Иванова Евгения Михайловна, педагог дополнительного образования по фортепиано, КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдулиных» управления образования ВКО, Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск
КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдулиных» управления образования ВКО (дополнительное образование) План урока по общему фортепиано с учащейся 2 класса Сильнягиной Наталией. Педагог Иванова Евгения Михайловна педагог дополнительного образования Используемые технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, развивающее обучение. Тема: «Развитие основных исполнительских умений и навыков работы с нотным текстом». |
||
Дата урока |
03.05.2023. |
|
Тип урока |
комбинированный |
|
Программа урока |
- Э. Григ «В пещере горного короля» - С. Слонимский. «Колдовство ведьмы» |
|
Цели урока |
Освоение основных исполнительских приемов Задачи урока: Обучающая: понимание элементарных аппликатурных принципов, расширение багажа музыкальных впечатлений обучающегося, работа над рациональными приемами игры на фортепиано, формирование навыка игры по нотам. Развивающая: развитие двигательно-игровых навыков, навыка чтения с листа, развитие слуха, чувства ритма, памяти, творческой инициативы. Воспитывающая: воспитание интереса и любви к предмету и инструменту, чувства ответственности за результат своей работы, навыков самоконтроля, культуры поведения за инструментом. |
|
Методы обучения |
наглядный, словестный, практический, эмоционально-познавательный, метод аналогии, игровой. |
|
Форма проведения урока |
работа и закрепление навыков, знаний и применение их на практике. |
|
Принципы |
принцип единства воспитания, обучения, развития, принцип связи с жизнью. |
|
Оснащение урока |
музыкальный инструмент, стулья, подставка, нотный материал. |
|
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность ученика |
Организационный момент |
Педагог общего фортепиано озвучивает тему и задачи урока |
Ученик перед исполнением настраивается и учитывает полученные инструкции. |
проверка д/з |
Педагог выполняет проверку домашнего задания. |
Ученик, настроившись должным образом, исполняет подготовленную домашнюю работу. |
Актуализация знаний учащихся |
Педагог объясняет актуальность совершенствования исполнительских навыков, их роль для музыканта – исполнителя. |
Ученик понимает, что на уроках общего фортепиано, так же как и на уроках специальности, необходимо постоянное совершенствование своих знаний |
Изучение нового материала |
Исходя из предыдущего уровня исполнения, педагог ставит новые задачи, такие как избавление от ряда ошибок: 1.игнорирование аппликатурных принципов; ( Аппликатурная дисциплина – один из важнейших принципов методики обучения игре на фортепиано. Целесообразность выбора аппликатуры помогает осуществлять разнообразные технические и художественные задачи, способствует преодолению многих пианистических трудностей.) 2.элементарное незнание нот; (ноты басового ключа, ноты на добавочных линейках.) 3.потактовое чтение, т е остановка после каждого такта; 4.невнимательность к динамическим знакам, штрихам и фразировкам; (Неотъемлемой частью искусства правильной фразировки является верное употребление музыкальных штрихов – легато, стаккато и др. В современных жанрах музыки, фразировка, наряду со звуком инструмента, является основным выразительным средством исполнителя. Фразировка – членение музыкальной ткани на фразы.) 5.игнорирование наличия пауз в нотном тексте; 6.игра произведения не в характере. |
Ученик внимательно слушает и анализирует слова педагога. |
Практическая работа |
Педагог объясняет способы достижения поставленных целей: 1.Педагог иллюстрирует, руководствуясь постановкой своих рук, необходимость использования аппликатуры, которая дана в нотах, объясняя, что это наилучший вариант. Не исключает тот случай, когда следует подобрать более простую и удобную аппликатуру для начинающих юных музыкантов. Педагог выбирает оптимальный аппликатурный вариант, с учетом анатомических данных руки ученика. 2.Для закрепления нот педагог предлагает путь многократного чтения нотного материала именно в труднодоступных диапазонах. В игровой форме осуществляется повторение названия октав. 3.Чтобы устранить ритмические задержки, педагог предлагает отдельно проучить так называемые связующие ноты между тактами. 4.Для наглядного примера связывает нотный текст с словестным повествованием, добавляя динамические знаки, штрихи и фразировку. Педагог утрированно играет произведение с отсутствием пауз, оправдав тем самым их наличие. Приводит словестный пример с отсутствием знаков препинания. 5.Педагог обращает внимание ученика на название произведения и анализирует его совместно с учеником. |
Ученик выделяет из нотного текста пару тактов и работает над ними по всем озвученным пунктам, закрепляет и переходит дальше. Затем применяет то же самое к остальному тексту. 1.Ученик внимательно смотрит и старается повторить так же. 2.В игровой форме ученик определяет название октав, находя соответствующие ноты. 3.Ученик исполняет сложное место, присоединяя к нему такты до и после. 4.Прослушивает исполнение педагога. 5.Придумывает образную ассоциацию, характеризующую данное произведение. |
Рефлексия Подведение итогов урока |
Педагог подводит итоги последнего проигрывания пьесы и дополняет, что для успешного становления маленького пианиста, на начальном этапе, достаточно внимательно выполнять указанное в нотном тексте и понимать характер произведения. Это очень важный начальный этап, который в дальнейшем определит успехи и частоту занятий на фортепиано. |
Ученик внимательно и с интересом воспринимает полученные замечания и проявляет желание продолжить совершенствовать свое исполнение. Ученик проигрывает произведение, показывая тем самым, как он понял и усвоил отработанное. |
Домашнее задание |
Педагог ставит задачу закрепления и выучивания пьесы наизусть, с правильной аппликатурой, без остановок между тактами, с учетом всех штрихов и фразировок. Отдельно необходимо проработать исполнение пьесы от начала до конца в нужном темпе и с нужными динамическими оттенками и штрихами, что позволит развить основные исполнительские умения и навыки. |
По оценке педагога, ученик хорошо поработал на уроке, был отзывчив на новый материал, проявлял активную инициативу применения его на практике. |