правду и быть за справедливость;
9.Не запятнать свою честь и достоинство
10. Не быть меркантильным и не гнаться за богатством .
11 .Обладать природным чувством честности;
12. Быть храбрыми и в то же время сдержанными. Не поддаваться страху и панике.
Гуманистические идеи и выводы, выдвинутые Аль- Фараби о целях, идеалах педагогики, остаются одним из важнейших столпов просвещения и на современном этапе жизни человека. "Наша задача-воспитать счастливого человека. Счастье заключается не в корыстном потреблении материальных и духовных благ, а в создании некоего мира, который вне человеческих идеалов и идеалов дает только свое душевное наслаждение. Счастье гражданина — высокая и возвышенная цель глубоко переживает расцвет созидательных духовных сил на пути к новой жизни.
С педагогической точки зрения особенно важны его высказывания о дружеских, враждебных отношениях между людьми. Например, у человека есть два типа дружбы. Один из них-верный друг, другой-изменчивый друг.К верному другу всегда следует относиться с большим вниманием и стараться не потерять его, друзья должны заботиться друг о друге. Надо уважать и оправдывать доверие хорошего друга. Такие друзья бывают с вами и в горести и в печали. Фараби прославляет настоящую дружбу и призывает людей брать пример с таких людей.
Второй тип дружбы строится на основе обмана-притворства. Не нужно рассказывать такому другу свою тайну, свои недостатки в поведении. Но и поддельных друзей можно воспитать, нужно неустанно и упорно трудиться, чтобы вывести их на верный путь.
Быть образованным-значит обладать способностью открывать неизвестное... образованный человек многое знает и через свои способности, через свои таланты открывает другой неизведанный мир. На вопрос, при каких условиях человек получает образование, Фараби отвечает: какая бы наука ни существовала, она существует, осознавая индивидуальные, особые значения... Нам достаточно, чтобы мы чувствовали только некоторые из этих уникальных значений, а иногда и большинство из них.
Аль-Фараби считал, что теория воспитания, в том числе трудового, должна основываться на науке. Он понял науку как исторический процесс и дал определение, что наука-это высшая форма знания, системно созданная. Известно, что в эпоху существования Фараби не существовало понятия педагогики. Однако он создал учение об образовании и воспитании, о культуре труда. "Сам труд-это искусство. А трудовое воспитание вытекает из этого искусства, приобщает каждого к труду, учит трудовому мастерству. У них формируются навыки труда", - сказал он. Он считал, что труд-основа существования, вечное, естественное условие существования человечества. Если рассматривать педагогически то, что это означает " сознательный порядок, качественное образование, приобщение к полезному общественному труду». В разработке теории трудового воспитания Фараби подчеркивает важность свободного труда для всестороннего развития человека.
Среди наследия Фараби большое место занимает этнопедагогика. Он считал этнику наукой, позволяющей различать добро и зло, а этнопедагогику-учением, передающим обычаи и традиции народа последующим поколениям. К ним относили обучение, образование, воспитание. От таких этнических мыслей великого ученого веет глубочайшим гуманизмом, он понимал человеческое существо как высокую вершину творения, обладателя всей души. Но только когда зло побеждает добро, человек приходит к выводу, что добро достигает идеала. Одна из проблем, которая занимает видное место в творчестве Аль-Фараби, - это проблема воспитания. Придавая воспитанию особое значение, он сказал: "воспитание - это способ привить людям этические добродетели и искусство, основанное на знаниях... Среди разных методов Аль-Фараби высоко ценит метод добровольного воспитания. Этические притчи, особо влияющие на чувства человека, пленяющие его душу, воспитывают человека в благом поведении. В результате воспитания у человека возникает навык превращения возникших добродетельных качеств, поведения в устойчивое состояние. "...Эти действия направлены на благотворительные действия, и эти действия укрепляются и укрепляются в обычае, закрепляются в действии, в той мере, в какой человек создает в душе состояние, порождающее сами эти действия"
Фараби также уделял большое внимание вопросам обучения, образования, высказывал много принципиальных, глубоких мнений. В своей работе" ответы на вопросы философов " он затрагивает вопросы педагогики, обучения, обучения. Например, на вопрос о том, стоит ли заучивать наизусть или нет, он отвечает, что нужно вникнуть в суть
Говоря о роли интеллекта и воспитания в этом вопросе, Аль-Фараби предупреждает, что без воспитания не может быть воспитания без навыков и умений. Так как без воспитания не бывает навыков, то, например, если с первых дней ребенка воспитывают и направляют на добрые дела, то эти дела
Таким образом, значение произведений Фараби, в том числе о труде и трудовом воспитании, нравственности, благости, до сих пор не утратило своей важности. Его содержание вновь возрождается в условиях современного независимого Казахстана и приобретает новый облик, отвечающий современным требованиям. Он получит новое теоретическое содержание