ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Обобщение опыта "Проектная деятельность в работе с одарёнными детьми"

2 октября 2025 г.

Осипова Татьяна Геннадьевна, Учитель музыки, КГУ "Средняя школа №7" отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования Восточно-Казахстанской области, Казахстан, Восточно-Казахстанская область, город Усть-Каменогорск

Обобщение опыта "Проектная деятельность в работе с одарёнными детьми"

Обобщение опыта "Проектная деятельность в работе с одарёнными детьми"

Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске.

     В условиях современной школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках.

     Народная мудрость гласит «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».

     Создание мотивации к изучению музыки и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности, оптимистически настроенного учителя.

     Урок музыки как урок искусства должен приносить радость творческого самовыражения, радость познания нового. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемными заданиями, нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия, а не на конечный результат сам по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех может строиться и на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.

      На всё это и направлены следующие методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, применяемые на уроках музыки:

«мозговой штурм»;

метод размышления о музыке;

метод проектов;

метод музыкальных обобщений;

метод эмоциональной драматургии;

метод проблемного изложения материала;

метод интонирования;

метод моделирования художественного процесса;

метод интонационно – стилевого анализа;

метод импровизации;

метод творческих заданий.

Дополнительно мотивирует, стимулирует учащихся и активное использование на уроках музыки ИКТ, игровых технологий, интегративный подход.

   В настоящее время растет потребностью общества в неординарной творческой личности.

     Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в их особом внимании. При этом такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

     Педагогам, к сожалению, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить определённые способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Ведь не всегда ребёнок может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя, и здесь уже все будет зависеть именно от личности и компетентности педагога.

     Как показывает практика, учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников мы называют «умными», «толковыми».

     Однако есть два типа одаренности, при которой безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности, которая в комплексе с музыкальными способностями образует музыкальную одаренность.
     Очень часто ученики этого типа не особенно хорошо учатся, иногда имеют очень причудливый познавательный мир, а их творческое мышление рассматривается как отклонение от нормы. Непросто бывает изменить отношение педагога к таким детям, снять барьеры, которые блокируют их талант.

В ходе работы с этой категорией учащихся я определила несколько основных целей.

1.      Совершенствование форм работы с высокомотивированными и способными детьми.

2.      Создание условий для целенаправленного выявления, для поддержки и развития, для их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

3.      Стимулирование мотивации развития способностей.

4.      Проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ обучающихся, формирование портфолио.

5.      Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.

     Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. Он включает разные виды музыкальной деятельности, но при этом хотелось бы отметить, что с современной насыщенностью учебного материала невозможно только на уроке создавать условия для развития одаренности учащихся.

     Отмечу, что именно система дополнительного образования имеет немало возможностей для раскрытия и корректировки индивидуальных способностей и интересов детей. Для большинства из них создаются оптимальные условия развития и реализации.

     Широкие возможности также дают участие в конкурсах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах и конкурсах вне школы.

     Только в этом учебном году 10 учащихся параллели 4 классов стали призерами республиканской олимпиады по музыке, 12 ребят -  республиканского вокального конкурса-фестиваля, а 10 учащихся получили 1 место в международном музыкальном конкурсе.

     С 2022 года в направлении ОЭР я исследую, разрабатываю и внедряю пути применения проектного метода как средства, формирующего 4К-компетенции в процессе совершенствования музыкального обучения и воспитания школьников, имеющего наибольший потенциал для развития одаренности.

•        Интерес к музыкально-проектной деятельности;

•        Творческая активность;

•        Потребность в самообразовании;

•        Коммуникативность;

•        Самооценка.

     Данные критерии становятся основанием для организации музыкально-проектной деятельности и оценки ее результатов.

     Особенностью использования метода проектов в музыкальной педагогике состоит в том, что идейным центром создаваемого проекта является музыка, которая дает большую свободу и разнообразные формы именно для творческого самовыражения.

     Исходя из практики внедрения проектной технологии следует отметить, что в музыкальной деятельности учащихся именно творческие проекты являются наиболее универсальными, поскольку могут быть внедрены в разные формы образовательной деятельности и успешно развивают одаренность и креативность учеников.                        

     Чтобы музыкально-исследовательская деятельность была особенно эффективна, особое место я уделяю проектной работе в рамках интегрированных уроков и мероприятий, связывающих учебный предмет «Музыка» с другими предметами образовательного цикла.

5 классы. «В стране музыкальных загадок». Проект нацелен на закрепление детьми пройденного материала в форме музыкальных загадок различного типа. Конечный результат — сборник занимательных заданий.

     Внеклассное мероприятие для 6 классов «Путешествие по музеям Абая» продемонстрировало исследовательский подход ребят в работе по разным направлениям в творчестве Абая Кунанбаева.

На уроках музыки в 3 классах авторами были представлены проекты «Музыкальные часы», «Музыкальные дома», учащиеся 4 классов спроектировали музыкальные инструменты будущего.

Продолжается работа над формированием сборника «Казахские музыкальные инструменты» (3–4 классы).

Пополняется количество шумовых музыкальных инструментов, сделанных учениками.

Представлен проект (постер) о культурном наследии «Казахстан: от прошлого к будущему», получивший высокую оценку (1 место на региональном конкурсе)

Разработан и защищен исследовательский проект (1 место в городском конкурсе «Зерде»)

     Хотелось бы отметить, что для создания продуктов данного проекта были привлечены учащиеся школы с различными типами одаренности, которые проявили свою креативность в разнообразных формах работы (создание авторских сказок и легенд, моделирование робота-таутеке для исполнения кюя, подготовка иллюстраций к сказкам). В результате был изготовлен увлекательный сборник ««Кел, танысайық! Давайте познакомимся!», сочетающий полезный и разнообразный материал о древнем казахском искусстве.

     Результаты работы ребят за данный период представлены в разнообразных видах и формах: презентации, видеофильмы, постеры, кластеры, рисунки, инструменты, буклеты, сборники, сочинения, коллажи, сценарии, концертные выступления, театрализация концертных номеров.

     Формы демонстрации результатов ученических творческих проектов достаточно разнообразны и носят систематический характер: оформление экспозиции из работ учащихся; выступление на предметной неделе; выступление на внеклассных мероприятиях; использование в виде дидактического материала; участие в концертах и других творческих мероприятиях и, в том числе защита проектов на городском и региональном уровнях.

     Результатом работы над проектами за указанный период является положительная динамика вовлеченности учащихся, качества и разнообразия их проектной деятельности. Это подтверждается результатами исследования по итогам проведенной работы: у ребят не только повысился интерес к предмету, но и вышел за его рамки, они стали эффективнее достигать поставленных целей, улучшили навыки работы с информацией и совершенствуют навыки самопрезентации.

     Исходя из данных результатов в дальнейшем планирую продолжать внедрять проектную технологию как в учебную, так и во внеклассную (кружковую) деятельность, так как она является эффективной и оптимальной для решения комплексных задач, актуальна как для образовательной, так и для воспитательной педагогической траектории.

     Впереди – немало задумок и планов по реализации потенциала учеников, которые, к счастью, продолжают нас удивлять, радовать и преподносить сюрпризы.

Поэтому в завершении своего выступления хотела бы пожелать всем вам:

До – брым словом вспомнить все

Ре – комендации, полученные сегодня.

Ми - ллион вам новых идей,

Фа – нтазируйте, дерзайте, идеи воплощайте.

Соль нашей работы в том, чтобы вместе построить дом. Эстетичный, гармоничный, в котором было бы хорошо всем.

Ля. (Веселая тональность) Всем успехов и побед.

Си - лы воли, устремленности. Пусть всем сопутствует успех!

Наверх
Товар добавлен в корзину