Павлова Надежда Владимировна, Воспитатель предшкольной подготовки, КГУ «Средняя многопрофильная школа № 37 отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования Восточно-Казахстанской Области». Казахстан, Восточно-Казахстанская Область, город Усть-Каменогорск
Ознакомление с окружающим миром "Традиции и обычаи моей страны"
Ознакомление с окружающим миром
Тема: Традиции и обычаи моей страны.
Задачи: познакомить с традициями и обычаями казахского народа. Побуждать к проявлению интереса к традициям и обычаям. Развивать внимание, память, связную речь. Воспитывать уважение к традициям казахского народа.
Билингвальный компонент: обычай – салт-дəстүр, предки – ата-бабалар, потомки – ұрпақтар, национальные традиции – ұлттық дəстүрлер, обряд – рəсім, праздник – мереке.
Ход занятия
Ребята, сегодня на занятие я принесла коробочку с картинками и предлагаю поиграть в игру «Ұшады – ұшпайды» (летает – не летает).
Правила игры: я буду показывать картинки, а вы должны определить, этот предмет летает или нет. Если летает, то машите руками, если не летает – маршируйте на месте.)
Познакомимся с казахскими народными пословицами:
Мудрость предков – богатство для потомков.
Жизнь предков – пример для потомков.
Потомки учатся на примере и опыте предков, мы должны учиться на примере добрых дел наших предков, трудиться как они. Ребята, нужно знать игры, обычаи и традиции коренных жителей Казахстана – казахов.
Билингвальный компонент: обычай – салт-дəстүр, предки – ата-бабалар, потомки – ұрпақтар, национальные традиции – ұлттық дəстүрлер, обряд – рəсім, праздник – мереке.
Наши предки уделяли огромное внимание воспитанию подрастающего поколения. Веками формировались обычаи и традиции, направленные на воспитание добрых, трудолюбивых, отзывчивых и честных людей. Эти обычаи и традиции передавались из поколения в поколение как ценное наследие. Обычаи и традиции – это определенные обряды, посвященные различным важным событиям. Предлагаю познакомиться с некоторыми традициями и обычаями.
Обряд «Укладывание в колыбель новорожденного» – бесікке салу.
Укладывание в колыбель очень важно для новорожденного. Ребенка укладывали в колыбель для того, чтобы он рос здоровым и сильным. Мама поет колыбельную песню для малыша.
Лошадей в ночь выпасая,
От набегов сохраняя,
Ты джигитом, может, будешь?
И доспехи одевая,
И врагу отпор давая,
Ты батыром, может, будешь?
Иль, узоры соплетая,
И кругом всех удивляя,
Ты умельцем, может, будешь?
Обряд «Разрезание пут» – түсаукесер.
Ребенок подрос, начал самостоятельно ходить. Для того чтобы он не спотыкался, ходил быстро и легко, проводят обряд «Разрезание пут».
Чтобы ребенок рос правдивым и честным, ноги перевязывают пестрой веревкой. У казахов есть поговорка «Не переступай пестрой веревки», что означает пожелание никогда не лгать, не воровать, быть порядочным человеком. Бабушка разрезает ему путы.
Послушайте стихотворение Е. Өтеутілеуулы «Тəй-тəй».
Тай-тай, малышок, тай-тай,
Смелей, малышок, ступай.
На ряд шагни, на вершок –
Обрадуй нас, малышок.
Обряд «Ашамай» – посвящение во всадники.
Когда ребенок достигает возраста 5–6 лет, проводят обряд посвящения во всадники. На обученного смирного стригунка кладут айшама (маленькое седло, предназначенное
для стригунка) и сажают мальчика со словами: «Ты теперь стал мужчиной». Этот обряд называется «Ашамайға отырғызу» (сажать на ашамай, т.е. сажать в седло).
Физкультминутка «Юрта».
Юрта, юрта, круглый дом –
Побывайте в доме том! –
Гости явятся едва,
В печку прыгают дрова –
Печка жарко топится –
Угостить торопится –
Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней является гостеприимство. Дорогого гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат, затем – чай с молоком или сливками, бауырсаками, лепешками, изюмом, иримшиком, куртом.
Казахская пословица гласит: Почетному гостю – почетное угощение.
Рассмотри картинки. Назови обряды. Найди предметы, необходимые для проведения обряда. Соедини.
Рассмотри казахские национальные блюда. Запомни их названия.
Помоги Алдияру доскакать до юрты бабушки. Проведи линию.
Итог занятия.
Какие обряды казахского народа тебе больше всего понравились?
«О чем ты узнал из беседы?»