Жайлаубаева Гульзира Кабденовна, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Школа-лицей №3 имени Шокана Уалиханова» отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования ВКО, Казахстан, ВКО, г. Усть-Каменогорск
Раздел |
Мир живой природы |
||||||||||||||
ФИО педагога: Жайлаубаева Г.К. |
Школа: КГУ «Школа-лицей №3 имени Шокана Уалиханова» отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования ВКО |
||||||||||||||
Дата: |
22.01.2024г |
||||||||||||||
Класс 8 «Г» |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
|||||||||||||
ТЕМА УРОКА: §51 О. Сулейменов. «Волчата» |
|||||||||||||||
Цели обучения в соответствии с учебной программой |
8.1.3.1понимать содержание прозаических, драматических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя ключевые моменты развития сюжета или конфликта 8.3.3.1 формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, интерпретации, предположения, и отвечать на разные типы вопросов |
||||||||||||||
Учебные цели |
Понимает содержание стихотворения О.Сулейменова «Волчата», определяет ключевые моменты развития сюжета или конфликта формулируют проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, интерпретации, предположения, и отвечают на разные типы вопросов |
||||||||||||||
Привитие ценностей |
Привитие ценностей любви к окружающему миру, Земле Привитие нравственных ценностей |
||||||||||||||
Критерии |
формулирует проблемные вопросы по тексту, интерпретировать предположения, отвечает на разные типы вопросов; находит в тексте художественно-изобразительные средства |
||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||
Этап урока/время |
Действия педагога |
Действия учеников |
Оценивание |
Ресурсы
|
|||||||||||
Начало урока 3 минуты
2 минуты
5 минут
7 минут
5 минут |
I. Организационный момент. Проверка присутствующих на уроке. Создание коллаборативной среды. «Я есть всё прекрасное». Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Положите руку на сердце и повторяйте за мной: Я есть любовь, Я есть воля, Я есть сила, Я есть добро, Я есть Человек, Я есть всё прекрасное. Всё зависит от меня, Всё в моих руках. - Да, действительно, все прекрасное от самого человека зависит. - О чем и о ком говорили на прошлом уроке? (О.Сулейменов «Волчата») - Как вы думаете, какую проблему поднимает Олжас Сулейменов в своем произведении? Стихотворение “Волчата” рассказывает о бессмысленной жестокости человека. II. Актуализация знаний. Заполните таблицу ЗХУ.
III. Изучение нового материала. Расскажите содержание стихотворения О. Сулейменова « Волчата». (Рассказать наизусть стихотворение О.Сулейменова «Волчата»). Упр.4. Ответьте на вопросы(9 вопросов), определяя какие вопросы относятся к тонким, а какие вопросы толстым? 1 группа. 1,2,3 вопросы 2 группа. 4,5,6 вопросы 3 группа 7,8,9
Групповая работа. Работа над стихотворением «Волчата». Анализ стихотворения. Стратегия ЖИГСО-2. (Предназначен для того, чтобы обучающиеся помогали друг другу). 1 группа: История создания. Казахский поэт Олжас Сулейменов всегда был горячим защитником природы. Он выступал против бессмысленного ее уничтожения, участвовал во многих значимых акциях. Тема уничтожения природы человеком является одной из самых значимых в его творческом наследии. Ей он посвящал и свои первые стихи, среди которых стихотворение “Волчата”. Неизвестно, в каком году оно было написано, но датой первой публикации стал 1961 год, когда вышел поэтический сборник “Аргамаки”. Тема Сулейменов говорит о бессмысленном и разрушительном вмешательстве человека в дикую природу. И несмотря на то, что правда не на стороне человека, сила – именно на его, поэтому он является источником настоящих бед. Он убивает ради забавы, уничтожая животный мир. 2 группа: Композиция Поэт искусно закольцовывает историю, в начале и в конце показывая человека, идущего по степи. Данное стихотворение имеет сюжет, что не характерно для лирического стихотворения. Картина, которая предстает перед глазами человека – кульминационная часть произведения. Первая его часть – это экспозиция – некто идет по степи, цель его путешествия остается загадкой. Он останавливается, пораженный страшной картиной: оголодавшие волчата пьют кровь из перерезанного горла матери. И ужас ситуации даже не в том, что волчица была убита и теперь ее потомство (а малыши еще слепы) может погибнуть. Он в том, что убили волчицу даже не ради шкуры, а просто забавляясь. Заканчивается история той же картиной – человек идет по степи. Но автор добавляет мораль: охотник, хотя и был волчатником, не тронул малышей, оставшихся без защиты. 3 группа: Жанр произведения. Найдите в стихотворении средства выразительности. Жанр Это философское произведение: рассказывая историю, автор иллюстрирует жестокость человека, бездумно уничтожающего дикую природу. У него много орудий, которыми можно это делать, так что диких животных становится все меньше. И при этом люди не останавливаются. По жанру это лирическое стихотворение, нарочито простое, на деле наполнено искренними эмоциями лирического героя, передать которые помогает выбранный стихотворный размер – ямб с пиррихием. средства выразительности Внешняя простота проявляется и в использованных художественных средствах:
Риторические вопросы - эти тропы создают динамику повествования, разбавляя сухую, отрывистую манеру изложения. Но и ее автор использовал не случайно – так он показывает боль от увиденного. Тест по стихотворению «Волчата». Цель теста состоит в том, чтобы учащиеся проверили свои знания о стихотворении «Волчата» Сулейменова, развили свою способность анализировать литературные произведения и интерпретировать их особенности. https://obrazovaka.ru/test/po-stihotvoreniyu-volchata-suleymenova.html |
Учащиеся определяют тему урока -1 б.
Заполняет таблицу ЗХУ – 1,2 графу
читает стихотворение найзусть/ рассказывает содержание - 1б Дескрипторы: понимает содержание произведения -1б отвечает на вопросы-1б определяет тонкие и толстые вопросы-1б
(читают свои тексты в своих группах, затем расходятся по другим группам и рассказывают свои работы). 1.Читает в домашней группе свои тексты и обсуждает в группе -1б 2.Рассказывает и объясняет в другой группе о прочитанном -1б
Учащиеся решают тест по стихотворению «Волчата», состоящий из 7 вопросов
|
«Аплодисменты».
Стикеры «Звездочка»
|
Русский язык и литература. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Часть 2. Алматы: «Атамұра», 2017. 2 часть 26-28
Упр.4, стр.26
|
|||||||||||
Середина урока 4-3 мин.
3 мин.
10 минут
2 минут |
IV. Освоение изученного материала. Упр. 8. Выпишите слова, характеризующие человека и волка. Дополните диаграмму Венна.
Составьте синквейн к следующим по содержанием данного текста: Человек. Волк. Природа.
Деятельность человека привела к сложной обстановке на планете. Почему, зная о необходимости сохранения природы, человек продолжает причинять ей вред? - Как сохранить природу? - Назовите писателей, которые поднимали проблему экологии в своих произведениях?
Волк является персонажем многих произведений. Какие произведения казахских и русских писателей или поэтов о взаимоотношениях человека и животных вы читали? Обратите ваше внимание на следующие слайды. О чем они говорят? Выразите свою позицию. Групповая работа. 1 группа. «Белый клык» Дж.Лондана. (Показывать отрывок видео) 2 группа. «Серый лютый» М.Ауезова. (Картины) 3 группа. «Плаха» Ч.Айтматова. (Текст или отрывок из произведения). - Почему в этих произведениях волки нападают на людей?
Стратегия «Аллея мыслей». Разделитесь на две группы. Организуйте дискуссию на тему: «Защитники и противники волков». Почему люди преследуют волков? Можете ли вы сказать что-то в защиту этих зверей?
V. Закрепление изученного материала. Чтение. УПР. 9 Литературный диктант по теме: О. Сулейменов «Волчата». 1. «Волчата» написаны в … . 2. Жанр произведения «Волчата» –… 3. Волчатам не узнать, кем убита их мать, потому что … 4. Вместо молока волчата пили … . 5. Человек в данном произведении является … . 6. В стихотворении затрагивается тема … . 7. Пропущенное слово «Она лежала в зарослях … Откинув лапы и оскалив пасть».
10. Ответьте на вопросы и запишите их. 1. Что мне дал сегодняшний урок? 2. Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Что ты узнал?
|
Учащийся выписывают слова, дополняют диаграмму Венна -1 б Составляет синквейн - 2 б
Дескрипторы: интерпретирует предположения, отвечает на разные типы вопросов
Дескрипторы: формулирует проблемные вопросы по тексту, дискуссирует по заданной теме
Некоторые учащиеся пишут литературный диктант и дополняют ответы
Заполняют 3 графу, отвечая на вопросы. Дескрипторы: понимать содержание поэтических произведений, заполняет 3 графу – 1б.
|
Стикеры «Звездочка»
«2 звезды и 1 пожелание».
«Большой палец»
«Аплодисменты»
|
Учебник Упр.8, стр.27-28.
Упр.9, стр.28, учебник
Упр. 10
|
|||||||||||
Конец урока 5 мин. |
Домашнее задание. 1. Эссе от имени людей. Рефлексия 1 группа: приём «Выбор» 2 группа «Я» … … … 3 группа: «Продолжите фразу…»
|
|
|
.
|
|||||||||||
Дополнительная информация |
|
|
|
||||||||||||
Дифференциация Как вы планируете поддерживать учащихся? |
Оценивание Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся? |
Межпредметные связи Соблюдение СанПиН ИКТ-компетентность Связи с ценностями |
|||||||||||||
–Учащимся можно предложить тексты для чтения разного уровня сложности. – Учащимся, которые работают в высоком темпе, можно предложить дополнительные задания. |
Наблюдение учителя в ходе реализации приёма «2 звезды и 1 пожелание». Взаимооценивание по стратегии «Большой палец». После выполнения дифференци- рованного задания по вариантам (чтение и анализ текста) учитель оценивает выполненные работы на основе дескрипторов |
Физкультурная минутка. Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках, Мы идём на пятках |
|||||||||||||
Рефлексия |
|||||||||||||||
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о вашем уроке из левой колонки. |
||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |