Жамбаева Жанар Сагынхановна, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Общеобразовательная средняя школа №11 имени А.Навои» управления образования города Шымкент. Казахстан, г. Шымкент
КСП «Зимний вечер». Отношение лирического героя к окружающему миру
Краткосрочный план урока
|
Школа: ОСШ № 11 им.А.Навои |
|||||
Раздел: 2 |
Человек и природа |
|||||
Тема: |
«Зимний вечер». Отношение лирического героя к окружающему миру. |
|||||
Дата: |
ФИО учителя: Жамбаева Жанар Сагынхановна |
|||||
Класс: 7 «Д» |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
7.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев 7.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл 7.2.8.1 анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.) |
|||||
Инклюзия |
7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста |
|||||
Цель урока |
добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя. |
|||||
План |
||||||
Этап урока/время |
Действия педагога |
Инклюзия |
Действия учеников |
Оценивание |
Ресурсы |
|
Начало |
- Ребята! Для того, чтобы всё у нас получилось на уроке, давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу. I. Психологический настрой Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся - Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё на этом уроке получится. - Вы готовы начать урок? |
Приветствие.
|
Учащиеся называют приветствия
|
|
Интерактивная доска
|
|
Середина
Конец |
3. Актуализация опорных знаний -Вы узнали этого поэта? ( Пушкин) - С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные сказки, стихи, созданные Пушкиным. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения. (Цель: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа) - А знаете ли вы, что Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не был Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой? И первое свое стихотворение он написал в 6 лет на французском языке, которое в переводе звучит так: Скажите мне, почему "Похититель" -Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни. - Кто знает, как звали няню поэта? (Арина Родионовна) - Верно. Это- Арина Родионовна. -Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. - На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском. - Кого вы видите на картине? (Пушкина, няню и друга) - Согласна с вами. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, друзья общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу. - Но такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском. Русский писатель Иван Сергеевич Аксаков так пишет про няню Пушкина: Так вот кто первая вдохновительница, первая муза первого истинно русского поэта, это – няня… Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная благодарность. И.С.Аксаков. -Кто такая муза? В греческой мифологии богиня – покровительница искусств и наук. В данном случае – это источник поэтического вдохновения, или само- вдохновение, творчество. -Почему Аксаков назвал няню музой и вдохновительницей поэта? (Потому что она показала путь к творчеству и сама рассказывала стихи, сказки). - А за что он благодарит няню? (ответы учащихся) -Действительно: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки; - для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей; - она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту; - няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа; - от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок. В одном из стихотворений Пушкин писал: Мастерица ведь была, И откуда что брала! А куда разумны шутки, Приговоры, прибаутки. Небылицы, и былины Православной старины! Слушать, так душе отрадно. И не пил бы, и не ел, Все бы слушал да сидел. - Не один вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее песни и сказки . Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер». IV. Восприятие новых знаний. (Цель: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.) Чтение стихотворения учителем «Зимний вечер». «Зимний вечер» Александр Пушкин Слайд 10 Буря мглою небо кроет, Наша ветхая лачужка Выпьем, добрая подружка Буря мглою небо кроет, Проверка первичного восприятия стихотворения. -Понравилось ли вам стихотворение? (Понравилось) -Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? (Чувство грусти, печали) -От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора) -Какое настроение у рассказчика? (грустное) -Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического героя, определить ритм, рассмотреть рифму. Словарно- лексическая работа. Записаны слова и словосочетания: Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы. Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра. Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина. Веретено – приспособление для прядения. 4. Слушание романса «Зимний вечер» Слайд 12 -Лицейский друг Пушкина Михаил Лукьянович Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Получился красивый романс. (Звучит запись романса) -Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта? (да) Выразительное чтение текста стихотворения учащимися - 1 часть С чем автор сравнивает бурю. (Со зверем: «То, как зверь она завоет…»; С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»; С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит») - Автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы. Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства. Такое описание зимнего вечера не случайно (Природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения) -2 часть. -О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне) - Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой друг») - Какое настроение у автора? (Грустное) - Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»). -3 часть. -Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)
4 часть. -Обратите внимание на 4 строфу стихотворения во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые - В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении, в ссылке, вдали от друзей и родных.
4. Физ.минутка Отдых наш - физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте левой, правой! Раз-два, раз-два! Прямо спину все держите и под ноги не смотрите! Раз-два, раз-два! Руки дружно разведите - раз-два, раз-два! Друг на друга посмотрите - раз-два, раз-два! Опустите руки вниз - и за парту все садись! 5. Формирование умений и отработка навыков (Цель: Обобщить и закрепить полученные знания)
- Итак, автор написал данное произведение, чтобы рассказать о своих чувствах, поделиться с читателем своими переживаниями. Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека. Стихотворение, написанное о чувствах человека называется лирическим.
3. Но ведь не только словами можно выразить, передать, свои чувства, мысли, переживания, тоску о ком или о чем либо, но и при помощи музыки. Ведь музыка -это великая вещь, сейчас вы прослушаете отрывок из музыкального альбома великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «У камелька». Слушание произведения с закрытыми глазами. -Представьте холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, идет сильный снег, который стучит в окно, а в помещении горит огонёк и согревает своим теплом душу человека, который сидит у камелька и думает о самом дорогом, родном и близком своему сердцу. - Прослушав пьесу, дети обмениваются впечатлениями о характере музыкального произведения и делают вывод, что рассказать о своём настроении и чувствах можно передать и при помощи музыки. - Выразительное чтение стихотворения учениками. 5. Рефлексия - Сегодня на уроке мы повторили … - У меня получилось…. - Мне понадобилась помощь в…
Шкала оценивания
5..Дом.задание: выучить наизусть стихотворение |
карточка
|
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Слушают стихотворение
Ответы на вопросы
Варианты ответов учащихся
Слушают романс
Ответы на вопросы
Учащиеся выполняют легкие движения
Учащиеся высказывают свое мнение
Слушают произведение
Высказывают свое мнение
Выразительное чтение учащимися
|
ФО
ФО
ФО
ФО
ФО
ФО
ФО
ФО
|
Слайд с портретом А.С.Пушкина
Слайд с портретом Пушкина-ребенка
Слайд с портретом няни
Слайд с изображением села
Слайд с картиной Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина»
Слайд на и нтерактивной доске
Слайд со сказками
Слайды зимнего пейзажа вечером
Слайды со словарными словами
Муз.плеер
Учебник
Слайды с изображением бури,вьюги
Слайд с изображением няни
музыка
проигрыватель
учебник
|
|