Фролова Елена Николаевна, учитель начальных классов, 2 класс, КГУ "Владимировская общеобразовательная школа" отдела образования Костанайского района Управления образования акимата Костанайской области, Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, с. Владимировка
Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры родителей
Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.
Анализ современного общества и современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявляться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях психического и личностного развития.
Многие социальные проблемы общества, например, преступность, наркомания, алкоголь, психические расстройства, очень часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры (безответственным отношением к выполнению своих воспитательных функций, сильнейшей мотивационной ограниченностью в решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении проблем семейного воспитания).[1]
Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно влияют на изменение характера детско-родительских отношений. Это проявляется в объеднении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто провоцирует у ребенка формирование неадекватной самооценки, неуверенность в своих силах, отрицательные формы самоутверждения, а в крайних случаях выражается в задержках речевого и психического развития, в педагогической запущенности ребенка.
Поэтому формирование психолого-педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества, выступает частью современной социальной политики государства. [2]
Однако в настоящее время отсутствует единая система формирования психолого-педагогической культуры родителей. Старые формы работы с родителями по совершенствованию их родительской культуры (педагогический всеобуч, педагогическое просвещение) постепенно сошли на нет, новые - только набирают свою силу. Нет четкого представления о феноменологии психолого-педагогической культуры родителей, формах и методах ее формирования в новых условиях.
Построение концепции формирования психолого-педагогической культуры родителей требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопленного научно-исследовательского фонда.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». И роль учителя в организации этой работы огромна. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, укреплению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также предоставление информации родителям об особенностях и условиях семейного воспитания. [3]
Основные принципы, которыми должны руководствоваться педагоги при работе с родителями следующие:
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».
В работе с родителями следует использовать такие формы работы как:
Одной из основных и эффективных форм взаимодействия семьи и школы является родительское собрание, которое по праву считается в учительской среде не менее «сложным жанром», чем уроки или внеклассное мероприятие.
Родительское собрание – это универсальная форма работы, позволяющая решать ряд задач: организацию коллектива родителей, их психолого-педагогическое просвещение, управление процессом воспитания, оказание помощи родителям в воспитании детей и т.д. [4]
Классному руководителю при подготовке родительского собрания необходимо учитывать, что тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей и обуславливаться закономерностями развития личности школьников, особенностями развития коллектива учащихся, логикой формирования педагогической культуры родителей.
Большую помощь при подготовке собрания может оказать психолого-педагогическая диагностика личности учащихся, классного коллектива.
Чаще всего классными руководителями используются экспресс - методики не требующие больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов: беседы с родителями и учащимися, тесты, анкеты. Хорошо, когда помощь классному руководителю оказывают школьный психолог и социальный педагог.
Решение родительского собрания принимается в форме рекомендаций родителям. Каждому родителю вручается памятка о воспитании в семье.
Памятка родителям
Формирования психолого-педагогической культуры родителей
должна помочь родителям найти ответ на интересующие вопросы воспитания, оказать помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, откорректировать ошибки в воспитании.
Список использованных источников.