Жаманова Асемгуль Баттальгазыкызы, Учитель начальных классов, КГУ "Средняя общеобразовательная школа № 10", отдела образования города Экибастуза, Управления образования Павлодарской области, Казахстан, Павлодарская область, город Экибастуз
Методы формативного оценивания
Новые формы оценивания.
Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный – благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.
Знаки «+» и «-« для оценки согласия или несогласия с решением одноклассника.
Линейка Цукерман. После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность, и оформление работы.
На полях тетради ученики чертят три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.
Следующая оценочная методика, применяемая на практике учителем начальных классов – это карта понятий. Карта состоит из названий и понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному.
Основная цель данной методики – определить, насколько хорошо ученики видят общую картину всего курса или отдельной темы.
Составление карты понятий – это диагностическая процедура как для ребёнка. Так и для учителя. Знакомить учеников с работой подобного рода следует как можно раньше.
Кластерные карты и карты причин и следствий – отдельные виды карт понятий. Эти карты помогают ученикам создавать образы причинно- следственных отношений. Используя карты, учителя и ученики организуют свои знания и представляют информацию логичным и содержательным способом.