ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
10 мая 2021 г.

Кудайбергенова Гульнар Сашкеновна, учитель начальных классов, КГУ "Средняя общеобразовательная школа № 10", отдела образования города Экибастуза, Управления образования Павлодарской области, Казахстан, Павлодарская область, г. Экибастуз  

 

 

Работа учащихся с несплошными текстами

Работа учащихся с несплошными текстами

Сегодня в современном мире возрастает необходимость в грамотном человеке, который владеет навыками поиска информации, её анализа, обработки,  использования. А это во многом зависит от умения читать, работать с различными текстами,  осмыслять и интерпретировать прочитанное и впоследствии применять в повседневной жизни.

Работа с текстами является связующим звеном всех учебных предметов, так как являетсяодним из основных видов работ на уроке и  внеучебной деятельности учащихся.

Тексты можно разделить насплошныеи несплошные.

К сплошным текстам относят тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения, технические описания, инструкции и др.

Формы несплошныхтекстовтакже весьма разнообразны - карты,расписания, графики, диаграммы, схемы, таблицы,  анкеты, билеты, постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления и т.д.

В несплошных текстах присутствуют несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.Это тексты, в которых информация даётся невербальным или не только вербальным способом.

Чтение несплошных текстов требует определённых навыков у учащихся, так как тексты организованы иначе. Для учащихся важно научиться получать информацию, которая представлена в любой текстовой форме.

Тематика несплошных текстов и структура учебных заданий подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся и по возможности находилось в сфере познавательных интересов учащихся.

При работе с текстами учащимся нужно уметь использовать разные виды чтения. Такие как:

1) чтение-просмотр - предварительное ознакомление с текстом;

2) сканирование -  быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии;

 3) быстрое чтение –знакомство с текстом в целом при высокой скорости чтения;

4)панорамное чтение -это результат  совершенствования техники быстрого чтения. При этом скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения;

5) повторное чтение – чтение с целью более глубокого осмысления прочитанного;

6) выборочное чтение – это чтение части текста в соответствии с заданием;

7)аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его осознания, которое сопровождается выпиской фактов, цитат и т.д.;

8)углубленное-чтение, при котором обращается внимание на детали, их анализ и оценку, выявление непонятных мест.

 

При работе с несплошнымитекстамиучащимсянеобходимо совершить следующие действия:

1.Различить, сплошной это текст или несплошной.
2. Вычитать, например, из таблицы или схемы информацию, данную в явном виде и «между строк»?
3. Перевести, например, сплошной текст  –  в таблицу, схему, план или составить связный текст по схеме? 
5. Самостоятельно составить опорный конспект, соединив слова и другие графические знаки

Как читать несплошные тексты?

Например, ученику нужно заполнить таблицу, которая называется «Склонение имён существительных», а затем на основе таблицы составить устный рассказ на ту же тему.

1.Читаем заголовок таблицы: «Склонения имён существительных». 

О чём сказано в явном виде? У имён существительных есть склонения. Что читаем «между строк»? Этих склонений несколько (использована форма множественного числа – склонения). Какой вопрос возникает у читателя? Что такое склонение? Сколько этих склонений?

2. Ищем ответ на этот вопрос: читаем названия столбцов таблицы: 1склонение, 2 склонение, 3 склонение.

Какую дополнительную информацию они сообщают? Надо назвать имена существительные каких родов относятся к этим склонениям. Здесь есть подтекстовая информация: показано три столбца, значит, существительные надо распределить, разделив на три группы.

Результат работы – таблица. Опираясь на неё, нужно рассказать, о трёх склонениях имён существительных.

 

В русском языке существует три склонения имён существительных.

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –яв именительном падеже (дедушка, тётя).
Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -ев именительном падеже
 (лес, меч, село, поле).
К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончаниемв именительном падеже (сирень, ночь).

Склонения имён существительных

1 склонение

2 склонение

3 склонение

тётя

(ж.р)

село(ср.р)

полеср.р)

 

сирень

(ж.р)

дедушка

(м.р.)

 

лес (м.р.)

меч(м.р.)

 

ночь

(ж.р)

 

Таким образом, в непрерывно меняющемся обществе, ученика необходимо вооружить такими универсальными учебными способами действий, которые помогут ему приобрести социально-нравственный опыт, развиваться и совершенствоваться, и заставят думать, познавая окружающий мир. А работа с несплошными текстами способствует такому развитию.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину