Кудайбергенова Гульнар Сашкеновна, учитель начальных классов, КГУ "Средняя общеобразовательная школа № 10", отдела образования города Экибастуза, Управления образования Павлодарской области, Казахстан, Павлодарская область, г. Экибастуз
Работа учащихся с несплошными текстами
Сегодня в современном мире возрастает необходимость в грамотном человеке, который владеет навыками поиска информации, её анализа, обработки, использования. А это во многом зависит от умения читать, работать с различными текстами, осмыслять и интерпретировать прочитанное и впоследствии применять в повседневной жизни.
Работа с текстами является связующим звеном всех учебных предметов, так как являетсяодним из основных видов работ на уроке и внеучебной деятельности учащихся.
Тексты можно разделить насплошныеи несплошные.
К сплошным текстам относят тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения, технические описания, инструкции и др.
Формы несплошныхтекстовтакже весьма разнообразны - карты,расписания, графики, диаграммы, схемы, таблицы, анкеты, билеты, постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления и т.д.
В несплошных текстах присутствуют несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.Это тексты, в которых информация даётся невербальным или не только вербальным способом.
Чтение несплошных текстов требует определённых навыков у учащихся, так как тексты организованы иначе. Для учащихся важно научиться получать информацию, которая представлена в любой текстовой форме.
Тематика несплошных текстов и структура учебных заданий подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся и по возможности находилось в сфере познавательных интересов учащихся.
При работе с текстами учащимся нужно уметь использовать разные виды чтения. Такие как:
1) чтение-просмотр - предварительное ознакомление с текстом;
2) сканирование - быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии;
3) быстрое чтение –знакомство с текстом в целом при высокой скорости чтения;
4)панорамное чтение -это результат совершенствования техники быстрого чтения. При этом скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения;
5) повторное чтение – чтение с целью более глубокого осмысления прочитанного;
6) выборочное чтение – это чтение части текста в соответствии с заданием;
7)аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его осознания, которое сопровождается выпиской фактов, цитат и т.д.;
8)углубленное-чтение, при котором обращается внимание на детали, их анализ и оценку, выявление непонятных мест.
При работе с несплошнымитекстамиучащимсянеобходимо совершить следующие действия:
1.Различить, сплошной это текст или несплошной.
2. Вычитать, например, из таблицы или схемы информацию, данную в явном виде и «между строк»?
3. Перевести, например, сплошной текст – в таблицу, схему, план или составить связный текст по схеме?
5. Самостоятельно составить опорный конспект, соединив слова и другие графические знаки
Как читать несплошные тексты?
Например, ученику нужно заполнить таблицу, которая называется «Склонение имён существительных», а затем на основе таблицы составить устный рассказ на ту же тему.
1.Читаем заголовок таблицы: «Склонения имён существительных».
О чём сказано в явном виде? У имён существительных есть склонения. Что читаем «между строк»? Этих склонений несколько (использована форма множественного числа – склонения). Какой вопрос возникает у читателя? Что такое склонение? Сколько этих склонений?
2. Ищем ответ на этот вопрос: читаем названия столбцов таблицы: 1склонение, 2 склонение, 3 склонение.
Какую дополнительную информацию они сообщают? Надо назвать имена существительные каких родов относятся к этим склонениям. Здесь есть подтекстовая информация: показано три столбца, значит, существительные надо распределить, разделив на три группы.
Результат работы – таблица. Опираясь на неё, нужно рассказать, о трёх склонениях имён существительных.
В русском языке существует три склонения имён существительных. К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –яв именительном падеже (дедушка, тётя). |
|
Таким образом, в непрерывно меняющемся обществе, ученика необходимо вооружить такими универсальными учебными способами действий, которые помогут ему приобрести социально-нравственный опыт, развиваться и совершенствоваться, и заставят думать, познавая окружающий мир. А работа с несплошными текстами способствует такому развитию.