Откульбаева Салима Мухтаровна, Воспитатель ясли-сада, ГККП «Ясли-сад «Алтын бесік» города Атбасар при отделе образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области», Акмолинская область, город Атбасар
В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой, что у детей 5-6 лет недостаточно развиты познавательные навыки. Некоторые дети не понимали цели задания или справлялись с заданиями за длительный промежуток времени.
В связи с этим пришла идея создания программы, которая направлена на то, чтобы дошкольники росли способными мыслить, разбираться в определенных условиях в действительности, рассуждать, правильно воспринимать реальность, уметь применять свои знания и умения в жизненных ситуациях.
Я считаю, что развитию логического мышления необходимо уделять больше внимания в раннем возрасте, особенно в дошкольные годы.
Моя программа разработана для творческого, мыслительного интеллектуального развития детей с использованием асық-терапии, логико-математических усовершенствовавших игровых технологии Воскобовича, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.
Цель моей программы: Создать и организовать условия для развития ребят предшкольной группы.
Ожидаемый результат и способы их проверки. Во время реализации программы у детей развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, осведомленность, умение анализировать, слушать, доказывать свою точку зрения, обобщать.
В течение учебного года, т.е.во время осуществления программы я провела 2 диагностики, первая (стартовая) в октябре и вторая (итоговая) в мае месяце.
Диагностика проводилась для изучения способности детей доказывать, запоминать, рассуждать, восстанавливать в памяти усвоенный материал. На данном слайде вы видите динамику развития способности ребенка.
Стартовый мониторинг
По результатам стартового мониторинга вытекала необходимость подготовить дошкольников к школе, научить логически мыслить, ориентироваться в пространстве и в окружающем мире, думать, принимать самостоятельные решения, правильно оценивать различные ситуации.
Итоговый мониторинг
По результатам итогового мониторинга видно, что при систематической работе с детьми, дошкольники стали точно сравнивать, сопоставлять предметы, владеют умственными операциями сравнения, обобщения, научились классифицировать, у детей сформировались простейшие речевые и логические высказывания.
В рамках авторской программы, мною был разработан Учебно-тематический план, который рассчитан на 36 часов.
В работе использовались следующие технологии обучения:
Асық- терапия. При помощи асықов изучаем с детьми цвета, размеры. Асық помогает детям учиться считать и мыслить логически.
При помощи палочек Кюизенера изучаем количественный и порядковый счёт, состав числа, деление целого на части, знакомим с понятием величины.
Игры Воскобовича. Каждая игра учит чему-то особенному: счёту, цифрам, цветам, фигурам или сразу нескольким понятиям.
При работе с блоками Дьенеша дети знакомятся с основными геометрическими фигурами и формой предметов, размерами.
Все эти познавательные игры развивают пространственное и логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивают логическое мышление, мелкую моторику рук, внимание, память. Так же ускоряют развитие мыслительных операции и математических представлений.
Здоровьесберегающие технологии: направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка.
При помощи информационно-коммуникационных технологии я обогащаю и эффективно повышаю качество организованной деятельности.
Программа планирует проведение организованной деятельности в различной форме:
Групповая форма работы
• Работа по подгруппам
• Работа в парах
Заключение
Игры и организованная деятельность с асыками, палочками Кюизенера, игровыми технологиями Воскобовича и блоками Дьенеша доставляют детям удовольствие, воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли. Ребёнок играя становится эмоционален, он улыбается, удивляется, добивается успеха и радуется своему результату. Игры способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Моя роль в этом процессе – поддерживать интересы детей, т.к. игры помогут детям в дальнейшем обучении в школе.