ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Педагогический подход Lesson study как ресурс расширения сотрудничества между учителями с целью формирования у обучающихся ключевых компетенций 21 века».

1 сентября 2021 г.

Оспанова Махаббат Талгатовна, Заместитель директора по УР, учитель истории и географии, КГУ "Советская средняя школа имени У.М. Ахмедсафина", Казахстан, Северо-Казахстанская область, Аккайынский район, село Трудовое

Педагогический подход Lesson study как ресурс расширения сотрудничества между учителями с целью формирования у обучающихся ключевых компетенций 21 века».

Педагогический подход Lesson study как ресурс расширения сотрудничества между учителями с целью формирования у обучающихся ключевых компетенций 21 века».

Аннотация

Данное описание педагогического опыта предназначено для административных команд и педагогов школы. Здесь представлен алгоритм внедрения системы обмена опытом на примере организации работы команды обучающихся учителей с использованием педагогического подхода Lesson study для получения высоких образовательных результатов и успеха каждого ученика.

Подход Lesson study помогает создать оптимальные условия для формирования ключевых компетенций у младших школьников средствами современного урока в условиях обновленного содержания образования.

В описании педагогического опыта подробно описываются этапы проведения урока-исследования с выводами и рекомендациями для учителей.

Педагогический подход подразумевает поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся, обеспечивающих качественное усвоение программы.

 

Содержание

  1. Введение
  2. Теоретические основы подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения.
  3. Практическое использование подхода Lesson Study учителями
  4. Анализ работы команды обучающихся учителей.
  5. Заключение
  6. Список использованных источников.
  7.  Приложения.

 

Введение.

      В современном мире возникает необходимость в творческих личностях, умеющих нестандартно мыслить, принимать креативные решения. Система образования призвана помочь в подготовке таких личностей. Основной фигурой в образовательном процессе является учитель. Во многом от его профессиональной подготовки и внутренней убежденности зависит успех начавшихся реформ в школе. Система образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых      в практической деятельности подходов в преподавании и обучении.

Можно по-разному организовывать профессиональное взаимодействие между учителями, тем самым повышая социальный капитал школы. Но есть некоторые важные моменты, которые должны сохраняться вне зависимости от способа:

-акцент на детей (на то, как они учатся, что меняется в их поведении в зависимости от действий учителя);

-постоянное наблюдение учителей за своей практикой,

-постоянный поиск эффективных педагогических технологий;

-создание в школе атмосферы поддержки изменений.

В нашей школе уже несколько лет назад состоялся переход от традиционных методических объединений к командам обучающихся учителей (КОУЧам). Вначале были сформированы команды по освоению современных технологий "формирующего оценивания", "смыслового чтения", "субъектно-ориентированного педагогического процесса" по изучению и применению педагогического подхода "Lesson study". Команды были сформированы на добровольной основе для обновления профессиональных отношений между коллегами и включения их в процесс управления инновациями. Работа по освоению технологий велась среди учителей одной параллели, работающих в одном классе, переплетая учителей разных предметов, начальной, основной и старшей школы, опытных и молодых педагогов. В течение учебного года КОУЧи совместно планировали, наблюдали и анализировали уроки друг друга, накапливая "Банк разработанных уроков" (проводя фото и видеосъёмки фрагментов уроков, собирая результаты исследовательской работы для коллег других команд).

        Деятельность в КОУЧах глубоко погружает учителя в современный инновационный урок. Учителя пытаются ответить на вопросы «Как же повысить профессиональную компетентность учителя, чтобы процесс преподавания и обучения был направлен на развитие ученика? Как повысить качество обучения по предмету?

     В 2018 году была создана команда обучающихся учителей по освоению педагогического подхода «Lesson study. Исследование урока», целью работы которой явилось совершенствование методики преподавания и повышение уровня знаний учащихся.

Цель описания педагогического опыта - инструкция по использованию подхода Lesson study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения.

Задачи:

 1.Ознакомить с особенностями подхода Lesson study.

2.Описать практическое применение данного подхода учителями

3. Представить циклы уроков с рефлексивным анализом.

Результат: педагоги узнают о подходе «Lesson study» и понимают важность применения данного метода в учебном процессе для улучшения практики преподавания.

Данное описание педагогического опыта представляет собой руководство по использованию подхода Lesson study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения, в нём представлен алгоритм внедрения системы обмена опытом на примере организации работы команды обучающихся учителей с использованием педагогического подхода Lesson study для получения высоких образовательных результатов и успеха каждого ученика.

Данное описание педагогического опыта окажет помощь в:

- применении Lesson study в школах;

- планировании, проведении и анализе Lesson study;

- вовлечении учащихся в процесс Lesson study;

- передаче коллегам практических знаний, полученных в результате использования Lesson study.

Теоретические основы подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения.

      Lesson study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход «Исследование в действии».

         В Lesson study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. Центральное место в Lesson study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. (Пит Дадли. Lesson Study: руководство. 2011 г.).  Ключевыми характеристиками Lesson study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых подходов. Lesson study является демократичным способом улучшения практики. Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Учителя, составляющие группу, в большинстве случаев, работают в одной школе, но могут быть привлечены коллеги из числа учителей других школ для совместной работы в целях улучшения практики. Иногда учителя, имеющие опыт работы по использованию определенных подходов или аспектов учебной программы, прошедшие соответствующую подготовку, могут быть приглашены в качестве профессионального куратора группы. Тем не менее, все члены группы в полном объеме и в равной степени вовлечены в процесс. При проведении цикла Lesson study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson study либо публикации документа с описанием их работы. На Западе Lesson study приобрел популярность только в текущем столетии, после подтверждения американскими исследователями факта наличия глубоких знаний у японских учителей, как в области педагогики в целом, так и в области преподаваемого предмета, обеспечивающих высокий уровень образовательных достижений японских учащихся, в сравнении с аналогичными группами учащихся США. В настоящее время в Восточной Азии Lesson study используется, помимо Японии, в Сингапуре, Гонконге и Китае. Данный подход применяется так же и в западных странах, в том числе в США, Великобритании, Швеции и Канаде.

Методика подхода Lesson Study эффективна, поскольку помогает учителям:

  • увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;
  • увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;
  • понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;
  • реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы
  • использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике.

       Подход Lesson study представляет собой цикл, включающий не менее трех Lesson study, совместно планируемых, преподаваемых/наблюдаемых и анализируемых группой учителей.

1. Что такое ключевая идея как фокус для исследования?

Учителя, проводящие уроки с применением подхода Lesson study, должны уметь определять не только конкретные цели и задачи, но и ключевую идею исследования, новый подход, с помощью которого будет решаться существующая проблема в учебной деятельности учащихся. Она, как правило, формулируется в виде вопроса. Например, «Как мы можем научить учащихся 3-а «б» класса более эффективно использовать возможности работы в группе для стимулирования общения среди учеников с целью «совместного мышления», для того, чтобы улучшить их обучение?» По сути дела, ключевая идея есть цель исследования.

Согласовывая ключевую идею будущих уроков, учителя должны ответить на многие вопросы для себя:

•        Зачем я буду использовать данный подход?

•        Почему существующие подходы не эффективны?

•        Как мне изменить существующую проблему?

•        Что мне необходимо предпринять для изменения существующей ситуации?

Поэтому следующим этапом совместного планирования учителями уроков будет изучение исследовательской литературы.

2. Изучение исследовательской литературы.

Что мы будем изучать? Конечно же, необходимо изучить специальную литературу по данному вопросу. Учителям предстоит кропотливая работа по сбору необходимой информации для моделирования содержания урока, заданий, инструментария, выбора форм и методов работы. Для обобщения всей необходимой информации учителям предстоит запланировать несколько встреч для планирования, сколько их будет – это зависит от учителей, совместно организующих подготовку к уроку.

А что же дальше?

3.Определение учителями класса для «исследования» и кандидатуры трех «исследуемых» учеников, представителей 3-х уровней: высокого, среднего и ниже среднего(низкого).

Класс для исследования определяют учителя самостоятельно, аргументируя свой выбор существующими зонами западания в учебном процессе данного класса. C целью повышения качества обучения учителя разрабатывают и совершенствуют новый подход в учебном процессе.

Учитывая то, что в классе есть учащиеся, имеющие разные уровни подготовленности, важно понимать, насколько предлагаемые задания и упражнения на уроке соответствуют уровню подготовленности учеников. Учителя должны при составлении заданий прописывать ожидаемые результаты учащихся. Научность данного подхода, подтверждающая ее эффективность, будет выражаться в сборе достоверных данных об учении ученика в процессе урока и после него при проведении интервьюирования исследуемых учащихся.

4. Как организовать группы?

Группы формируются учителем по принципу сообразности. Формирование групп по случайному признаку или с учетом конкретных сильных сторон индивидуальных участников групп, все это зависит от того, какие цели учителя ставят и что хотят получить в конечном итоге.

5. Проведение урока

Очень важно, чтобы учитель, проводящий урок, помог учащимся позитивно настроиться на урок, тем более, что на уроке будут присутствовать еще учителя - наблюдатели и будет производиться видеосъемка. Учитель в процессе занятий дает возможность учащимся, за которыми ведется наблюдение, отвечать наравне со всеми, не выделяя их.

6. Наблюдение на уроке за тремя «исследуемыми» учениками.

Учителя-наблюдатели ведут наблюдение каждый за своим учеником, внося результаты своего наблюдения в специально разработанную для данного урока схему наблюдения урока. (Приложение1). Схема наблюдения должна быть удобная, желательно в ней отразить все этапы урока. Учитель - наблюдатель должен иметь план проводимого урока. Это поможет в дальнейшем учителям-наблюдателям на уроке сравнивать устные ответы учащихся с правильными ответами предложенных заданий. Письменные задания учителя-наблюдатели могут оценить, подойдя к группе, где работает учащийся, за которым они ведут наблюдение. Также учителя ведут наблюдение за работой всего класса.

  1. Интервьюирование учащихся.

      Интервьюирование нескольких учащихся класса после проведенного урока поможет учителям выяснить их мнения об эффективности исследовательского урока. Вопросы для интервьюирования должны быть конкретными и направленными на получение обратной связи в виде деятельностной рефлексии. (Приложение 2).

8. Обсуждение исследовательского урока.

Обсуждение исследовательского урока можно представить как углубленную рефлексию по уроку всех участников. Учителя обсуждают исследовательский урок, соблюдая его определенную структуру. Очень важно учителям научиться не давать оценку уроку или действиям учителя.

Вначале учителя обсуждают результаты наблюдения за обучением трех «исследуемых» учеников на основе сопоставления с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, с последующим установлением причин произошедших изменений. Затем обсуждают обучение класса в целом.

При обсуждении хода исследовательского урока и процесса преподавания учителя отмечают положительные моменты всех этапов урока, проведенного учителем и деятельности учеников, а также предлагают свои предложения по улучшению урока. (Приложение3)

9. Совместное планирование группой следующей реализации подхода Lesson study.

Обсуждение проведенного урока и планирование следующих уроков, с учетом корректировки полученных результатов исследования, помогут учителям повысить качество и эффективность последующих уроков. Следующие уроки также проводятся по той же установленной структуре. Результативность такой организации учебного процесса можно будет проследить по динамике изменений успеваемости, учащихся через фокус предложенного исследуемого подхода учителями – исследователями

10. Популяризация и обобщение полученных результатов по применению подхода Lesson study.

Использование данного подхода является отличным способом профессионального развития, способствующего построению образовательного сообщества. Он позволяет наблюдать за действиями учеников и корректировать совместную деятельность.

Практическое использование педагогического подхода Lesson study командой обучающихся учителей школы.

           Процесс использования педагогического подхода Lesson study в 2018-2019 учебном году был начат с формирования проблемной группы. Группа сложилась из учителей, прошедших уровневые курсы и педагога-психолога. Педагогам была предложена анкета на выявление их отношения к новому в работе. В результате анкетирования были получены следующие результаты.

  1. Часто ли вы посещаете уроки коллег?

Почти все учителя ответили, что не хватает на это времени.

  1. Знаете ли вы о подходе Lesson study?

Все учителя ответили, что он им  известен.

  1. Обогатится ли ваш педагогический опыт от внедрения нового подхода?

       Учителя ответили, что скорей всего да.

Проанализировав результаты анкеты, мы сформулировали для себя цель: ознакомиться с методикой проведения данного подхода всеми членами группы и применить педагогический подход Lesson study на практике.

        В начале учебного года после совместного обсуждения с коллегами был составлен план работы группы на год таким образом, чтобы каждый педагог провёл циклы уроков в своём классе, побыл наблюдателем в других классах, взял интервью у учащихся. (Приложение 4). 

План работы может строиться исходя из проблемы в каждом наблюдаемом классе. Проблемы возникали разные: низкая познавательная и мотивационная деятельность  школьников на уроках, несформированность умения работать в парах и группах, слабый уровень работы с текстовыми материалами на уроках. 

        Уроки в данном формате дают команде хорошие возможности для дальнейшего развития: мы советуемся, помогаем друг другу при планировании, мы чувствуем коллективную ответственность при проведении урока, мы «болеем» за этот урок, команда учителей становится более сплоченной. Дети привыкают к таким урокам, не боятся отвечать. Были и проблемы, которые мы увидели - ученики не могут работать в группах, точнее работа проходит недостаточно результативно. Есть «выпавшие» ученики. Есть лидеры, не дающие работать другим. Подобные уроки иногда позволяют раскрывать учащихся, с другой стороны.

В конце года мы проанализировали работу нашей команды учителей и пришли к выводу, что не просто повысился   профессиональный уровень учителей, а была обеспечена педагогическая поддержка ученика.

Учителя  школы  активно использовали новый подход в учебном процессе.  Мы понимали, что в школе нужно продолжить данную работу. В 2019-2020 учебном году у нас образовалась  команда обучающихся учителей (КОУЧ) по теме «Реализация стратегии критического мышления с использованием подхода Lesson study». Я, являясь тьютором КОУЧа, ознакомила учителей  школы с особенностями педагогического подхода Lesson study, вместе с ними планировала, наблюдала и анализировала уроки. Были проведены циклы уроков английского языка, литературы, физики, географии в 7 классе.

     В нашей работе высокая эффективность достигнута на этапе обсуждения и планирования урока. Тот факт, что учителя значительно обогатили свой багаж знаниями разнообразных стратегий смыслового чтения и приобрели опыт их использования в практике, позволил активизировать процесс улучшения планирования урока. Именно на этом этапе учителями демонстрировалась коммуникативная гибкость, что не всегда прослеживалось в ходе обсуждения планирования ранее. Полученный опыт профессионального взаимодействия оказал положительное влияние на развитие компетентности отношений учителей: в процессе диалога коллеги демонстрируют умения понимать, слышать и слушать друг друга, аргументировать свои высказывания и сохранять благоприятную рабочую атмосферу.

   Этап педагогической рефлексии, т.е грамотного и объективного анализа урока вызывал у педагогов затруднения. Данная технология основана на постоянном совместном планировании и анализе, поэтому анализ урока стал более глубоким и осмысленным: от трактовки фактов мы пришли к обсуждению вопросов «почему», «что» и «как». Почему на этом этапе урока такая форма не эффективна, что мы не учли, как изменить ситуацию к лучшему? И такой подход к анализу урока действительно работает на улучшение следующего урока LS.  

