Соколова Марина Васильевна, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория, стаж - 7 лет, МБОУ ДО ДДТ п. Ханымей Пуровский район, п. Ханымей, Пуровский район, ЯНАО
Современные дети: кто они и как меняют мир
Недавно мне попалось один видеоролик, который заставил меня задуматься.
«- Папа, тебе не кажется, что ты меня неправильно наказываешь?
- Нет!
- Вот стоит ребёнок в углу и плохо о тебе думает, тебе это надо?» [1]
Как бы вы ответили на этот вопрос. Вот вам это надо? Сложно сходу ответить, согласны?
Как правильно ответить ребенку? Как вести себя с этим ребенком? Как воспитать в этом ребенке сильную личность, при этом сохранив его творческий потенциал? На эти и другие вопросы я постараюсь вам сегодня ответить.
Здравствуй племя молодое, неизвестное. Перед вами представители нового поколения – поколения «Альфа». Поколение — это группа людей, рожденных в определенный период и испытавших на себе влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания и социализации [2].
Первыми, кто заговорил о поколениях, были американские учёные Вильям Штраус и Нейл Хоув в 1991 году. В России эта теория была адаптирована Евгенией Шамис и Евгением Никоновым [3]. Согласно этой теории, насчитывается 5 поколений, названия и особенности которых вы видите на рис. 1.
В основе этой теории - ценности людей. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение.
В 2008 году Марк МакКриндл – австралийский ученый и социолог, работая над своей книгой, понял, что скоро появится новое поколение. И предложил ему дать названия первой греческой буквы в алфавите – «Альфа», так как «они — первое поколение, родившееся в XXI веке, и поэтому они — начало чего-то нового, а не возврат к старому» [4].
Кто же такие дети «Альфа»? Это лица, рождающиеся с 2010 по настоящее время. Они растут в цифровую эпоху и имеют свои особенности и проблемы, которые педагогам необходимо учитывать при взаимодействии с ними. На примере своего педагогического опыта я подробнее познакомлю вас с этими особенностями.
Использование технологий: поколение «Альфа» выросло в мире с высоким уровнем технологий. Они хорошо разбираются в современных программах: социальные сети, видеоигры и другие онлайн-платформы. Они сами создают контент (блог, подкасты, челенджи), они не боятся камеры и публичности, поглощают рекордно большое количество данных за сутки. Способны одновременно использовать различные типы мышления. Поэтому в своей практике, для обучения и привлечения внимания учащихся, я использую разнообразные образовательные приложения, интерактивные доски и другие современные технологии. А также учусь у детей. Использую их опыт и позволяю им делиться своими знаниями со своими одноклассниками или группой.
Клиповость мышления: представители поколения «Альфа» больше предпочитают визуальные материалы, такие как видеоролики и изображения.
На своих занятиях я использую видео, аудио, визуальные иллюстрации, диаграммы, графики и другие мультимедийные материалы, чтобы помочь им лучше понять и запомнить информацию. Ведь для детей поколения «Альфа» одна картинка стоит тысячи слов.
Краткосрочное внимание: поколение «Альфа» могут иметь проблемы с концентрацией и длительностью внимания. Так, например, представители предыдущего поколения, имеют длительность концентрации внимания продолжительностью 8 секунд. А дети «Альфа» уже 1 секунду! Что это означает? Что педагоги должны предоставить им много разнообразных заданий и активно взаимодействовать с ними, чтобы поддерживать их интерес и вовлеченность в занятия. Другими словами - обеспечить мультизадачность и заинтересованность.
Устойчивость внимания у представителей «Альфа» поколения уменьшается в десятки раз, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо. Для подтверждения этих слов я провела небольшое исследование. Оно заключалось в следующем: детям была показана картинка, на которой запрятаны три божьи коровки и три детских лица (рис. 2). Необходимо найти эти изображения за 30 секунд. Дети поколения «Альфа» справились с лучшим результатом, нежели представители предыдущих поколений.
Дети поколения «Альфа» предпочитают неформальные формы обучения и взаимодействия. В своей практике я использую различные игры, тренинги и другие активности для обучения. Делаю процесс обучения интересным и увлекательным.
«Альфа» поколение выросло в условиях возможности самовыражения в онлайн-среде. У них повышенное стремление к общественному признанию и жажда похвалы. Поэтому стимулируйте их творческое мышление, предлагая им возможность создавать собственные проекты, видеоблоги и подкасты.
Уважайте их индивидуальность: модель «родитель-ребенок» лучше изменить. Откажитесь от прямых указаний. Только сотрудничество, только равноправие. Для них очень важна свобода выбора и уважение их мнения, поэтому от них уже сейчас сложно добиться желаемого угрозами, давлением и принуждением. С ними всегда можно договориться. Обращайте внимание на эмоции и чувства. Развивайте эмоциональный интеллект. Будьте честны с ребенком поколения «Альфа», ведь они ценят искренность, и хорошо чувствуют фальшь.
Каждый ученик уникален, и, конечно, нельзя оценивать каждого конкретного человека только с позиции его принадлежности к поколению. Но знание сильных и слабых сторон этого поколения, понимание того, что движет людьми определенного возраста, поможет найти к ним подход, приносящий блестящие результаты.
С учетом полученной информации, что посоветуете папе? Как ответить героине ролика?
Конечно, нужно поговорить, обсудить сложившуюся ситуацию, но обязательно с позиции партнёров. Постараться понять мотивы ребенка и изложить свою точку зрения. Прийти к общему консенсусу, обнять ребенка и дать понять, что вы всегда на его стороне и всегда готовы прийти на помощь.
Литература: