ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Трудности в обучении чтению и причины их возникновения

25 ноября 2021 г.

Каирбекова Динара Махсутовна, учитель начальных классов,  Школа-лицей № 79, Казахстан, Акмолинская область, г. Нур-Султан.

Трудности в обучении чтению и причины их возникновения

Трудности в обучении чтению и причины их возникновения

Аннотация: В этой статье рассматривается педагогическая симптоматика основных трудностей, которые могут возникнуть при обучении чтению, описаны причины их возникновения, а также даны диагностические задания для выявления возникающих трудностей. Статья рассчитана на учителей начальных классов, воспитателей, родителей. 

 

Уметь читать – это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира.

В.А. Сухомлинский.

Навык чтения формируется последовательно: сначала необходимо запомнить образ буквы и сопоставить его со звуком, затем научиться слиянию звуков в слоги, а потом слогов в слова. Далее наступает новый этап, который доставляет немало волнений маленьким читателям – проверка техники чтения. Сформированность техники чтения оценивается по следующим показателям: объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысление.

Почти в каждом классе есть ученики, у которых возникают трудности в обучении чтению. Этим ребятам приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках чтения (грусть, злость, скуку). В результате этого негативное отношение к чтению может сохраниться надолго.

Для выявления возникающих ошибок и проведения качественной и количественной оценки целесообразно дать следующие задания (по Безруких М.М.):

ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв

а) печатных (строчных и заглавных): а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, П, Л, Б, В, Р, Г, М, И, Н

б) письменных (строчных и заглавных): о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, П, Л, М, Г, Р, Н, К

Инструкция. Назови буквы, не торопись.

Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы. 1 балл – буква прочитана правильно; 2 балла – замена другой буквой (в протоколе пишется эта буква); 3 балла – буква не узнана (не может прочитать). Минимальный балл – 46, максимальный балл – 138.

ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов.

а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных): се, бы, ми, ню, явн, пла, фро, вздро, быстр, скла

б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных): се, ду, ос, пи, уз, вод, пне, гни, дро, тря, шли

Инструкция. Прочитай слоги, не торопись.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слога. 1 балл – слог прочитан правильно с первого раза; 2 балла – слог прочитан с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слога по буквам, примеры записывать в протокол); 3 балла – слог не узнается (не прочитывается). Минимальный балл – 21, максимальный балл – 63.

ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов.

3.1) Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных

а) сон, мак, пол

б) мал, зуб, пот

3.2) Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных

а) полюс, карнавал, забор

б) дрова, тряпка, водопад

Инструкция. Прочитай слова, не торопись.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза (целиком или по слогам); 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слова по буквам и др. – примеры записывают в протокол); 3 балла – слово не читается (либо читается бессмыслица). Минимальный балл – 12, максимальный – 36.

ЗАДАНИЕ 4. Чтение печатного текста (3 предложения), ответы на вопросы.

"Розы". На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день.

Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по тексту.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза (целиком или по слогам); 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слова по буквам и др.); 3 балла – слово не прочитано (либо читается бессмыслица). Минимальный балл – 14, максимальный балл – 42.

Понимание текста оценивается по ответам на вопросы: 1 балл – ответы на все вопросы правильные; 2 балла – есть хотя бы одна ошибка или не точность, или ответа нет. Минимальный балл – 3, максимальный балл – 6. Полученный балл суммируется с итоговым баллом за технику чтения текста, и получается общий балл за выполнение четвертого задания. Минимальный балл – 17, максимальный балл – 48.

Далее производится количественная оценка навыка чтения: подсчитывается общий суммарный балл за выполнение всех заданий методики.

Минимальный балл – 95, максимальный балл – 282.

Результаты исследования уровня сформированности навыка чтения учащихся заносятся в протокол.

Качественная оценка предполагает оценку как сформированности навыка чтения (на уровне слога, слова, предложения), так и общего звучания речи (скорость, голос, разборчивость, темп).

Минимальное количество штрафных баллов (общий суммарный балл – 96–105) может свидетельствовать о трудностях формирования навыка чтения, которые преодолимы в дальнейшей работе при корректировании условий прохождения материала. Общий суммарный балл больше 105 может быть связан с комплексными трудностями формирования навыка чтения, а также специфическими трудностями, которые могут быть преодолены только в результате целенаправленной специфической коррекционной работы.

Педагогическая симптоматика трудностей:

1. Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова.

2. Побуквенное или слоговое чтение.

3. Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.

4. Неправильное чтение похожих по начертанию букв.

5. Потеря строки при чтении.

6. Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искаже­ниями.

7. «Зеркальное» чтение (чтение слов справа налево).

8. Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими).

9. Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую.

10. Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного.

11. Нечеткое произношение.

12. Низкая скорость чтения.

13. Челночное чтение (чтение с возвратом).

14. Смешивание букв по акустическим или артикуляционным признакам.

15. Ограниченный словарный запас.

16. Плохое запоминание прозы и стихотворений.

17. Не может пересказывать прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу.

18. Смешивание значений слов.

19. «Механическое» чтение (непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста).

20. Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу.

21. Не умеет выделить главное в прочитанном.

22. Не умеет отвлечься от несущественного.

23. Трудности при узнавании того же самого, но в другой форме.

24. Путает звуки и буквы.

25. Невыразительность чтения.

26. «Угадывающее» чтение.

Существует немало причин трудностей в обучении чтению. Их можно разделить на семь групп причин.

I. Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.

Восприятием называется процесс создания образов окружающего мира (пространственных представлений). Если этот процесс развит недостаточно, то образы, в том числе и образы букв, теряют в сознании ребёнка чёткость и полноту, и он путает знаки-буквы, похожие по написанию. Результатом оказывается замена одной похожей буквы на другую и, как следствие, искажение смысла.

Важную роль играет и величина бокового зрения, определяющая количество букв и слов, которые ребёнок может одновременно воспринять. Узкая зона бокового зрения препятствует быстрому и правильному восприятию слов.

II. Недостатки в развитии внимания.

Внимание – процесс, который позволяет сосредоточиться на каком-либо объекте. Этим объектом может быть предмет, текст, любая информация, речь, игра и т.д. Внимание обладает определенными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, произвольностью, распределением и объёмом. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребёнку трудно в течение длительного времени сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Низкий уровень переключения внимания – ребёнок медленно переключает своё внимание с одного объекта на другой.

Недостаточная произвольность внимания – ребёнку трудно сосредотачивать внимание по требованию.

Низкий уровень распределения внимания – ребёнок затрудняется выполнять несколько действий одновременно.

Недостаточный объём внимания – ребёнок может сосредотачиваться на слишком малом объекте информации.

III. Недостатки в развитии памяти.

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Недостаточное развитие каждого из процессов может привести к затруднениям в обучении.

Низкий уровень развития логической памяти означает, что ребёнок запоминает информацию механически, без осмысления, не пользуясь логическими, смысловыми или ассоциативными приёмами запоминания.

Существует несколько видов памяти:

– кратковременная память, позволяющая удерживать полученную информацию в течение небольшого времени (около 20 секунд);

– долговременная память, предназначенная для хранения информации в течение длительного времени;

– оперативная память, удерживающая информацию в течение определённого, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции. Недостаточное развитие каждого из видов памяти приводят к нарушению её работы в целом, снижая качество других видов запоминания.

IV. Недостатки в развитии мышления

Низкий уровень развития словесно-логического мышления вызывает трудности при совершении любых логических действий (обобщение, анализ, сравнение, построение, умозаключений) и операций со словами.

Недостаточно развитие абстрактного мышления – ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь, и т.д.). Абстрактное мышление относится к самому высокому уровню мышления. В младшем школьном возрасте этот уровень еще только начинает формироваться, однако, многие учебные задания уже подразумевают его использование.

V. Недостатки в развитии речи.

Недостаточное развитие речи проявляется в том, что дети испытывают трудности при произнесении слов, поиске нужных выражений для передачи своих мыслей и при составлении фраз.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции – ребёнок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа – недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза – способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

Недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи – ребёнок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует категории рода и падежа.

Низкий уровень антиципации, смысловой догадки – ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы.

Низкий уровень развития лексики – бедный словарный запас, затруднение в понимании смысла слов из-за отсутствия их в активном словаре. Ребёнку с трудом даётся установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает нового смысла, который они приобретают в сочетании друг с другом.

VI. Несформированность приёмов учебной деятельности.

Несформированность приёмов учебной деятельности подразумевает, что школьник не владеет теми навыками учебной деятельности, которые помогли бы ему успешно справляться с любыми учебными заданиями. Такой ребёнок не умеет ориентироваться на систему требований, выполняет не все поставленные задачи, а только часть из них. Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет ребёнку выработать определённую последовательность выполнения того или иного задания, он не знает, с чего начать и как продолжить.

Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребёнок при письме переставляет буквы местами, пропускает слоги, при чтении «перескакивает» через строчку.

Низкий уровень произвольности и саморегуляции мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованиям, сосредотачивать внимание, запоминать информацию и решать задачи в нужной ситуации, прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных заданий.

VII. Индивидуально-типологические особенности.

Индивидуально-типологические особенности – это своеобразие природной организации нервной деятельности ребёнка.

Низкий уровень работоспособности – недостаточная выносливость нервных клеток при интенсивных или длительных нагрузках. Дети с низкой работоспособностью быстро устают, их внимание рассеивается, и результативность мыслительной деятельности замедляется или снижается.

Медлительность психических процессов проявляется в замедленном темпе выполнения любого вида деятельности. Такому ребёнку нужно больше времени на обдумывание, он тяжелее включается в новую работу или переключается с одного вида задания на другой.

Повышенный уровень тревожности – страх, беспокойство, неуверенность в себе при выполнении различных задач. Обычно повышенный уровень тревожности свойственен неуравновешенным детям с возбудимой или слабой нервной системой.

Импульсивность – ребёнок склонен действовать по первому побуждению без предварительного обдумывания. Импульсивность в разной мере свойственна всем детям, но при яркой выраженности она может стать серьёзным препятствием в процессе учёбы.

Проявляется она в несдержанности, вспыльчивости, легкомысленности, непрестанной тяге к смене впечатлений и т.д.

У большинства детей психические процессы развиваются неравномерно. Важная задача – вовремя выявить трудности и устранить их при помощи специальных развивающих упражнений.

 

Список литературы:

1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009.

2. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: «Ось-89», 2006.

3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по чтению. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004.

4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников по русскому языку, чтению и математике. – М.: «Ось-89», 2001.

5. Развитие навыков чтения у учащихся. 1 класс. Компенсирующее обучение. / Сост. В.П. Трушина. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину