Ковалева Галина Валентиновна, воспитатель ясли - сада, ГККП "Ясли-сад № 51 акимата города Костаная отдела образования города Костаная", Казахстан, Костанайская область, г.Костанай
По формированию основ программирования и алгоритмического мышления
Методические рекомендации "Роботоша"
Пояснительная записка
В настоящее время большое внимание в стране уделяется дополнительному образованию в научно-техническом направлении. Информационные технологии, как необходимый в сегодняшней жизни инструмент, осваивают на всех уровнях образования. В то же время одной из проблем нашей страны являются: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Постоянно растет потребность страны в специалистах – профессионалах в области ИКТ, а не только грамотных пользователях. Актуальность программы состоит в том, что, мир будущего - это мир роботов и автоматизированных систем. В детском саду робототехника является важным аспектом пропедевтики дальнейшего изучения математики, информатики, программирования и физики, так как позволяет освоить на практике такие базовые понятия, как координаты, графики, алгоритмы, циклы, многозадачность, скорость, мощность. Занятия робототехникой помогает в решении многих задач развития, прежде всего в развитии высших психических функций: внимания, памяти, мышления (логического, пространственного, алгоритмического, эвристического), воображения и творческих способностей, моторики, коммуникативных умений и навыков.
Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показали, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованной деятельности.
Программируя робота, ребёнок получает практический результат этого поиска, который может быть им использован различным образом: в игре, в соревнованиях, в презентациях своим товарищам или взрослым. Это способствует приобщению к техническому творчеству детей дошкольного возраста и формирование STEM – компетенций.
Цель программы «Роботоша»: формирование основ программирования и алгоритмического мышления. Обеспечение введения в основные концепции программирования: конструирование по схемам и моделям, пошаговое программирование, развитие логики. Развитие навыков критического мышления.
Задачи:
-Формировать элементарные представления о программировании и алгоритмики.
-Способствовать овладению начальными навыками планирования деятельности.
-Развивать: логическое мышление и пространственное воображение; память, внимание, творческое воображение, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания; диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
-Воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам, чувство личной ответственности за полученный результат.
Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не только обучение детей основам алгоритмического мышления, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей курса «Роботоша» в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавным переход к учебной деятельности. Отличительные особенности программы «Роботоша» в том, что овладеть алгоритмическим стилем мышления непросто. Для этого нужно научиться заранее предсказывать ситуации, которые могут случиться в будущем, и предусматривать в планах правильное поведение в этих ситуациях. С другой стороны, как и другие человеческие навыки, алгоритмический стиль мышления можно развивать и тренировать путем целенаправленно подобранной системы упражнений. Такая система упражнений и предлагается в курсе «Роботоша» с использованием «Лего» - конструктора, конструктора «Тико», наборов "Робомышь". Конструктор «Тико» и «Лего» - является отличным помощником не только в интеллектуальном развитии, оно так же имеет особое значение для улучшения остроты зрения, цветового восприятия, а также восприятия форм, развитие мелкоймоторики рук. Набор "Робомышь" помогает знакомить детей 5-6 лет с азами программирования, погружает их в такую науку, как алгоритмика. В столь раннем возрасте это стало возможным после появления без текстовой методики программирования (не текст, а объекты, символы). С помощью нее ребенок может сначала составить программу из отдельных команд, а затем запрограммировать игрушку - Робомышь на выполнение определенных действий. Ведь любая программа, любой алгоритм – это что? Это набор последовательных команд, выполняя которые, объект достигает поставленной цели. В нашем случае – это последовательность шагов и поворотов, которые должна сделать Робомышь, чтобы правильно, без ошибок пройти по маршруту к кусочку сыра. Вот ребенок и учится понимать чужие алгоритмы, строить свои. И поверьте, ему это интересно, легко и познавательно. Играя, он развивается!
Программа «Роботоша» предусматривает занятия с детьми 5-6 лет. Объем программы: 36 часов Формы обучения и виды занятий: игра, демонстрация, сотрудничество в малых группах, индивидуальной и парной работе. Формы организации занятий варьируются педагогом и выбираются с учетом той или иной темы. Срок реализации программы – 9 месяцев. Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет до 30 минут.
Перспективное планирование кружка «Роботоша».
№ |
Тема |
Цели |
1 |
Добро пожаловать на планету Лего |
Совершенствовать знания детей с деталями «Лего» (кирпич, пластина, балка, основание поворотной платформы, побуждать их использовать воображение и фантазию, чтобы найти детали, из которых можно собрать функциональную часть. Способствовать экспериментированию, поиску ответов на вопросы "что, если бы". |
2. |
Наш любимый город |
Формировать умение использовать детали конструктора для постройки реальных объектов города: отделение полиции, пожарная часть, АЗС, продовольственный магазин, банкомат. Способствовать работе в парах. |
3. |
Мой дом. |
Формировать умение создавать модель дома, используя различные детали (кирпичики для стен, крыши, окна, двери) Совершенствование умений разыгрыванию типичных для города ситуации. (Пусть они ходят в гости к соседям и приглашают гостей к себе.) Способствовать совместному обсуждению. |
4 |
Общественные службы
|
Формировать умения выполнять постройку (например, пожарные и полицейские здания, используя детали лего. Объяснить детям, что общественным работником может быть каждый работник, что играет важную роль, делая жизнь общества более удобной. |
5 |
Больница для Роботоши. |
Формировать умения работать с матрицей подбирая детали определенного размера, цвета. Способствовать совместному обсуждению модели больницы и оборудованию в ней. |
6 |
Покупки для друзей. |
Формировать умение работать над созданием модели товаров. (яблоко, помидор, собака), используя схемы. Развивать мелкую моторику, мышление. Способствовать работе в парах. |
7 |
Пункты общественного питания |
Формировать умение создавать модель пункта общественного питания (кафе, передвижные закусочные). Развивать мышление, внимание. Способствовать совместной работе в парах. |
8 |
В машине шофер сидит, машина везет, гудит |
Совершенствовать знания о деталях конструктора. Формировать умение создавать модели разных участков автобусной или железнодорожной станции (например, билетную кассу, магазин, зал ожидания, поезд или автобус и т.п.). Способствовать работе парами.
|
9 |
Мой день в детском саду |
Формировать умения созданию модели какой-нибудь части группы детского сада. (спальня, игровая комната, раздевалка. Модель должна включать в себя обычные для этого места предметы (столы, стулья, игрушки и т.п.). Способствовать создавать совместную постройку.
|
|
«Знакомство с конструктором ТИКО. – «Огородная сказка "
|
Формировать умения соединять ТИКО-детали, конструировать ТИКО - фигуры по образцу (многоугольник). Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур.
|
10 |
Помоги другу. Домик для маленькой принцессы |
Формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах, Развитие творческих способностей и фантазии детей (возможность создавать оригинальные конструкции-дома). Способствовать умению сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым). |
11 |
Подарок от Роботоши. Мебель. |
Формировать умения конструировать мебель. Соединять ТИКО фигуры в определенном направлении. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Способствовать работе в парах. |
12 |
Коврик. |
Формирование умения следовать устным инструкциям, подбирая плоскостные фигуры треугольник, соединяя их. Развивать творческие способности. Способствовать сотрудничеству с другими детьми. |
13 |
Детская площадка. Горка. |
Формировать умения конструировать объёмные ТИКО – фигуры «горка», по образцу. Развиваем художественный вкус и эстетическое восприятие. Способствовать умение сотрудничать с другими людьми |
14. |
Карусель |
Формировать умения конструировать объёмные ТИКО – фигуры (карусель), по схеме. Развивать мелкую моторику. Способствовать умению работе в парах. |
15 |
Спортивный комплекс |
Совершенствовать умение детей работать по схеме. Развиваем творческие способности и фантазии детей (возможность создавать оригинальные конструкции). Способствовать эмоциональному отклику на игровое занятие и желание в нём участвовать. |
16 |
Качели |
Формировать умение выполнять объёмную постройку качели. Развиваем художественный вкус и эстетическое восприятие. Способствовать умение сотрудничать с другими детьми. |
17 |
Домашние питомцы. Кот |
Формировать умение выполнять плоскостную поделку «Кот» по образцу. Классифицировать различные виды многоугольников. Способствовать работе в паре. |
18 |
Собака |
Формировать умение выполнять плоскостную поделку «Собака». Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие. Воспитывать добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе. |
19. |
Цыпленок |
Формировать умение выполнять плоскостную поделку «Цыпленок». Развивать мелкую моторику. Способствовать умение сотрудничать с другими детьми. |
20. |
Утёнок |
Формировать умение выполнять плоскостную поделку «Утёнок». Развивать художественный вкус. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей. |
21 |
Игра «Сложи картинку» |
Формировать умение детей ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад). Развивать мышление. Способствовать работе в парах. |
22 |
Игра « Помоги мышке собрать ягоды» |
Формировать умение детей ориентироваться в пространстве (поворот направо, поворот налево, вперед, назад) Развивать логического мышления, внимания. Способствовать работе в команде. |
23 |
Игра «Что спрятала мышка в норке?» |
Продолжать формировать ориентироваться в пространстве (поворот направо, поворот налево, вперед, назад) Развивать логического мышления, внимания. Способствовать работе в команде. |
24. |
Знакомство с набором "Робот-мышь". Основы безопасного поведения на занятиях. |
Формировать знания о «Робот - мышь», назначение кнопок (вперёд, назад, поворот направо, поворот налево, очистить программу, запустить программу, звуки и анимация), карточек, о правилах безопасного поведения. Воспитание способности командной работы и коммуникации. |
25. |
"Робот-мышь". Основы безопасного поведения на занятиях. |
Продолжать формировать знания о «Робот - мышь», назначение кнопок (вперёд, назад, поворот направо, поворот налево, очистить программу, запустить программу, звуки и анимация), карточек, о правилах безопасного поведения. Воспитание способности командной работы и коммуникации. |
26. |
Сборка поля. Сборка лабиринта по карточке. |
Формировать знания о поле для мыши, его частях (16 ячеек), о правильной сборке поля (собираем сверху вниз). Познакомить с карточками схемами. Развивать мышление, пространственную ориентацию. Способствовать умению сотрудничать с другими детьми. |
27. |
Сборка поля. Сборка лабиринта по карточке. |
Продолжать формировать знания о поле для мыши, его частях (16 ячеек), о правильной сборке поля (собираем сверху вниз). Познакомить с карточками схемами. Развивать мышление, пространственную ориентацию. Способствовать умению сотрудничать с другими детьми. |
28 |
Игра «Помоги мышке собрать поле» |
Совершенствовать умения собирать поле, состоящее из 16 ячеек сверху вниз выставляя пазы в правильном направлении. Развивать логическое мышление. Способствовать дружескому общению. |
29 |
Игра «Помоги мышке собрать поле» |
Совершенствовать умения собирать поле, состоящее из 16 ячеек сверху вниз выставляя пазы в правильном направлении. Развивать логическое мышление. Способствовать дружескому общению. |
30 |
Робот-мышь: программирование и алгоритмика. |
Формирование умения пошагового программирования, составление пути следования мыши с помощью карточек. Развивать логическое мышление, навыков креативного мышления. Способствовать командной работы и коммуникации. |
31 |
Действие исполнителя. Игра «Выполни команду» |
Формирование умения работать по карточкам схемам, выполнять правильное направление движения мыши. Развивать внимание, мышление. Способствовать работе в команде. |
32 |
Игра ««Робомышь» ищет сыр» |
Совершенствовать умения по сборке поля по схеме Ориентация на поле. Найти короткий путь исполнителя к сыру. Выкладывать символами команды для исполнителя. Программировать «Робомышь». Способствовать работе в команде и коммуникации. |
33 |
Игра «Помоги Робомыше найти сыр» |
Совершенствовать умение собирать поле по схеме, ориентироваться на поле. Находить длинный путь исполнителя к сыру. Выкладывать символами команды для исполнителя программировать «Робомышь». Способствовать командной работе. |
34 |
Чья мышь точнее и правильнее дойдет до цели. Индивидуальное программирование |
Формировать умение самостоятельно составлять путь движения мыши к пункту назначения. Развивать логическое мышление. Способствовать взаимопомощи друг другу. |
35 |
Парный тур «Найти сыр в лабиринте» |
Познакомить с техникой безопасности при групповом соревновательном участии. Совершенствовать умение подготавливать поле по схеме, программировать мышь по схеме, составлять схему пути следования мыши. Способствовать работе в команде. |
36 |
Путешествие Робомыши по городу. |
Объединение лего конструктора, игрового поля и робомыши. Программирование путешествие по городу. Способствовать развитию коммуникативных навыков, работе в команде |