Качество урока, его методический уровень значительно возросли. Это доказывают отзывы учеников и учителей, результаты наблюдения коллег, мониторинги качества знаний детей.

Работу построили следующим образом: 3 цикла на уроках русского языка, математики, казахского языка и литературы в начале года и в конце года, применяя приёмы LS. В начале года и в конце года провели диагностические работы и зафиксировали небольшую динамику улучшения в работе с текстом (Приложение 6) 

Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Анализ образовательных результатов показывает, что наибольшие затруднения ученики испытывают в применении знаний и вообще в их необходимости. Причиной данных учебных трудностей является недостаточность умения решать задачи проблемного характера, кооперироваться для совместного решения, осуществлять эффективную коммуникацию, не бояться нестандартных практических задач и решений.

       Команда осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, составленным на учебный год (Приложение 4).  Пополняется банк сценариев уроков по формированию компетенций 21 века  учащихся (Приложение7,8,9).

Анкета для опроса исследуемого учащегося  В  после урока

Что тебе больше всего понравилось на уроке?  Изучать знаки

Чему ты научился? Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде? Могу распознавать разные знаки

Что ты можешь сделать лучше? Лучше работать в группе

 Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна? Когда презентовали работу

Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем изменил и почему? Каждому дал поручение

Анкета для опроса исследуемого учащегося  С после урока

Что тебе больше всего понравилось на уроке?  Делать плакат

Чему ты научился? Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде? Научился распознавать дорожные знаки_

Что ты можешь сделать лучше? Активней работать в группе

 Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна? Когда работали в группе

Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем изменил и почему? Хочу, чтобы мне дали поручение

Рефлексивная карта урока

1.Что, по вашему мнению, прошло хорошо на уроке? Почему?

Хорошо прошли этапы формирование потребности и образа желаемого результата, т.к. учащихся заинтересовал данный материал

 2.Чего вы хотели достичь? Чему вы хотели научить учеников? Какого прогресса достиг каждый из учащихся? Был ли он оптимальным? Предметные результаты были достигнуты,  в разной мере формировались 4-к компетенции, оптимальным прогресс не был для каждого наблюдаемого. 

3.Насколько вам помог план? Что пошло не по плану? Почему это произошло?

Групповая работа затянулась, учащиеся долго работали с текстовой информацией, вызвали затруднения выбор нужной для них информации для плаката 

 4.Какие изменения нужно ввести в план?

Уменьшить объём текстовой и иллюстративной информации, чётко обозначит роли в группе

5.Каковы ваши дальнейшие шаги? Какие были неожиданности?

Низкая активная деятельность сильного ученика

6. Какой метод обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого из учащихся?

  Нужно чётко продумать групповую работу, чтобы каждый наблюдаемый ученик выполнял свою роль и видел свою значимость

7.Что мы должны постараться сделать в следующий раз? Чем вам помог коуч?

Продумать приёмы стимулирующие формирование 4-к компетенций, при оценивании продуктов групп чётко сформулировать критерии оценивания. Коуч помог спланировать, пронаблюдать и проанализировать урок

Анкета для опроса исследуемого учащегося  А после урока

Что тебе больше всего понравилось на уроке?  Выполнять роль эксперта

Чему ты научился? Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде? Находить решения проблемы урока

Что ты можешь сделать лучше? Лучше оценивать работу групп

Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна? Когда находили факты в учебнике

Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем изменил и почему? Мне понравилось работать в моей  группе

Анкета для опроса исследуемого учащегося  В  после урока

Что тебе больше всего понравилось на уроке?  Делать страничку газеты с ребятами

Чему ты научился? Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде? Находить нужную информацию

Что ты можешь сделать лучше? Лучше работать в группе

 Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна? Когда работали в группе

Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем изменил и почему? Ничего

Анкета для опроса исследуемого учащегося  С  после урока

Что тебе больше всего понравилось на уроке?  Делать коллаж

Чему ты научился? Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде? Отвечать на вопросы

Что ты можешь сделать лучше? Быстрей искать информацию

 Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна? Когда работали в группе

Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем изменил и почему? Мне хорошо в этой группе

Рефлексивная карта урока

1.Что, по вашему мнению, прошло хорошо на уроке? Почему?

 Хорошо прослеживалась работа с текстом. Каждый индивидуально записывал главную мысль или ключевые фразы по абзацам. Хорошо была поставлена работа по распределению ролей в группе и определению их функций.

2.Чего вы хотели достичь? Чему вы хотели научить учеников? Какого прогресса достиг каждый из учащихся? Был ли он оптимальным?

 Урок был более удачным чем предыдущий в плане того, что было возможно проследить саморегуляцию учащихся А, В, С.  

Предметные результаты были достигнуты,  в разной мере формировались 4-к компетенции, оптимальным прогресс не был для каждого наблюдаемого. 

3.Насколько вам помог план? Что пошло не по плану? Почему это произошло?

Групповая работа прошла более организованно, т.к регламентировалась временем. Всё прошло по плану 

 4.Какие изменения нужно ввести в план?

Уменьшить время для групповой работы, чтобы чётко прошла презентация работ.

5.Каковы ваши дальнейшие шаги? Какие были неожиданности?

Повысилась активность  слабого  ученика

6. Какой метод обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого из учащихся?

  Нужно чётко продумать  поручения для каждого наблюдаемого , чтобы ученик выполнял свою роль и видел свою значимость

7.Что мы должны постараться сделать в следующий раз? Чем вам помог коуч?

Продумать на каком этапе каким образом будем формировать 4-к компетенций. Коуч помог спланировать, пронаблюдать и проанализировать урок

Рефлексивная карта урока

1.Что, по вашему мнению, прошло хорошо на уроке? Почему?

Весь урок был построен так, что дети в практической деятельности решали учебные задачи. Дети стали понимать для чего они делают то или иное задание, стали так же понимать, что достигли за урок и почему у них это получилось.

2.Чего вы хотели достичь? Чему вы хотели научить учеников? Какого прогресса достиг каждый из учащихся? Был ли он оптимальным?

Предметные результаты были достигнуты,  в разной мере формировались 4-к компетенции, прогресс был оптимальным для каждого наблюдаемого. Даже слабые учащиеся были вовлечены в деятельность. Подбор заданий способствовал постоянной мыслительной деятельности учащихся.

3.Насколько вам помог план? Что пошло не по плану? Почему это произошло?

Групповая работа  регламентировалась временем. Презентация работ  прошла по плану 

 4.Какие изменения нужно ввести в план?

Дать время группе  для  подготовки более качественного представления работ.

5.Каковы ваши дальнейшие шаги? Какие были неожиданности?

У обучающихся можно было наблюдать качественную коммуникацию и кооперацию, во время выполнения учебной задачи дети проявляли креативность, в  выборе информации и оформлении продукта прослеживалось критическое мышление.

6. Какой метод обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого из учащихся?

Продолжить работу по формированию на уроках 4-к компетенций

  7.Что мы должны постараться сделать в следующий раз? Чем вам помог коуч?

Продумать на каком этапе, каким образом будем формировать 4-к компетенций. Коуч помог спланировать, пронаблюдать и проанализировать урок

Заключение.

Сравнивая результаты наблюдения на стартовой позиции и на промежуточном результате, заметен прогресс в преподавании учителей.

Таблица1

Мониторинг результативности деятельности педагогов по организации педагогического процесса в связи с применением педагогического подхода Lesson study

 

Фокус -группа

Стартовая позиция

Промежуточный  результат

Групповая работа

4 учителя из 6

6 учителей

Не предоставляют время для размышленияот 3до 7 секунд

3 учителей из 6

6 учителей

Техника постановки вопросов

2 учителя

5 учителей

Формы взаимодействия при диалоге были «учитель – ученик»

5 учителей

5 учителей

«ученик – ученик»,

3учителей

6 учителей

ученик –учитель» и «ученик – ученик»

2 учителя

5 учителей

Вовлеченность детей на уроке

55%

80%

 

Промежуточный результат показывает положительную динамику работы КОУЧа .

Из данной таблицы видим, что учителя группы на стартовой позиции практически не владели новыми подходами в обучении и преподавании. Четыре учителя  из  шести  не использовали групповую работу. Это говорит о незнании учителями методики организации групповой работы, недостаточность знаний необходимых для использования новых подходов в преподавании и обучении.   Наблюдение уроков на старте и промежуточных результатов показало эффективную динамику в использовании групповой работы. Положительная динамика 80% участия.

Успешность и эффективность применения педагогического подхода Lesson Study и мониторинга отразились через обратную связь с учащимися, наблюдения, фото и видео материалы и рефлексию учителей.  

В сравнении с анкетным данными стартовой позиции и повторным анкетированием, мнение учеников о процессе преподавания и обучения изменилось. С целью выявления, используется ли групповая работа на уроках и побуждают ли вопросы учителя к размышлениям, была предложена учащимся прежнюю анкету, используемою на стартовой позиции. Изменения видны таблице 1.

Таблица2

Мониторинг деятельности учащихся в связи с применением учителями педагогического подхода Lesson study

    

Вопросы из анкеты

Стартовая позиция

Промежуточный результат

ученики

ученики

всегда

иногда

никогда

всегда

иногда

никогда

 

Побуждают ли вопросы учителя вас размышлять, думать, доказывать?

38%

17%

 

 

42%

 

 

60%

 

 

20%

 

 

15%

 

Как часто групповая и парная работа используется на уроках?

15%

12%

 

 

37%

 

 

81%

 

 

19%

 

 

0%

 

Как часто на уроках учащиеся задают вопросы друг другу и сотрудничают?

21%

20%

 

 

 

59%

 

 

 

60%

 

 

 

35%

 

 

 

5%

 

Из итогов анкеты можно сделать вывод, что вопросы учителей побуждают учащихся размышлять, думать, доказывать; это мнение повысили еще 22% учеников, которые ответили «всегда»; стала использоваться групповая работа– мнение повысилось на 66%; учащиеся сотрудничают на уроках – повысили мнение 16% учащихся. Динамика прослеживается и в отрицательных ответах «никогда»: вопросы учителя не побуждают учащихся размышлять считают 1,5% (разница в 40,5%), групповая работа не проводится на уроках – 0%, и 5% учеников считают, что сотрудничества на уроках нет.

     Все педагоги, применяющие в своей работе педагогический подход Lesson study отметили, что совместное коллегиальное обучение способствует разрешению возникающих проблем, дает четкие ответы на возникающие вопросы, появляется видение дальнейшей работы.

Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история, именно так всегда и происходит…»   Поэтому давайте меняться и мир изменится вместе с нами. А еще Джон Дьюи сказал: «Если хотите изменить мир — идите в школу и начинайте оттуда!»

 

 

 

Список использованных источников.

  1. Бысик Н. В., Пинская М. А., Косарецкий С. Г., Полищук С. М., Бешлиян А. А. Я - эффективный директор "Как разработать и реализовать программу улучшения образовательных результатов учащихся школы"/ Бысик Н. В., Пинская М. А., Косарецкий С. Г., Полищук С. М., Бешлиян А. А. // М.: Издательская группа "Логос". - 2018.
  2. Бысик Н.В., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие / Бысик Н.В., Пинская М. А., Косарецкий С. Г.// Психологическая наука и образование. - 2018. Т.23. №5. С.87-101.
  3. Зайцев В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. - 2009. - №5. - С.28-35.
  4. Измайлова Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения//Начальная школа. 201 №1. С.67-72 
  5. Карен Приморский Луис, Кеннет Лейтхуд, Кайла Луолстром, Стивен Э. Андерсон      Уроки лидерства: прослеживая связь с улучшением знаний учащихся
  6. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения. // Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69.
  7. Куксо Е.Н. Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе. / Куксо Е.Н.// Издательство: Издательские решения – 2016 – 252 с.

Приложение 1

Анкета для опроса исследуемых учащихся АВС после урока

Что тебе больше всего понравилось на уроке? _______________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему ты научился? Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что ты можешь сделать лучше? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем изменил и почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО ученика:______________ Роспись_______ Дата:_______

Приложение 2

Рефлексивная карта урока

1.Что, по вашему мнению, прошло хорошо на уроке? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2.Чего вы хотели достичь? Чему вы хотели научить учеников? Какого прогресса достиг каждый из учащихся? Был ли он оптимальным? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Насколько вам помог план? Что пошло не по плану? Почему это произошло? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

 4.Какие изменения нужно ввести в план? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Если бы вы вновь провели этот урок что бы вы сделали по -другому?Как вы это сделаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Каковы ваши дальнейшие шаги? Какие были неожиданности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какой метод обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого из учащихся. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что мы должны постараться сделать в следующий раз? Чем вам помог коуч? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО учителя:______________ Роспись_______ Дата:_________ ФИО наблюдателя:_____

Приложение 4

План работы команды обучающихся учителей по использованию педагогического подхода Lesson study на 201-2015учебный год

Цель:  
- создание условий для самореализации и профессионального роста учителей;

Задачи:

-использовать подход Lesson-Study в целях совершенствований методики преподавания и повышения уровня знаний, учащихся по ключевым понятиям в начальной школе

- увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

-понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;

- реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы;

-использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике.

Дата

Содержание

Ответственный

сентябрь

  1. Первичное заседание группы LS для определения необходимых усовершенствований
  2.  изучение   руководства по использованию подхода Lesson study;
  3. утверждение плана работы группы на 2014-2015 учебный год;

Оспанова  М. Т

октябрь

  1. Совместное планирование LS-1 с

 определением ожидаемых результатов и установлением основных правил работы группы

     в 4-б классе, 2-а классе

  1. Проведение/наблюдение LS -1
  2. Опрос учащихся
  3. Обсуждение LS -1

Все члены группы

ноябрь

1.Совместное планирование LS-1 с

 определением ожидаемых результатов и установлением основных правил работы группы

     в классе

2.Проведение/наблюдение LS -1

3.Опрос учащихся

4.Обсуждение LS -1

Все члены группы

декабрь

1.Совместное планирование LS-1 с

 определением ожидаемых результатов и установлением основных правил работы группы

     в  классе

2.Проведение/наблюдение LS -1

3.Опрос учащихся

4.Обсуждение LS -1

Все члены группы

январь

Формальное представление результатов коллегам

Все члены группы

февраль

  1. Совместное планирование LS-2 с

 определением ожидаемых результатов

     в классе

Проведение/наблюдение LS -2

Опрос учащихся

  1. Обсуждение LS -2

Все члены группы

март

1.Совместное планирование LS-2 с

 определением ожидаемых результатов

     в 3-б классе, 3-а классе

2.Проведение/наблюдение LS -2

3.Опрос учащихся

4.Обсуждение LS -2

Все члены группы

апрель

1.Совместное планирование LS-2 с

 определением ожидаемых результатов

     в 1-б классе,  занятие логопеда

2.Проведение/наблюдение LS -2

3.Опрос учащихся

4.Обсуждение LS -2

Все члены группы

май

Формальное представление результатов коллегам

Все члены группы

         

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину