Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
ФИНАНСОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Нужны финансовые перемены
Финансовые перемены за 2,5 месяца для тех, кто хочет выйти из денежных рамок, повысить доходы и быстрее достичь жизнь мечты.
Анкета для записи на бесплатную консультацию к Ольге Ахидовой
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 
Формативное оценивание: от теории к практике

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
НОВОГОДНЯЯ ПРОГРАММА
Новогодняя программа по номинациям
Фестивали
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Электронные курсы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
NEV! "Снежная нежная сказка зимы"
NEV! Зимние забавы

Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры родителей

4 октября 2021 г.

Фролова Елена Николаевна, учитель начальных классов, 2 класс,    КГУ "Владимировская общеобразовательная школа" отдела образования Костанайского района Управления образования акимата Костанайской области, Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, с. Владимировка

Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры родителей

Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры родителей

   Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.

   Анализ современного общества и современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявляться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях психического и личностного развития.

   Многие социальные проблемы общества, например, преступность, наркомания, алкоголь, психические расстройства, очень часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры (безответственным отношением к выполнению своих воспитательных функций, сильнейшей мотивационной ограниченностью в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении проблем семейного воспитания).[1]

   Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно влияют на изменение характера детско-родительских отношений. Это проявляется в объеднении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто провоцирует у ребенка формирование неадекватной самооценки, неуверенность в своих силах, отрицательные формы самоутверждения, а в крайних случаях выражается в задержках речевого и психического развития, в педагогической запущенности ребенка.

   Поэтому формирование психолого-педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества, выступает частью современной социальной политики государства. [2]

   Однако в настоящее время отсутствует единая система формирования психолого-педагогической культуры родителей. Старые формы работы с родителями по совершенствованию их родительской культуры (педагогический всеобуч, педагогическое просвещение) постепенно сошли на нет, новые - только набирают свою силу. Нет четкого представления о феноменологии психолого-педагогической культуры родителей, формах и методах ее формирования в новых условиях.

   Построение концепции формирования психолого-педагогической культуры родителей требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопленного научно-исследовательского фонда.

   Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». И роль учителя в организации этой работы огромна. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

   Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, укреплению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также предоставление информации родителям об особенностях и условиях семейного воспитания. [3]

Основные принципы, которыми должны руководствоваться педагоги при работе с родителями следующие: 

  • ответственность перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей;
  • уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
  • повышение авторитета родителей в глазах детей;
  • тактичность и обоснованность предъявления необходимых требований к родителям учащихся.


   Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. 

   В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

  В работе с родителями следует использовать такие формы работы как:

  • родительские собрания; 
  • лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; 
  • тематические консультации;
  • педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка в семье и школе; 
  • обмен опытом воспитания детей в семье; 
  • вечера вопросов и ответов; 
  • дни открытых дверей; 
  • презентация семейного опыта воспитания; 
  • родительский ринг;
  • круглый стол;
  • собрание-диспут; 
  • деловая игра.


  Одной из основных и эффективных форм взаимодействия семьи и школы является родительское собрание, которое по праву считается в учительской среде не менее «сложным жанром», чем уроки или внеклассное мероприятие.
   Родительское собрание – это универсальная форма работы, позволяющая решать ряд задач: организацию коллектива родителей, их психолого-педагогическое просвещение, управление процессом воспитания, оказание помощи родителям в воспитании детей и т.д. [4]

   Классному руководителю при подготовке родительского собрания необходимо учитывать, что тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей и обуславливаться закономерностями развития личности школьников, особенностями развития коллектива учащихся, логикой формирования педагогической культуры родителей.

   Большую помощь при подготовке собрания может оказать психолого-педагогическая диагностика личности учащихся, классного коллектива.
   Чаще всего классными руководителями используются экспресс - методики не требующие больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов: беседы с родителями и учащимися, тесты, анкеты. Хорошо, когда помощь классному руководителю оказывают школьный психолог и социальный педагог.

   Решение родительского собрания принимается в форме рекомендаций родителям. Каждому родителю вручается памятка о воспитании в семье.

Памятка родителям

  1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать его. Вникайте в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
  2. Принимайте решение совместно с ребенком, а так же давайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что он волен сам выбирать из нескольких возможностей.
  3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было вести себя неправильно.
  4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  5. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
  6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований, т.к. ему трудно делать все сразу.
  7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

   Формирования психолого-педагогической культуры родителей

должна помочь родителям найти ответ на интересующие вопросы воспитания, оказать помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, откорректировать ошибки в воспитании.

Список использованных источников.

  1. http://roomartr.narod.ru/28-02-2013-doc
  2. Калейдоскоп родительских собраний под ред. Степанова Е.Н. М., Сфера, 2003.
  3. http://nauka-pedagogika.com
  4. http://www.studmed.ru
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину