Ширшикова Елена Александровна, Учитель начальных классов, КГУ «Средняя многопрофильная школа №37", Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск.
Формирование функциональной грамотности учащихся через курс ОБЖ в начальной школе»
В статье рассматриваются подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках «Познания мира» через реализацию содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Раскрывается значение практико-ориентированного подхода, предлагаются эффективные формы и методы работы, а также подчеркивается значимость системного и межпредметного подхода к обучению.
Функциональная грамотность — ключевое качество современного выпускника школы. Согласно международным исследованиям (PISA), она представляет собой способность человека применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, принимать обоснованные решения, действовать безопасно и ответственно. Начальная школа — базовый уровень, где закладываются эти навыки. Особенно актуальным становится включение задач функциональной грамотности в такие важные направления, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
С 1 по 4 классы курс ОБЖ в Республике Казахстан изучается в рамках предмета «Познание мира» с годовой нагрузкой:
- 1–3 классы — по 6 часов,
- 4 класс — 10 часов.
Преподавание осуществляется учителями начальных классов, что создаёт благоприятные условия для интеграции вопросов безопасности в содержание всех тем курса.
В условиях цифровизации, роста бытовых, социальных и природных рисков жизнедеятельности, обучение детей безопасному поведению становится одной из приоритетных задач школы. Курс ОБЖ играет в этом процессе важную роль, формируя у младших школьников не только предметные знания, но и универсальные учебные действия, необходимые для успешной социализации.
Формирование функциональной грамотности требует отхода от репродуктивного обучения в сторону деятельностного и практико-ориентированного. На уроках по ОБЖ эффективными являются следующие формы и методы:
- Ситуационные задачи;
- Инсценировки и моделирование;
- Игровые технологии;
- Работа с визуальным контентом;
- Проекты и мини-исследования;
- Цифровые задания.
Примерные темы с ориентацией на формирование функциональной грамотности:
- «Правила дорожного движения для пешеходов»;
- «Первая помощь»;
- «Опасные ситуации в быту»;
- «Природные явления и безопасность».
Межпредметная интеграция является важным условием успешного формирования функциональной грамотности. Темы ОБЖ органично связываются с математикой, литературным чтением, изобразительным искусством, информатикой.
Работа с родителями — ещё один фактор, повышающий эффективность обучения. Совместные проекты усиливают связь школы с жизнью и способствуют закреплению знаний в повседневной практике.
Роль учителя в формировании функциональной грамотности заключается не только в передаче знаний, но и в создании образовательной среды, побуждающей учеников к самостоятельному анализу, выработке решений, взаимодействию в коллективе.
Ожидаемые результаты внедрения практико-ориентированного подхода:
- Повышение осознанности учащихся в вопросах личной безопасности;
- Рост интереса к урокам «Познания мира»;
- Активное использование детьми приобретённых знаний в повседневной жизни;
- Положительная динамика в заданиях на применение знаний;
- Формирование навыков анализа, критического мышления и выбора безопасной модели поведения.
Таким образом, формирование функциональной грамотности младших школьников невозможно без постоянной связи с реальной жизнью. Курс ОБЖ, интегрированный в предмет «Познание мира», представляет собой мощный инструмент развития ключевых компетенций учащихся. Задача учителя — не просто дать знания, а научить применять их на практике.
1. Государственная общеобязательная стандартная программа по предмету «Познание мира». МОН РК, 2022.
2. OECD. PISA 2022 Results. https://www.oecd.org
3. Грачева, Л. В. Формирование функциональной грамотности младших школьников. — М.: Просвещение, 2020.
4. Нургалиева Г.К. и др. Методика преподавания предмета «Познание мира». — Астана, 2021.
5. Барышева Н. И. Практико-ориентированный подход в обучении: теория и практика. — СПб.: Лань, 2021.
6. Гончарова Е. А. Безопасность жизнедеятельности в образовательной среде. — М.: Академия, 2019.