Якимова Эльмира Рашитовна, учитель начальных классов, 3 класс, КГУ "Основная средняя школа № 8 отдела образования города Аркалыка" Управления образования акимата Костанайской области, Казахстан, Костанайская область, город Аркалык
"Развитие критического мышления и творческой активности у учащихся начальных классов"
Оглавление
Обоснование значимости методической темы с точки зрения современного образования и актуальности ее разработки для собственной педагогической деятельности
Актуальность проблемы
Обоснование методической темы
Описание опыта работы по теме
Основные выводы и перспективы дальнейшей педагогической деятельности
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление». Дж. Браус и Д.Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать своё собственное «Я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, — это поиск здравого смысла: «как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем»[2]
Критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом его отличие от творческого мышления, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести чёткую границу между критическим и творческим мышлением сложно Критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
Новые образовательные стандарты в отличие от старых, предполагают личную вовлечённость ученика в процесс учения: ученик в нём инициативен, самостоятелен, учится осмысленно, его любознательность поощряется. Если в традиционном образовании ещё можно было строить обучение путём трансляции учителем информации, то в настоящий момент главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Один из основных приоритетов – личностно-ориентированная направленность. Реализация личностно-ориенитированного обучения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, которое позволило бы проявить им личностные функции (искать во всём смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т.д.).
Для того, чтобы воспользоваться критическим мышлением, учащемуся необходимо развивать в себе следующие качества:
1. Готовность к планированию (последовательно строить хаотично возникающие мысли).
2. Гибкость (если не обладаешь достаточной информацией, то подождать с вынесением суждения).
3. Настойчивость (решение трудной задачи не откладывает на потом).
4. Готовность исправлять свои ошибки (при неправильном решении сделать правильные выводы и воспользоваться ошибкой для продолжения обучения).
5. Осознание (умение наблюдать за собой в процессе деятельности).
6. Поиск компромиссных решений (принятые решения должны восприниматься другими).
Ж. Пиаже писал, что к 14—16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Но возникает вопрос: можно ли работать над развитием критического мышления в начальной школе? Какие методы и приемы совершенствовали бы мыслительные способности учащихся начальной школы и позволили бы мыслить продуктивно?
Опыт работы с учащимися начальных классов показывает, что уже в этом возрасте созданы условия для развития критического мышления, для свободного развития каждой личности, для улучшения мыслительной деятельность,
Методика критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Стадия вызова позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания, вызвать интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке.
Стадия осмысления содержания позволяет получить и осмыслить новую информацию. Стадия рефлексии – обобщить полученную информацию, определить и осмыслить собственное отношения к изучаемому материалу.
При изучении темы «Имя существительное» в третьем классе на этапе рефлексии используется прием «Корзина».
1.Учащиеся (1 – 2 мин) отвечают письменно на вопрос: «Что знаете об имени существительном?».
2.Обсуждение в группах (3 мин)
3.Сбрасывание идей в корзину (каждая группа по очереди называет то, что она знает об имени существительном, не повторяясь).
4.Все знания учащихся об имени существительном, даже ошибочные, записываются на доске или ватмане.
5.В течение урока все знания выстраиваются в логическую цепочку и исключаются ошибочные знания.
Этот прием позволяет обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме
«Имя существительное» и выявить проблемы.
При изучении темы «Америка» по окружающему миру во втором классе на этапе осмысления содержания используется прием «пометки на полях» или инсерт. Прием позволяет учащимся вдумчиво и внимательно работать над текстом, понимать прочитанное, отделять известное от неизвестного. При чтении учащиеся используют знаки: «v» – уже знал, «+» - новое, «-» думал иначе, ? – есть вопрос. Данный прием используется не только при чтении всего текста, но и отрывка.
На уроках литературного чтения на этапе рефлексии используется прием «синквейн», что в переводе с французского означает «стихотворение» из пяти строк написанное по особому правилу. На уроке обобщения по теме « Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир» написание синквейна по теме «Сказка».
Сказка
Волшебная, замечательная
Сочиняем, слушаем
Сказка – ложь, да в ней намек…
Чудеса
Этот прием позволяет расширять словарный запас учащихся, синтезировать и обобщить полученную информацию, создавать собственную творческую работу.
На уроках математики использую прием критического мышления «Верные и неверные утверждения». Этот прием используется на стадии вызова при изучении темы «Числа от 1 до 1000. Нумерация»:
Учащиеся самостоятельно выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или догадываясь. Правильность выбранных утверждений проверяется на этапе рефлексии.
Уровень развития критического мышления определяются следующими показателями:
умение задавать вопрос;
умение работать с информацией.
65 % учащихся третьего класса умеют задавать вопросы, но мало обобщающих вопросов и вопросов на выявление причинно – следственных связей и 60 % учащихся умеют работать с информацией, т.е. выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи.
Использование приемов и методов развития критического мышления способствует:
1.развитию мыслительной деятельности учащихся;
2.формированиюумения задавать вопросы, аргументировано высказывать свою точку зрения и отношение к изучаемому, делать умозаключения;
3.запоминанию изучаемого материала;
Творческие способности не могут быть развиты у всех ребят одинаково в силу своих возможностей. Каждому ребенку нужно дать возможность самостоятельно проявить себя. Я думаю, что технология критического мышления формирует ряд умений и навыков у учащихся — свободное взаимодействие, анализ поступков. , осознание своего отношения к миру. Хочется отметить , что использованные приемы и методы критического мышления позволили мне достигнуть качественной деятельности учащихся. Можно сказать, что создавая условия для развития критического мышления , а именно они сравнивают факты, оценивают поступки, делают выводы, анализируют. Создавая условия для развития критического мышления и творческой активности учащихся, педагог способствует тому, чтобы каждый ученик был вовлечен в познавательный процесс работал в сотрудничестве, проявляя при этом коммуникативные умения, и умение анализировать свою деятельность.
Список литературы
4..Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М., 1997.
5.Линдсей Г. Творческое и критическое мышление: хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. — М., 1981.
6.Образовательная программа — маршрут ученика. Ч. 2 / под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб., 2000.
7..Основы критического мышления: междисциплинарная программа: пособие 1 / Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. — М., 1997.
8.Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. — М.; Л., 1932.
9.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М., 1998.