Цюра Алла Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательное учреждение №2» г.Тарко-Сале, Пуровский район, ЯНАО.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я здесь живу и край мне этот дорог» направлена на изучение истории и культуры своего края, жизни и быта коренных народов. Программа даст возможность ребёнку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринять культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания.
Пояснительная записка
В 2018 году нашему округу исполняется 88 лет, городу Тарко-Сале - 85 лет. Современный Ямал многонационален. На территории округа проживают представители более ста различных национальностей.
Индустриальное освоение края в последние десятилетия, бурное развитие внешних экономических связей привело к большим социальным и культурным изменениям в регионе. К освоению недр тундры и шельфа округа причастны люди разных национальностей. Охватить беглым взором культурные традиции всех народов, участвовавших в судьбе Ямала, невозможно. Культура коренных народов Ямала имеет вековые и даже тысячелетние традиции. Природа - высшая ценность, о которой они узнают из самой жизни. Они чутко понимают природу, умеют её беречь и мудро ею пользоваться. Этому умению у них сегодня должны поучиться все другие народы. В последнее время заметно возрос интерес к истории и культуре родного края. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы- всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.
Изучение истории и культуры родного края не только расширит кругозор школьников, но и поможет сформировать чувство сопричастности к истории, даст возможность ребёнку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринять культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания.
Сведения о программе
Программа краеведческого кружка составлена на основании авторской программы «Краеведение. 5-7 класс», автор Косинова В.Д.- учителя истории и краеведения Пуровской СШ№1, 2004 г. Данная программа рассчитана на учащихся 10-13 лет и включает в себя цикл взаимосвязанных между собой предметов: КНЯ, ИЗО, музыки, географии. Данная программа ориентирована на детей, которые имеют мало знаний и представлений о ЯНАО, его истории, коренных народах Севера. Срок реализации программы - 1год. Набор учащихся в кружок - свободный, могут заниматься все желающие.
Цели
1.Приобщение учащихся к историческому, культурному и природному наследию края.
2. Воспитание любви к родному краю, уважение к традициям коренных народов Ямала.
3. Развитие научно-исследовательской деятельности, поисковых умений и навыков.
Задачи
Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, долга и уважения к людям, населяющим наш край.
Образовательные:
- изучать историю, культуру, обычаи, традиции народов Севера.
Развивающие:
- развивать творчество, поисковые навыки, умение собирать и систематизировать материал.
- формировать активные жизненные позиции.
Реализация проекта обеспечивает достижение учащимися следующих результатов
Личностные результаты:
- научится рассказывать об истории развития округа, района, города;
- проводить экскурсию по экспозиции «Мой край»;
- научится понимать культуру коренных народов Севера.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью корректировать свою деятельность;
- в диалоге с педагогом определять степень успешности своей работы.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую:
(составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для расширения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принять иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Приоритетные направления программы:
- проведение праздников, встреч со старожилами края;
- проведение экскурсий;
- освещение деятельности работы кружка через школьный сайт, газету «Северный Луч».
Условия реализации программы
1.Методическая оснащённость: литература, аудио, видео, ПК.
2. Место для проведения праздников, встреч: актовый зал, школьный музей.
3. Приобретение призов.
Ожидаемые результаты
Учащийся должен знать
Географические особенности Ямала, Пуровского района, символику округа, района, города, название рек, городов, сельских поселений района, растительный и животный мир, традиции народов Севера, поэтов и писателей, историю своего района, города, школы.
Учащийся должен уметь
Находить на карте географические объекты, города и районные центры.
Распознавать названия деревьев, растений. Рассказать о животном и растительном мире нашего края, правила поведения в природе, рассказывать о коренных жителях, их занятии. Должен уметь провести заочную экскурсию по городу.
Актуальность
«Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его ещё более глубоко» - писал А.С. Барков.
С чего начинается Родина? Наверное, на этот вопрос каждый ответит по-своему. И всё же есть одно, что объединяет нас всех независимо от возраста, профессии, национальности, - трепетное отношение к отеческим местам. Без него нельзя!
Мы живём в такое время, когда утрачивается связь поколений, теряются традиции, являясь исторической памятью народа во все трудные времена, помогали осознать себя, не потерять своей целостности, выжить.
В 2017 году отметили 85 лет со дня образования Пуровского района.Изучение истории и культуры нашего округа, района, города не только расширит кругозор школьников, но и поможет сформировать чувство сопричастности к истории, даст возможность знать свои корни, свои истоки, познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания.
Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, способствует формированию высоко-нравственной личности.
Цель
Ознакомление с историей, культурой, природой родного края. Воспитание гражданских и патриотических чувств.
Задачи:
- развитие интереса к истории родного края;
- приобретение знаний, умений, навыков при проведении экскурсий;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;
- развитие навыков исследования, наблюдения;
- воспитание ценностного отношения к природе, патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине;
- формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических проблем нашего края.
Способы решения задач проекта:
- составление плана работы;
- изучение произведений ямальских авторов;
- экскурсии в музеи, Центр национальных культур;
- встречи с интересными людьми;
- изучение памятных мест нашего края;
- проведение виртуальных экскурсий;
- посещение стойбища «Северный очаг»;
- проведение мастер-класс с представителями КМНС;
- проведение мероприятий с учащимися 1-4 классов, воспитанниками детских садов.
Результативность проекта:
- знание истории родного края;
- знание природы, богатства родной земли, её тружеников;
- умение провести экскурсию по памятным местам города.
Сроки реализации проекта
2017-2018 учебный год. Учащиеся 6-х классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
№ п/п |
Темы |
Всего |
теория |
практика |
1 |
«Расскажи мне, Ямал о рожденье своём» (история образования ЯНАО, символы и символика) |
1 |
1 |
|
2 |
«Его легко на карте отыскать» (образование Пуровского района, символы и символика) |
2 |
1 |
1 |
3 |
«Как кораллы - в инее берёзы» (растительный мир нашего края) |
1 |
|
1 |
4 |
Красная Книга Ямала |
1 |
1 |
|
5 |
Земля Пуровская –мгновения истории (просмотр видео) |
2 |
1 |
1 |
6 |
Экскурсия «Войти в природу с другом» |
1 |
|
1 |
7 |
Конкурс рисунков «И на глазах растёт наш город там, где стоял недавно лес…» |
1 |
|
1 |
8 |
«Есть щедрость без границ» (ягоды и грибы нашего края, конкурс загадок) |
1 |
1 |
|
9 |
«Звенят олени бубенцами» (животный мир тундры и тайги) |
1 |
1 |
|
10 |
Творческие люди земли Ямальской (знакомство с книгой П.Явтысыя «Зов морошковой земли») |
1 |
1 |
|
11 |
Инсценирование ненецких сказок |
3 |
1 |
2 |
12 |
Выступление перед воспитанниками детского сада «Ёлочка», учащимися школы. |
2 |
1 |
1 |
13 |
Экскурсия «Улицы нашего города» |
1 |
|
1 |
14 |
Встреча со сторожилами города (Мазур Г.П.) |
1 |
|
1 |
15 |
Конкурс сочинений «Я люблю мой город и людей, живущих в нём» |
1 |
|
1 |
16 |
Экскурсия в Центр национальных культур |
1 |
|
1 |
17 |
Праздники и обряды северных народов |
2 |
1 |
1 |
18 |
Изготовление ягушки, хантыйской куклы «Акань» (мастер-класс) |
1 |
|
1 |
19 |
Поездка на стойбище «Северный очаг» |
2 |
1 |
1 |
20 |
КТД «Лечебные травы земли Пуровской» |
1 |
|
1 |
21 |
Познавательная игра «Путешествие по Пуровскому району» |
1 |
|
1 |
22 |
Экскурсия в школьный музей по экспозиции «Мой край» |
1 |
|
1 |
23 |
«Охранять природу – значит охранять Родину» (экологический спектакль) |
3 |
2 |
1 |
24 |
«Они защищали Родину» (экскурсия к памятнику) |
1 |
|
1 |
24 |
Игра «Поле чудес» «Мой северный край» |
1 |
|
1 |
25 |
Итоговое открытое занятие «Я здесь живу и край мне этот дорог» |
1 |
|
1 |
|
|
35 ч. |
13ч. |
22ч. |
Литература