Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
ФИНАНСОВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Нужны финансовые перемены
Финансовые перемены за 2,5 месяца для тех, кто хочет выйти из денежных рамок, повысить доходы и быстрее достичь жизнь мечты.
Анкета для записи на бесплатную консультацию к Ольге Ахидовой
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 
Формативное оценивание: от теории к практике

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
НОВОГОДНЯЯ ПРОГРАММА
Новогодняя программа по номинациям
Фестивали
Рецензии

Подать заявку

Электронный или печатный вариант

Электронные курсы
ПУБЛИКАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ
Закажи публикацию на любую тему и получи СЕРТИФИКАТ
Международная научно-практическая интернет конференция "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
NEV! "Снежная нежная сказка зимы"
NEV! Зимние забавы

"Развитие исторического мышления как условие устойчивого развитие студентов"

12 ноября 2021 г.

Аменкина Салтанат Жеябаевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин, КГУ "Новоишимский аграрно-технический колледж", СКО, район имени Г. Мусрепова, село Новоишимское 

"Развитие исторического мышления как условие устойчивого развитие студентов"

"Развитие исторического мышления как условие устойчивого развитие студентов"

Историческое мышление - это сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни общественного субъекта, являющееся составной частью общественного сознания, совокупностью форм, отражающих его историю и служащую для удовлетворения общественных потребностей, сформировавшееся в процессе исторической эволюции общества. Это воспроизведение в сознании студентов исторических событий, логики исторического процесса, выступающих в качестве компонента их самопознания и играющая роль регулятора социальных отношений.

Историческое мышление может быть определено как процесс познавательной деятельности общественных субъектов в сфере истории, в ходе которого, для выявления сути происходящих или уже произошедших событий, используются обобщенные исторические понятия (категории). Основными формами исторического мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Видами исторического мышления являются словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Можно выделить также теоретическое, практическое, аналитическое, интуитивное и другие виды исторического мышления.

Источниками, формирующими историческое мышление, являются труды профессиональных историков, мемуарная историческая литература, произведения устного народного творчества, художественная литература исторической направленности, театральные постановки, музейные экспозиции, религиозные представления людей, система образования и средства массовой информации.

Процесс формирования исторического мышления крайне сложен и зависит от многих взаимовлияющих факторов. В частности, специфика формирования исторического сознания в Казахстане определяется многонациональным составом населения, каждая общность в составе которого имеет свои ценности, традиции, религиозные предпочтения и культуру, сложившиеся на основе личного опыта и изучения прошлого.

Факторы, детерминирующие историческое мышление, весьма многочисленны и разнообразны. Уровень исторического мышления общественных субъектов, действующих в рамках той или иной формации, определяется:

а) целями и задачами, которые социально-экономическая система ставит перед собой;

б) степенью подобия данного общества той социально-экономической системе, которая существовала в недалеком прошлом;

в) установками, сформулированными идеологами группы, обладающего экономической и политической властью;

г) уровнем образования в средней и высшей школе;

д) наличием или отсутствием нигилистического отношения к истории и исторической науки в целом;

д) деятельностью СМИ и другими факторами.

Историческое мышление учащихся, как и историческое сознание других социальных субъектов, формируется под воздействием всех перечисленных факторов. В то же время на его состояние, в первую очередь, влияют полученные на уроках истории знания, объективность и достоверность которых зависит как от содержания школьных учебников, так и от позиции учителей, ибо журналы и газеты школьники практически не читают, радио не слушают. Основными источниками исторической информации для них являются сведения, полученные из уст учителей и учебная литература.

Анализ содержания учебников, используемых сегодня в учебном процессе, показывает, что только некоторые из них адекватно и объективно описывают историю нашей страны, не содержат тенденциозных оценок произошедших исторических событий. Существующие сегодня школьные учебники истории не отвечают задачам формирования неискажённого исторического сознания, поэтому первоочередной задачей стоит создание объективных, основанных на научном базисе, учебников истории, которые должны учитывать возрастные особенности студентов , отражать базовый минимум, ориентироваться на современный уровень развития науки, излагать учебную дисциплину систематически, иметь разнообразный методический аппарат с необходимым иллюстративным рядом.

Сегодня ни школа, ни вуз не решают в полной мере проблемы формирования исторического мышления. Исторический процесс предстает перед студентами  нередко как набор дат, имен, событий. Это приводит к тому, что студентам не удаётся проследить связи в истории, понять закономерности исторического развития. Хотя самыми главными и, фактически, единственными, надёжными источниками исторических знаний остаются учебник по предмету  и преподователь, нельзя не признать, что этих источников недостаточно для реализации системного подхода к формированию исторического мышления и сознания студентов.

Эта задача должна решаться при активном участии государства, его социальных институтов, их активном взаимодействии и взаимосодействии. Опыт показывает, что недооценка роли управления формированием исторического мышления и сознания учащихся привела к резкому снижению уровня патриотических чувств, гражданской ответственности и, в целом, к дестабилизации социального развития государства. Сегодня необходимо изменить подход к данной проблеме, превратив её в объект внимания государственных и общественных структур, реализующих единую стратегию развития исторического сознания молодёжи.

Историческое мышление современных студентов мало отличается от исторического сознания других социально-демографических и социально- профессиональных групп, что не подтверждает мнение о наличии «конфликта поколений» в российском обществе на идеологической почве. Можно предположить, что та напряженность между поколениями, о которой говорят некоторые исследователи-социологи, своим истоком имеет не различия в оценке прошлого, а несовпадение мнений представителей молодого и старшего поколений в оценке настоящего, различия их эстетических идеалов и моральных норм.

Вместе с тем было бы большой ошибкой утверждать, что процесс формирования исторического мышления студентов  протекает достаточно гладко и безболезненно. Как свидетельствуют результаты исследований, существует множество «белых пятен» в историческом мышлении и сознании школьников. Прежде всего, это относится к событиям, фактам, историческим деятелям советского периода отечественной истории. Полученные данные дают основания утверждать: за последние годы выросло целое поколение молодых людей, не знающих своих национальных героев, на поступках которых воспитывались их отцы и деды.

Основными задачами формирования исторического мышления студентов являются:

  1. раскрытии роли и значения колледжа  и личности преподавателя  в формировании исторического сознания студентов;
  2. анализ роли СМИ в формировании исторического сознания молодёжи;
  3. обоснование необходимости контроля государством содержания учебников истории в школах и вузах страны.
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину