Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
ФИНАНСОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Нужны финансовые перемены
Финансовые перемены за 2,5 месяца для тех, кто хочет выйти из денежных рамок, повысить доходы и быстрее достичь жизнь мечты.
Анкета для записи на бесплатную консультацию к Ольге Ахидовой
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 
Формативное оценивание: от теории к практике

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
НОВОГОДНЯЯ ПРОГРАММА
Новогодняя программа по номинациям
Фестивали
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Электронные курсы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
NEV! "Снежная нежная сказка зимы"
NEV! Зимние забавы
14 октября 2021 г.

 Колосницина Елена Николаевна, воспитатель, КГКП "Жас ұрпак", подразделение "Жас өркен", Казахстан, Павлодарская область, город Экибастуз

Авторская программа "Дорога в самостоятельную жизнь"

Авторская программа "Дорога в самостоятельную жизнь"

ВВЕДЕНИЕ.

 

Главной целью современного образования, согласно концепции развития образования в Республике Казахстан,  является  формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных компетенций, свободно ориентироваться, самореализовываться,  саморазвиваться и самостоятельно принимать решения в условиях быстро меняющегося мира.

Данная цель имеет прямое отношение к воспитанникам  «Жас ұрпақ» - это выпускники Центра поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. В настоящее время в республике принят ряд мер, направленных на улучшение положения детей, воспитывающихся интернатных учреждениях

Основное назначение таких учреждений, как социального института, призванного заменить ребенку семью – это помощь в социальной адаптации и подготовка воспитанника к успешной самостоятельной жизни в  обществе.

Выходя в самостоятельную жизнь, воспитанники учреждения «Жас ұрпақ» сталкиваются с массой социальных проблем. Одна из основных – успешно адаптироваться  в современном обществе и самостоятельно идти  к достижению своей цели.

Воспитанники,  в силу своего предыдущего жизненного опыта, имеют своеобразное понятие о социальных отношениях. Пребывание в закрытом учреждении формирует у них особый тип поведения, общения со сверстниками и взрослыми. И хотя коллектив педагогов создает максимальный  фон большой семьи, способствует эмоциональной стабильности, групповой защищенности, в целом подобный образ жизни отрицательно влияет на формирование навыков разнопланового общения, не учит детей, как наладить отношения с другими людьми, адекватно реагировать на ситуацию, адекватно оценивать свои качества и качества других в социуме. У детей не удовлетворены многие социальные компетенции, например, в неформальном общении, самоутверждении, самостоятельности. Им не хватает уверенности, отсутствует реальное представление о жизни, правильная оценка окружающей действительности.

Программа  «Дорога в самостоятельную жизнь» направлена на формирование пространства для духовно-нравственного развития воспитанников  на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина Казахстана. 

Данная программа  направлена  на  создания условий  для воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел».

В наше время растут  требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям: социально защищенные; нравственно стойкие; социально закаленные, против всякого рода соблазнов; имеющие знания на уровне современной науки и техники; здоровые физически и психически; и главное, имеющие социальный опыт самостоятельного принятия решений, делающие выбор поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.

Современный молодой человек должен быть социально активной личностью, со своей сформированной гражданской позицией, которую он свободно и открыто может выражать в различных видах деятельности, в том числе и в средствах  массовой коммуникации, которые считаются еще одним автономным  институтом социализации (печать, радио, телевидение, компьютерные сети) и  с помощью которых осуществляется распространение информации на количественно большие рассредоточенные аудитории. Их значение и роль быстро возрастают. 

Педагогическая цель программы - заложить в юном человеке столько любви, веры в себя и людей, столько открытости и независимости, чтобы хватило на яркую, интересную, взрослую жизнь. Главное – безграничная вера в талант своих воспитанников и кропотливая работа по формированию души, которая «обязана трудиться»!

 

Пояснительная записка.

 

Воспитанники учреждения «Жас ұрпақ» представляют собой особую категорию детей, испытавших на себе влияние различных   травмирующих   факторов,   что   определяет   особенности     их   психического,    социального и в некоторых случаях физического развития.   Социальную   адаптацию   определяют   как  процесс     интеграции    человека   в общество, в результате которого формируется самосознание    и ролевое     поведение,   способность к самоконтролю и самообслуживанию, адекватные    связи   с  окружающими. На  данный момент в  жизни выпускников интернатного учреждения можно выделить  следующие трудности в их социальной  адаптации:

1. Отсутствие жилья, неспособность сохранить имеющееся жилье.

2.Проблемы       в трудоустройстве,      связанные с низким уровнем профессионального  образования,     невостребованностью полученной профессии на рынке труда.

3.Отсутствие осознанной активной экономической позиции, ориентация на государственное обеспечение (получение пособий).

4.Трудности   в  установлении   новых   социальных   контактов,   отчуждение, изоляция.

5.Трудности включения в трудовой коллектив (конфликты на рабочем месте, несоблюдение правил трудового распорядка, несамостоятельность).

6.Повышенная   внушаемость,   некритическая   доверчивость,   подверженность манипулятивным психологическим воздействиям, в результате чего выпускники становятся жертвами обмана, попадают в асоциальные группы, совершают правонарушения.

7.Неудачи в создании собственной семьи, связанные с личностной незрелостью, отсутствием опыта проживания в семье.

8. Склонность к формированию аддитивных форм поведения.

К сожалению, в настоящее время уровень социальной компетентности    воспитанников     является   недостаточным      для  успешной интеграции в общество. Эта неготовность к самостоятельной жизни проявляется в самых разных ситуациях. Например, нередки  случаи, когда выпускники, будучи учащимися колледжа, не обладают достаточной финансовой грамотностью, чтобы планировать свои хозяйственные траты, навыками в организации собственного   распорядка   дня   и досуга,   вследствие   чего   им   сложно регулярно   посещать   учебное   заведение   или   работу.   Наблюдаются сложности в коммуникации с другими людьми, в случае возникновения какой-либо проблемы они затрудняются обратиться за помощью, замыкаются в себе. На данный момент проблема социальной адаптации выпускников  находится   в  центре   внимания   многих   общественных и государственных организаций.

Наблюдается дефицит у  воспитанников  навыков самостоятельного поиска и анализа необходимой информации. Таким образом, возникли задачи научить будущих выпускников,  продуктивно использовать справочные пособия как бумажные, так и электронные,  формировать в подростках готовность к самостоятельному решению бытовых вопросов,   развить   у  воспитанников   навыки   правильно   формулировать проблемы и находить специалистов по их разрешению. Для решения  этих задач я разработала цикл занятий.

 

Цель  программы:  

подготовить выпускников к самостоятельной жизни вне учреждения.

 

Задачи:

 

1.Коррекция и формирование социальных умений и навыков участников занятий;

2.Развитие способности адекватно и понимать себя и других;

3.Обучение индивидуализированным приемам межличностного общения; 

 

Условия реализации программы:

Занятия планируются 1 раз  в неделю по 1 академическому часу (40 минут занятие),  не исключая каникулярное время. Объём учебной нагрузки установлен СанПиНом. Количество детей в группе 10  человек. Учитывая специфику работы в условиях детского доиазанятия проводятся с  разновозрастной группой детей.

 

Срок реализации программы: 3 года.

Возраст воспитанников – 17-23 года.

Общее количество часов по программе – 108 часов

 

Цикл занятий  разработан   не   только   с учетом   возрастных  и психологических особенностей участников, но и опирается  на их личный жизненный опыт, реальные потребности, с учетом предстоящих  изменений в жизни.

 

Особенности    программы:

Занятия включают в себя упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.

 

Для всех участников  на занятиях обеспечивается максимальная свобода и комфорт.  Добровольное присутствие  подростка  на занятиях повышает его включенность в работу и повышает личную ответственность за результат.  Все участники совместно разрабатывают правила поведения во время занятия, которые можно дополнять и менять по мере необходимости. Выполнение этого условия позволяет   сохранять   границы   занятия   и  помогает   ведущему   организовать и регулировать процесс. Очень важно, чтобы правила были предложены самими участниками, включая ведущего, и служили конкретным   практическим   целям.   Ведущий   может   предложить каждому участнику сказать, при каких условиях ему или ей будет комфортно здесь находиться, и начать с себя. Например: «Мне  трудно   говорить   с  кем-то   одновременно,   давайте   будем   говорить по очереди». Записывая правила, важно избегать отрицающих, директивных форм (не перебивать, не шуметь). Совместная разработка правил позволяет уделить индивидуальное внимание  каждому   участнику,   помогает   делегировать   ответственность   за  процесс занятия. Для того чтобы поддерживать непринужденную творческую атмосферу, можно оговорить и систему штрафов для нарушителей, например, какое-то забавное задание. Уважительное отношение ко всем идеям и высказываниям участников по теме занятия, независимо от того, насколько они верны, целесообразность идеи или высказывания  необходимо проверить в условиях тренинга. Соблюдение  этого условия позволяет на практике реализовать принцип партнерского   общения   и  повысить   включенность   участников.  

 

Структура занятий:

Структура каждого занятия может меняться в зависимости от выбранных методов и сценария (например, круглый стол со специалистом, ролевая игра, игра-квест), но во всех занятиях обязательно присутствуют:

1.Обратная связь с участниками в начале, в конце и в течение всего  занятия;

2.Двигательная разминка два раза в течение полутора часов; 

3.Самостоятельная работа со справочными материалами.

Обратная связь  позволяет осуществлять на практике принцип  объективации.   Воспитателю   в  процессе   обратной   связи   в  начале   занятия с группой проще понять настрой участников и их ожидания.

В конце занятия, чтобы определить, насколько воспринята информация, буден задан  вопрос: «Как в будущем я могу использовать   то,   что   узнал   сегодня?»   или   обобщен   опыт:   «Что   мне уже было известно и  что добавилось к  моему опыту?»  Обратная связь от воспитателя  может быть в виде вопроса, например: «Почему ты считаешь эту информацию ненужной (или нужной) для тебя?» или «Как, по твоему, можно исследовать эту тему?» Важно, чтобы обратная связь от воспитателя  к участнику была ресурсной, например: «Спасибо, это интересная идея, давай в ходе нашей встречи постараемся ее проверить на практике». Постоянное включение обратной связи позволяет поддерживать диалог не по принципу «воспитатель — воспитанник», а как уважительное общение между двумя взрослыми людьми. Навык вести такой диалог очень понадобится выпускнику в самостоятельной жизни.

При планировании  занятий разминкам  уделяется особое внимание. Она выполняет сразу несколько функций:  настраивает участников на контакт друг с другом; помогает освоиться в пространстве тренинга;  может служить введением к теме;  позволяет быстрее и легче переключаться с одной темы на другую; способствует групповой динамике;  поддерживает рабочий настрой;  позволяет  раскрепоститься  и почувствовать себя свободнее  и, как следствие, способствует более продуктивному усвоению материала занятия;  создает атмосферу творчества и спонтанности.

Творческое   исследование  является  одним    из  обязательных условий занятий. Это самостоятельный поиск информации. Участникам предлагается проблемная ситуация, не обязательно предполагающая единственно верное решение.  Это может быть как самостоятельная работа, так и метод «мозгового штурма» в группе.

 

Программа построена на принципах:

 

Принцип   активности.  Опирается   на   известную   из   области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять  процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что  он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам. Таким образом, цели занятия достигаются через осознание, апробирование и тренировку  приемов, способов поведения, идей, предложенных ведущими,  с активным включением всех участников занятия.

Принцип   исследовательской   творческой   позиции. Суть этого принципа заключается в том, что в ходе занятия участники   группы   осознают,   обнаруживают,   открывают   для   себя   уже известные идеи и закономерности, а также, что особенно важно,   свои   личные   ресурсы   и  возможные   особенности.   Исходя  из этого принципа, работа ведущего заключается в том, чтобы придумать, смоделировать и организовать те ситуации, которые  давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения и экспериментировать с ними. Для реализации этого принципа на практике необходима  креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.  Его   применение   может   встречать   сопротивление   со   стороны  участников.   У  них   уже   имеется   определенный   опыт   общения,  когда   предлагаются   правила,   модели,   которые   надо   выучить  и следовать им в дальнейшем. Встреча с другим, непривычным  способом обучения может вызывать недовольство. Преодолеть внутренний протест помогают ситуации, позволяющие участникам   осознать   важность   и  необходимость   формирования   у  них готовности   и  в   дальнейшем   экспериментировать   со   своим   поведением,   творчески   относиться   к жизни   и  к   самому   себе.   На  практике это выглядит так: мы поощряем любое представленное участником решение или действие по заданной теме, оговаривая,   каким   важным   опытом   являются   наши   ошибки,   или   предлагая позднее проверить правильность своего высказывания на практике (в группе) или в дискуссии.

Принцип   объективации   (осознания)   поведения.  В  процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного   на   объективированный   уровень,   позволяющий   отследить изменения   в  группе.   Универсальным   средством   объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача ведущего.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация  этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Учебный план программы

 

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Всего

Первый год обучения

I

Вводный блок

1

1

2

II

Сам себе адвокат.

3

6

9

III

Я построю свой дом сам.

3

3

6

IV

Я знаю что делать!

2

4

6

V

Я и мое здоровье!

1

4

5

VI

Мое будущее!

3

5

8

 

Итого

13

23

36

 

Второй год обучения

I

Вводный блок

1

1

2

II

Сам себе адвокат.

4

3

7

III

Я построю свой дом сам.

3

3

6

IV

Я знаю что делать!

3

3

6

V

Я и мое здоровье!

3

5

8

VI

Мое будущее!

2

5

7

 

Итого

16

20

36

 

Третий год обучения

I

Вводный блок

1

1

2

II

Сам себе адвокат.

 

3

3

III

Я построю свой дом сам.

3

8

11

IV

Я знаю что делать!

2

2

4

V

Я и мое здоровье!

3

4

7

VI

Мое будущее!

3

6

9

 

Итого

12

24

36

 

                                              Всего

41

67

108

           

Содержание программы

I БЛОК. Вводный блок .

Задача данного блока, познакомить  воспитанников  с  программой  «Дорога в самостоятельную жизнь».  Совместно с воспитанниками  разработать правила группы. Развить мотивацию к дальнейшему посещению занятий. Способствовать формированию доверительной, творческой атмосферы в группе.

 

II БЛОК. Сам себе адвокат.

Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Особенность данного блока заключается в том, что он дает воспитанникам сведения практического характера, знакомит воспитанников  с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы казахстанского законодательства.

Цель данного блока: Заинтересовать воспитанников во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону.

Методы проведения занятий: эвристическая беседа, лекция, дискуссия, работа с документами, дидактические игры, составление таблиц и схем, тест, проект, решение проблемных ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра.

Данный блок включает в себя следующие темы: «В начале пути. Основные документы», «В начале пути. Твои права», «Зачем человеку нужны его права и свободы?», «Можем ли мы защитить свои права?», «Имею право…», «Она меня защищает», «На приеме у юриста», «Моя уличная компания», «Жилищные права несовершеннолетних».

В процессе обучения данного блока воспитанники  приобретают следующие умения и навыки: 
– самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать правовые документы; 
– применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека; 
– называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям; 
– определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления; 
– анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм; 
– выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы; 
– создавать и защищать свой проект;

 

III БЛОК. Я построю свой дом сам.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Семья – первая инстанция на пути восприятия мира и становления ребёнка как личности. Именно семья закладывает изначальные установки норм поведения, образцы человеческих отношений. В процессе их восприятия ребёнок приобщается к нравственным, эстетическим ценностям, приобщается к миру взрослых.

Цель данного блока: Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье. Подготовка молодых людей к супружескому выбору и к полноценной семейной жизни.  

«Я построю свой дом сам» включает в себя следующие темы: «Понятие семьи, её функции»,  «Семейные нравственные нормы (заповеди)», «Распределение обязанностей в семье…», «Бюджет семьи. Заработная плата», «Учет семейных расходов», «Планирование крупных покупок для семьи»,  «Твой дом. Как платить за квартиру»,  «Твой дом. Как сделать дом уютным», «Игра «Колонизация» с элементами моделирования (Уборка и ремонт, предметы быта)».

В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы: Специально организованные занятия: Беседы; рассказы воспитателя; семейные чтения; разбор ситуации на определенную тему; дискуссия диспут; устный журнал; разговор за семейным столом; демонстрация фильмов; практические занятия и т.д.

В процессе обучения данного блока воспитанники  приобретают следующие умения и навыки: 

-рост  уровня общей социализированности воспитанников.

-освоение воспитанниками социальных ролей в семье.

-знания норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями.

 

IV БЛОК. Я знаю что делать!

Это цикл уроков по безопасности для детей, направленный на информирование и выработку навыков поведения в экстренных ситуациях. Дети изучают базовые принципы безопасности, как вести себя в опасных ситуациях. Этот блок дает воспитанникам научиться ориентироваться в окружающем мире, яснее различать, где я уже могу сам, а где нужна помощь взрослого, при этом поддержав и укрепив доверие к миру, к своим чувствам и своей компетентности. В занятие включены упражнения, укрепляющие уверенность в своих способностях справиться с трудной ситуацией и интуитивное чутье в отношении своих границ.

Данный блок включает в себя следующие темы: «Безопасный маршрут; что делать, если с тобой заговорил незнакомец», «Безопасность. Общение с полицией», «Личные границы», «Самооборона», «Я и моя безопасность», «Сложные ситуации», «Я не боюсь», «Игра «Шаг в правильном направлении».  

В процессе обучения данного блока воспитанники  приобретают следующие умения и навыки: 

- если с тобой заговаривает незнакомый человек;

- научаться различать опасные и безопасные места;

-  как ориентироваться в незнакомом городе;

-как в играх и общении с другими детьми сотрудничать и при этом отстаивать свои интересы;

- как различать ситуации, в которых есть опасность для жизни и здоровья, от ситуаций, в которых такой опасности нет;

- как справиться со страхом.

 

V БЛОК.  Я и мое здоровье!

Наши дети сегодня – это наше богатство завтра. И необходимо уже сегодня думать о том, будет ли это общество здоровым. В основу блока положена идея оздоровления и просвещения детей.

Данный блок включает в себя следующие темы: «Медицинские организации. Медицинские документы», «Мастер-класс со специалистом по закупке продуктов», «Кейс-игра: «А что, если…» (какие действия необходимы при различных заболеваниях)», «Игра в ассоциации: «доктор — заболевание»», ««Домашняя аптечка»», «Глобальные проблемы-глобальные решения», «Сюжетно-ролевая игра «А что, если…», «Просмотр видеоматериала

 «Опасные   ситуации».  (фрагменты   художественного   фильма   «Дневник   баскетболиста»   (The   Basketball   Diaries,   1995)», «Медицинские документы».

В процессе обучения данного блока воспитанники  приобретают следующие умения и навыки: 

-формированию здорового образа жизни подростков и познакомит с системой адаптации в окружающей среде;

-знать способы укрепления здоровья;

 -понимать причины состояния своего здоровья в определенное время и в определенной ситуации;

-уметь  находить выход в нестандартных опасных для жизни ситуациях.

-уметь на научной основе организовать свой труд, владеть приемами релаксации, заботиться о здоровье своем и своих близких, владеть компьютерными операциями по сбору и хранению необходимой информации.

VI БЛОК. Мое будущее!

Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии. Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Поэтому решение проблем профессиональной ориентации, и особенно ее психологической составляющей, является наиважнейшим делом не только с точки зрения экономической значимости, но и в социальном плане, как утверждение гуманистической направленности развития и здоровья общества. Данные темы мероприятий, способствуют  социализации воспитанников  в  профориентационной сфере.

Данный блок включает в себя следующие темы: Киноурок: Просмотр художественного фильма «Золотые руки» (анализ фильма); Как правильно сделать выбор. Обзор вариантов образовательного маршрута; Прогноз рынка труда на ближайшие годы; Вводная беседа «Что мы знаем о трудоустройстве?»; «Без бумажки мы букашки…»; Деловая игра «Биржа труда»; Ролевая игра «Собеседование»; «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»; Интерактивная игра «Своим умом»; Миссия  «Предметы первой необходимости»; «Почему так важно получить хорошее образование»; «Учебные заведения»; Игра «Мой выбор» с элементами моделирования; Ролевая игра «Рекрутер»; Фантазируя на тему «Как могло бы выглядеть мое резюме через 7лет»; «Трудовой договор».

В процессе обучения данного блока воспитанники должны знать:

- О дальнейшем обучении выпускников в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

- О льготах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при обучении в учреждениях среднего профессионального образования.

Воспитанники должны уметь:

- самостоятельно ориентироваться в информационных буклетах об образовательных учреждениях среднего профессионального образования: определять особенности учреждения; профессии, которым обучают в учреждении; правила приема; адрес учреждения; проезд к месту расположения учебного заведения.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Всего часов

Теорет.

Практ.

Всего

Первый год обучения

 

I БЛОК. Вводный блок

1

Путеводитель по самостоятельной жизни

1

1

2

II БЛОК.

Сам себе адвокат.

2

В начале пути. Основные документы.

1

2

3

3

В начале пути. Твои права.

1

2

3

 

Встреча с юристом. Вопрос-ответ.

1

2

3

III БЛОК.

Я построю свой дом сам.

4

Понятие семьи, её функции.

1

1

2

5

Семейные нравственные нормы (заповеди).

1

1

2

6

Близкие люди. Как сохранить отношения

1

1

2

IV БЛОК.

Я знаю что делать!

6

Безопасный маршрут; что делать, если с тобой заговорил незнакомец.

1

2

3

7

Безопасность. Общение полицией.

1

2

3

V БЛОК.

Я и мое здоровье!

8

Медицинские организации. Медицинские документы

1

2

3

9

Мастер-класс со специалистом по закупке продуктов

 

1

1

10

Кейс-игра: «А что, если…» (какие действия необходимы при различных заболеваниях)

 

1

1

                                      VI БЛОК.

                                   Мое будущее!

 

11

Киноурок: Просмотр художественного фильма «Золотые руки» (анализ фильма)

 

1

1

12

Как правильно сделать выбор. Обзор вариантов образовательного маршрута

1

1

2

13

Прогноз рынка труда на ближайшие годы.

1

1

2

14

 

Вводная беседа «Что мы знаем о трудоустройстве?»

1

2

3

 

Второй год обучения

 

I БЛОК.

Вводный блок

 

1

Путеводитель по самостоятельной жизни

1

1

2

II БЛОК.

Сам себе адвокат.

2

Зачем человеку нужны его права и свободы?

1

1

2

3

Можем ли мы защитить свои права?

1

1

2

4

На приеме у юриста

1

1

2

5

Моя уличная компания

1

 

1

                                   III БЛОК.

                                 Я построю свой дом сам.

 

6

Распределение обязанностей в семье.

1

1

2

7

Бюджет семьи. Заработная плата.

1

1

2

8

Учет семейных расходов.

1

1

2

IV БЛОК.

Я знаю что делать!

9

Личные границы

1

1

2

10

Самооборона

1

1

2

11

Я и моя безопасность.

1

1

2

V БЛОК.

Я и мое здоровье!

12

Игра в ассоциации: «доктор — заболевание»

1

2

3

13

«Домашняя аптечка»

1

1

2

14

Глобальные проблемы- глобальные решения.

1

2

3

VI БЛОК.

Мое будущее!

15

Без бумажки мы букашки…

1

1

2

16

Деловая игра «Биржа труда»

 

1

1

17

Ролевая игра «Собеседование»

 

1

1

18

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

 

1

1

19

Интерактивная игра «Своим умом»

1

1

2

                 

                                                      Третий год обучения

I БЛОК.

Вводный блок

 

1

Путеводитель по самостоятельной жизни

1

1

2

II БЛОК.

Сам себе адвокат.

2

Можем ли мы защитить свои права?

 

1

1

3

Имею право…

 

1

1

4

Жилищные права несовершеннолетних

 

1

1

                                                               III БЛОК.

                                                 Я построю свой дом сам.

5

Планирование крупных покупок для семьи

1

2

3

6

Твой дом. Как платить за квартиру.

1

2

3

7

Твой дом. Как сделать дом уютным.

1

1

2

8

Игра «Колонизация» с элементами моделирования (Уборка и ремонт, предметы быта)

 

2

2

9

Отдых

 

1

1

IV БЛОК.

Я знаю что делать!

10

Сложные ситуации

1

 

1

11

Я не боюсь

 

1

1

12

Игра «Шаг в правильном направлении»

1

1

2

V БЛОК.

Я и мое здоровье!

13

Сюжетно-ролевая игра «А что, если…»

1

1

2

14

Просмотр видеоматериала

 «Опасные   ситуации».  (фрагменты   художественного   фильма   «Дневник   баскет-

болиста»   (The   Basketball   Diaries,   1995).

1

2

3

15

Медицинские документы

1

1

2

VI БЛОК.

Мое будущее!

16

Миссия  «Предметы первой необходимости»

1

1

1

17

Почему так важно получить

хорошее образование

 

1

1

18

Учебные заведения.

1

 

1

19

Игра «Мой выбор» с элементами моделирования

 

1

1

20

Ролевая игра «Рекрутер»

 

2

2

21

Фантазируя на тему «Как могло бы выглядеть мое резюме через 7лет»

 

1

1

22

Трудовой договор

1

 

1

 

Итого

41

67

108

               

Рекомендуемая литература

  1. Муханмадияр Орынбеков. Социализация детей-сирот и детей ОБПР. «Алматы 1994г.
  2. Аубакирова Х. Ж., Есмухамбетова Ш. Б., Кайрбаева Ж. К. Личностно ориентированные технологии обучения. – ИПК и ПГРС РО, 2007.
  3. Гладилина И. П. Развитие социальной компетентности у студентов в процессе творческой деятельности //Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8.
  4. Закарьянова Ш. Н. Трудности социализации детей-сирот // Воспитание школьника. – Алматы,  2006. – № 2.
  5. Нагайченко Н. Н. Подходы отечественных педагогов к определению социальной компетентности.  – Новосибирск, 2012.
  6. Несмелова Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение социализации личности подростков: учебно-методическое пособие по курсу «Основы социализации личности». – Томск : ТОИПКРО, 2008.
  7. Старкова Д. В. Процесс формирования социальной компетентности у воспитанников сельских детских домов. // Вестник ТГПУ. – Томск,  2010.  
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину