Болт Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Средняя школа имени К.Шакенова", Казахстан, Восточно - Казахстанская область, Жарминский район, село Жанаозен
КСП 6 класс Раздел: "Живой мир вокруг нас" Тема: "К.Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда...» "
Ф.И.О. учителя |
Болт Н.В. |
Предмет/класс |
Русский язык и литература, 6 класс |
Название раздела |
Живой мир вокруг нас |
Тема урока |
К.Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда...» |
Цели обучения со ссылкой на учебную программу |
6.1.3.1 понимать содержание рассказов, поэтических произведений/фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определяя тему и основную мысль, характеризовать и оценивать поступки персонажей или лирического героя; 6.2.4.1 создавать высказывание (описание) с опорой на ключевые слова или план; 6.3.6.1 анализировать содержание художественных произведений небольшого объема, определяя особенности изображения главных и второстепенных персонажей, лирического героя. |
Цели урока (количество определяется содержанием) |
Сегодня на уроке вы: -познакомитесь с творчеством балкарского поэта Кайсына Шуваевича Кулиева; Вы сможете: -анализировать стихотворение «Не разоряйте птичьего гнезда...», определяя тему и идею; -определить в стихотворении строфы и рифмопары; -характеризовать поступки лирического героя; -составить диаграмму Венна , сравнив стихотворение К .Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда...» с поэмой С. Сейфуллина «Разлученные лебеди» . |
Критерии оценивания |
-познакомитесь с творчеством балкарского поэта Кайсына Шуваевича Кулиева; -сможете анализировать стихотворение «Не разоряйте птичьего гнезда...», определяя тему и идею; - определите в стихотворении строфы и рифмопары; - сможете характеризовать поступки лирического героя; -составите диаграммуВенна , сравнив стихотворение К .Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда...» с поэмой С. Сейфуллина «Разлученные лебеди». |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|
Актуализация темы и цели урока
Этап усвоения нового материала
|
Знакомство с темой, целями урока Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать на урок русского языка и литературы! Мы продолжаем изучение раздела«Живой мир вокруг нас». Прогнозирования темы урока. Ребята, начнем мы урок сегодня с просмотра видеоролика. Посмотрите его и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить?
Я думаю вам было интересно посмотреть данное видео, и вы ужепоняли о чем или о ком пойдет речь на уроке. Верно, мы сегодня будем говорить о птицах, об отношении к ним. И это проблема в нашем мире является актуальной.
Какую роль играет природа в жизни человека? Как вы относитесь к животным и птицам?
И вы все отвечаете утвердительно, я уверена в этом: мы все являемся частью природы, и конечно же, нам небезразлично в каком состоянии она находится.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова И. Гете: “Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей. Слова известного поэта подтверждают, что во всех проблемах природы виноват человек.
Тема сегодняшнего урока: Кайсын Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда...» Сегодня на уроке вы….. (зачитывает цели урока)
Давайте знакомиться с автором стихотворения «Не разоряйте птичьего гнезда…» балкарским поэтом Кайсыном Шуваевичем Кулиевым.
Кайсы́н Шува́евич Кули́ев — народный поэт Кабардино-Балкарии. …
Задание1.Прослушайте стихотворение К.Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда...»
Задание2. Карточка-информатор
Задание3. Разделите данные вопросы на «тонкие» и «толстые». Дайте на них ответы. 1.Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение? 2.Определите тему стихотворения? 3. Какова его основная мысль? 4.Сколько строф в стихотворении? Как вы это определили? Напоминаю: строфа – сочетание нескольких стихотворных строк, объединенных общей мыслью, интонацией, рифмой.
Задание 4. Попробуйте описать лирического героя стихотворения, опираясь на текст (возраст, характер, жизненный опыт). . Лирический герой – это своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий в тексте в качестве лица, наделенного личной судьбой и характером.
Задание5. Ответьте на следующие вопросы: 1.Что такое гнездо? 2.Как вы думаете, почему по-казахски«семья»- жан-ұя»? 3.Почему поэт призывает хранить, т.е. беречь дерево от топора? 4.Как вы понимаете значение слова «разорять»? 5.Кто на земле живет без дома? 6.Как вы понимаете словосочетание «глохнет в холода»? 7.Найдите в любой строфе рифмопары (рифмующиеся слова) .Выразительно их прочитайте.
Прослушайте Видео «Пение птиц»
Задание 6. Сравните поэму «Разлученные лебеди» С. Сейфуллина со стихотворением «Не разоряйте птичьего гнезда» К. Кулиева. Составьте диаграмму Венна, ответив на следующие вопросы: Какие жизненные ценности утверждаются в поэтических произведениях? Что осуждается в произведениях С. Сейфуллина и К. Кулиева
|
Смотрят Видео «Не разоряйте птичьи гнезда»
Отвечают на вопрос учителя
Зачитывают по одному
Просматривают презентацию, читают информацию в учебнике
Слушают стихотворение
Читают Гнездо – ұя жилище-дом, очаг чарует – от чары, очаровал разорять птичьего гнезда – құстардыңұясынбұзу вековое дерево – ескіағаш чаровать – сиқырлау глохнуть – бәсеңдеу
Примерные ответы: «Тонкие вопросы» 1.Определите тему стихотворения? 2.Сколько строф в стихотворении?Как вы это определили? «Толстые вопросы» 1.Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение? 2.Какова основная мысль стихотворения? Ответы на вопросы: «Тонкие вопросы» 1.Отношение человека к природе. 2.В стихотворении три строфы. Каждая строфа объединяется одной мыслью. «Толстые вопросы» 1.Прослушав стихотворение, ощущаешь ответственность за то, что происходит в природе(за птичье гнездо, за вековое дерево…). Судьба природы в руках человека. 2.Основная мысль стихотворения перекликается со словами эпиграфа к уроку: «Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблужденияисходят от людей». Берегите природу, берегите друг друга.
Примерный ответ: Лирический герой стихотворения очень сильно напоминает автора Кайсына Кулиева. Он примерно одного с ним возраста и судьбы их чем-то похожи: лирический герой знает , что значит остаться без дома и боль потерь ему знакома. Если говорить о характере, то чувствуется твердость, упорство, надежность, но и тоже время он не лишен романтики: наделен чувством прекрасного (дерево чарует все живое, счастлива в своем жилище). Жизненный опыт позволяет ему обращаться к человечеству: «Не разоряйте птичьего гнезда. Храните дерево от топора». В голосе чувствуется твердость и приказ.
Примерные ответы: 1.Гнездо у птиц, насекомых и т. п.: место житья и кладки яиц, выведения детёнышей. "Вить гнёзда".(перен: родной дом). 2.ЖАН – душа, ҰЯ – гнездо – вместе в значении семейное гнездо, семья. 3.Поэт призывает хранить, т.е. беречь дерево от топора. потому что оно «…вековое, дает нам тень, когда жара стоит, оно чарует все живое…». 4.Значение слова «разорять» значит уничтожить полностью, оставить без ничего. 5.На земле тот живет без дома, кто не имеет Родины или тот , кого лишили Родины. 6.Значениесловосочетания «глохнет в холода» означает, буквально, остаться без укрытия, т.е. остаться без дома. 7.1 строфа Не разоряйте птичьего гнезда, Так счастлива в своем жилище птица! Она в гнезде спокойнее тогда, Когда над рощей буря злится.
Рифмопары: гнезда-тогда Птица-злится
Смотрят и слушают видео
Примерные ответы: диаграмма Венна чертят в тетрадях |
ФО похвала
ФО поощрение
ФО
ФО взаимооценка
ФО «Звезда»
ФО « 2звезды,1 пожелание»
|
Видео «Не разоряйте птичьи гнезда»
Слайд с эпиграфом урока
Слайд с целями урока
Учебник «Русский язык и литература», презентация
Аудиозапись стихотворения
Слайд карточка-информатор
Слайд с вопросами
Слайд с объяснением
Видео «Пение птиц»
Тетради
|
|
Самостоятельная работа
|
Задание 7. Дополнить предложения пропущенными словами. 1.Автор стихотворения «Не разоряйте птичьего гнезда…»_____________________. 2.В ____ лет он написал первые стихи. 3.Он вырос в _______. 4. К. Кулиев является гордостью ___________. 5. Рифма – совпадение в звучании_____________. 6. Строфа – сочетание нескольких______________. |
Примерные ответы: 1.Автор стихотворения «Не разоряйте птичьего гнезда…» К. Кулиев. 2. В 10 лет он написал первые стихи. 3. Он вырос в горах. 4. К. Кулиев является гордостью Кавказа. 5. Рифма – совпадение взвучании концовок стихотворных строк. 6. Строфа- сочетание нескольких стихотворных строк, объединенных общей мыслью, интонацией, рифмой. Напомнить: рифма – совпадение в звучании концовок стихотворных строк. |
ФО «Большой палец» |
Слайд с заданием |
|
Рефлексия 1 мин
|
Закончите предложения.
|
-на уроке я работал… - своей работой на уроке я…… -урок для меня показался…
|
ФО «Большой палец» |
Слайд-рефлексия |
|
Домашнее задание
|
Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Не разоряйте птичьего гнезда..» К. Кулиева |
|
|
||
Итог урока 1 мин
|
Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня на уроке вы:
|
-познакомились с творчеством балкарского поэта Кайсына Шуваевича Кулиева; - анализировали стихотворение «Не разоряйте птичьего гнезда...», определяя тему и идею; - определили в стихотворении строфы и рифмопары; -охарактеризовали поступки лирического героя; -составили диаграмму Венна , сравнив стихотворение К .Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда...» с поэмой С. Сейфуллина «Разлученные лебеди» ;
В результате совместной работы мы достигли поставленных целей. Надеюсь, что урок был для вас полезным, интересным и познавательным. До свидания! |
Стратегия «3М»
|
|
|
Данные для диаграммы Венна
С.Сейфуллин различие |
Сходство |
К.Кулиев различие |
Жанр-поэма Лебедь-символ красоты Лебединая любовь Верность Браконьерство Бесчеловечность |
Поэтические произведения Взаимоотношение человека и природы Герои произведений -птицы Необходимо ценить все живое на земле Лирический герой |
Жанр-стихотворение Гнездо-укрытие для птицы Жилище Ответственность человека Чувство боли за тех, у кого нет дома |