Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
ФИНАНСОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Нужны финансовые перемены
Финансовые перемены за 2,5 месяца для тех, кто хочет выйти из денежных рамок, повысить доходы и быстрее достичь жизнь мечты.
Анкета для записи на бесплатную консультацию к Ольге Ахидовой
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 
Формативное оценивание: от теории к практике

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
НОВОГОДНЯЯ ПРОГРАММА
Новогодняя программа по номинациям
Фестивали
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Электронные курсы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
NEV! "Снежная нежная сказка зимы"
NEV! Зимние забавы
9 сентября 2021 г.

Ковалева Галина Валентиновна, воспитатель ясли - сада, ГККП "Ясли-сад № 51 акимата города Костаная отдела образования города Костаная", Казахстан, Костанайская область, г.Костанай

Методические рекомендации "Роботоша"

По  формированию основ программирования и алгоритмического мышления

Методические рекомендации "Роботоша"

Пояснительная записка

В настоящее время большое внимание в стране уделяется дополнительному образованию в научно-техническом направлении. Информационные технологии, как необходимый в сегодняшней жизни инструмент, осваивают на всех уровнях образования. В то же время одной из проблем нашей страны являются: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Постоянно растет потребность страны в специалистах – профессионалах в области ИКТ, а не только грамотных пользователях. Актуальность программы состоит в том, что, мир будущего - это мир роботов и автоматизированных систем. В детском саду робототехника является важным аспектом пропедевтики дальнейшего изучения математики, информатики, программирования и физики, так как позволяет освоить на практике такие базовые понятия, как координаты, графики, алгоритмы, циклы, многозадачность, скорость, мощность. Занятия робототехникой помогает в решении многих задач развития, прежде всего в развитии высших психических функций: внимания, памяти, мышления (логического, пространственного, алгоритмического, эвристического), воображения и творческих способностей, моторики, коммуникативных умений и навыков.

Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показали, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованной деятельности.

Программируя робота, ребёнок получает практический результат этого поиска, который может быть им использован различным образом: в игре, в соревнованиях, в презентациях своим товарищам или взрослым. Это способствует приобщению к техническому творчеству детей дошкольного возраста и формирование STEM – компетенций.

Цель программы «Роботоша»: формирование основ программирования и алгоритмического мышления. Обеспечение введения в основные концепции программирования: конструирование по схемам и моделям, пошаговое программирование, развитие логики. Развитие навыков критического мышления.

Задачи:

-Формировать элементарные представления о программировании и алгоритмики.

-Способствовать овладению начальными навыками планирования деятельности.

-Развивать: логическое мышление и пространственное воображение; память, внимание, творческое воображение, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания; диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

-Воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам, чувство личной ответственности за полученный результат.

Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не только обучение детей основам алгоритмического мышления, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей курса «Роботоша» в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавным переход к учебной деятельности. Отличительные особенности программы «Роботоша» в том, что овладеть алгоритмическим стилем мышления непросто. Для этого нужно научиться заранее предсказывать ситуации, которые могут случиться в будущем, и предусматривать в планах правильное поведение в этих ситуациях. С другой стороны, как и другие человеческие навыки, алгоритмический стиль мышления можно развивать и тренировать путем целенаправленно подобранной системы упражнений. Такая система упражнений и предлагается в курсе «Роботоша» с использованием «Лего» - конструктора, конструктора «Тико», наборов "Робомышь". Конструктор «Тико» и «Лего» - является отличным помощником не только в интеллектуальном развитии, оно так же имеет особое значение для улучшения остроты зрения, цветового восприятия, а также восприятия форм, развитие мелкоймоторики рук. Набор "Робомышь" помогает знакомить детей 5-6 лет с азами программирования, погружает их в такую науку, как алгоритмика. В столь раннем возрасте это стало возможным после появления без текстовой методики программирования (не текст, а объекты, символы). С помощью нее ребенок может сначала составить программу из отдельных команд, а затем запрограммировать игрушку - Робомышь на выполнение определенных действий. Ведь любая программа, любой алгоритм – это что? Это набор последовательных команд, выполняя которые, объект достигает поставленной цели. В нашем случае – это последовательность шагов и поворотов, которые должна сделать Робомышь, чтобы правильно, без ошибок пройти по маршруту к кусочку сыра. Вот ребенок и учится понимать чужие алгоритмы, строить свои. И поверьте, ему это интересно, легко и познавательно. Играя, он развивается!

Программа «Роботоша» предусматривает занятия с детьми 5-6 лет. Объем программы: 36 часов Формы обучения и виды занятий: игра, демонстрация, сотрудничество в малых группах, индивидуальной и парной работе.  Формы организации занятий варьируются педагогом и выбираются с учетом той или иной темы. Срок реализации программы – 9 месяцев. Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет до 30 минут.

Перспективное планирование кружка «Роботоша».

Тема

Цели

1

Добро пожаловать на планету Лего

Совершенствовать знания детей с деталями «Лего» (кирпич, пластина, балка, основание поворотной платформы, побуждать их использовать воображение и фантазию, чтобы найти детали, из которых можно собрать функциональную часть.  Способствовать экспериментированию, поиску ответов на вопросы "что, если бы".

2.

Наш любимый город

Формировать умение использовать детали конструктора для постройки реальных объектов города: отделение полиции, пожарная часть, АЗС, продовольственный магазин, банкомат. Способствовать работе в парах.

3.

Мой дом.

Формировать умение создавать модель дома, используя различные детали (кирпичики для стен, крыши, окна, двери) Совершенствование умений разыгрыванию типичных для города ситуации. (Пусть они ходят в гости к соседям и приглашают гостей к себе.) Способствовать совместному обсуждению.

4

Общественные службы

 

Формировать умения выполнять постройку (например, пожарные и полицейские здания, используя детали лего. Объяснить детям, что общественным работником может быть каждый работник, что играет важную роль, делая жизнь общества более удобной.

5

Больница для Роботоши.

Формировать умения работать с матрицей подбирая детали определенного размера, цвета. Способствовать совместному обсуждению модели больницы и оборудованию в ней.

6

Покупки для друзей.

Формировать умение работать над созданием модели товаров. (яблоко, помидор, собака), используя схемы. Развивать мелкую моторику, мышление. Способствовать работе в парах.

7

Пункты общественного питания

Формировать умение создавать модель пункта общественного питания (кафе, передвижные закусочные). Развивать мышление, внимание. Способствовать  совместной работе в парах.

8

В машине шофер сидит, машина везет, гудит

Совершенствовать знания о деталях конструктора. Формировать умение создавать модели разных участков автобусной или железнодорожной станции (например, билетную кассу, магазин, зал ожидания, поезд или автобус и т.п.). Способствовать работе парами.

 

9

Мой день в детском саду

Формировать умения созданию модели какой-нибудь части группы детского сада. (спальня, игровая комната, раздевалка. Модель должна включать в себя обычные для этого места предметы (столы, стулья, игрушки и т.п.). Способствовать создавать совместную постройку.

 

 

«Знакомство с конструктором ТИКО.  –

«Огородная сказка "

 

Формировать умения соединять ТИКО-детали,

конструировать ТИКО - фигуры по образцу (многоугольник).

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур.

 

10

Помоги другу.

Домик для маленькой принцессы

Формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах, Развитие творческих способностей и фантазии детей (возможность создавать оригинальные конструкции-дома). Способствовать умению сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).

11

Подарок от Роботоши. Мебель.

Формировать умения конструировать мебель.

Соединять ТИКО фигуры в определенном направлении. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Способствовать работе в парах.

12

Коврик.

Формирование умения следовать устным инструкциям, подбирая плоскостные фигуры треугольник, соединяя их. Развивать творческие способности. Способствовать  сотрудничеству с другими детьми.

13

Детская площадка. Горка.

Формировать умения конструировать объёмные ТИКО – фигуры «горка», по образцу. Развиваем художественный вкус и эстетическое восприятие. Способствовать умение сотрудничать с другими людьми

14.

Карусель

Формировать умения конструировать объёмные ТИКО – фигуры (карусель), по схеме. Развивать мелкую моторику. Способствовать  умению работе в парах.

15

Спортивный комплекс

Совершенствовать умение детей работать по схеме. Развиваем творческие способности и фантазии детей (возможность создавать оригинальные конструкции). Способствовать эмоциональному отклику на игровое занятие и желание в нём участвовать.

16

Качели

Формировать умение выполнять объёмную постройку качели. Развиваем художественный вкус и эстетическое восприятие. Способствовать умение сотрудничать с другими детьми.

17

Домашние питомцы. Кот

Формировать умение выполнять плоскостную поделку «Кот» по образцу. Классифицировать различные виды многоугольников. Способствовать работе в паре.

18

Собака

Формировать умение выполнять плоскостную поделку «Собака». Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие. Воспитывать добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе.

19.

Цыпленок

Формировать умение выполнять плоскостную поделку «Цыпленок». Развивать мелкую моторику. Способствовать умение сотрудничать с другими детьми.

20.

Утёнок

Формировать умение выполнять плоскостную поделку «Утёнок». Развивать художественный вкус. Способствовать развитию  коммуникативных способностей детей.

21

Игра «Сложи картинку»

Формировать умение детей ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад). Развивать мышление. Способствовать работе в парах.

22

Игра « Помоги мышке  собрать ягоды»

Формировать умение детей ориентироваться в пространстве (поворот направо, поворот налево, вперед, назад) Развивать логического мышления, внимания. Способствовать  работе в команде.

23

Игра «Что спрятала мышка в норке?»

Продолжать формировать ориентироваться в пространстве (поворот направо, поворот налево, вперед, назад) Развивать логического мышления, внимания. Способствовать  работе в команде.

24.

Знакомство    с    набором    "Робот-мышь". Основы безопасного поведения на занятиях.

Формировать знания о «Робот - мышь», назначение кнопок (вперёд, назад, поворот направо, поворот налево, очистить программу, запустить программу, звуки и анимация), карточек, о правилах безопасного поведения. Воспитание способности командной работы и коммуникации.

25.

"Робот-мышь". Основы безопасного поведения на занятиях.

Продолжать формировать знания о «Робот - мышь», назначение кнопок (вперёд, назад, поворот направо, поворот налево, очистить программу, запустить программу, звуки и анимация), карточек, о правилах безопасного поведения. Воспитание способности командной работы и коммуникации.

26.

Сборка поля. Сборка лабиринта по карточке.

Формировать знания о поле для мыши, его частях (16 ячеек), о правильной сборке поля (собираем сверху вниз). Познакомить с карточками схемами. Развивать мышление, пространственную ориентацию. Способствовать умению сотрудничать с другими детьми.

27.

Сборка поля. Сборка лабиринта по карточке.

Продолжать формировать знания о поле для мыши, его частях (16 ячеек), о правильной сборке поля (собираем сверху вниз). Познакомить с карточками схемами. Развивать мышление, пространственную ориентацию. Способствовать умению сотрудничать с другими детьми.

28

Игра «Помоги мышке собрать  поле»

Совершенствовать умения собирать поле, состоящее из 16 ячеек сверху вниз выставляя пазы в правильном направлении. Развивать логическое мышление. Способствовать дружескому общению.

29

Игра «Помоги мышке собрать  поле»

Совершенствовать умения собирать поле, состоящее из 16 ячеек сверху вниз выставляя пазы в правильном направлении. Развивать логическое мышление. Способствовать дружескому общению.

30

Робот-мышь: программирование и алгоритмика.

Формирование умения пошагового программирования, составление пути следования мыши с помощью карточек. Развивать логическое мышление, навыков креативного мышления. Способствовать командной работы и коммуникации.

31

Действие исполнителя. Игра «Выполни команду»

Формирование умения работать по карточкам схемам, выполнять правильное направление движения мыши. Развивать внимание, мышление. Способствовать работе в команде.

32

Игра ««Робомышь» ищет сыр»

Совершенствовать умения по сборке поля по схеме Ориентация на поле. Найти короткий путь исполнителя к сыру. Выкладывать символами команды для исполнителя. Программировать «Робомышь». Способствовать работе в команде и коммуникации.

33

Игра «Помоги Робомыше найти сыр»

Совершенствовать умение собирать поле по схеме, ориентироваться на поле. Находить длинный путь исполнителя к сыру. Выкладывать символами команды для исполнителя программировать «Робомышь». Способствовать командной работе.

34

 Чья мышь точнее и правильнее дойдет до цели. Индивидуальное программирование

Формировать умение самостоятельно составлять путь движения мыши к пункту назначения. Развивать логическое мышление. Способствовать  взаимопомощи друг другу.

35

Парный тур «Найти сыр в лабиринте»

Познакомить с техникой безопасности при групповом соревновательном участии. Совершенствовать умение подготавливать поле по схеме, программировать мышь по схеме, составлять схему пути следования мыши.  Способствовать работе в команде.

36

Путешествие Робомыши по городу.

Объединение лего конструктора, игрового поля и робомыши. Программирование путешествие по городу. Способствовать развитию коммуникативных навыков, работе в команде

 

 

Источник:Методические рекомендации "Роботоша"|
9 сентября 2021 г.
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину