ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

27 октября 2021 г.

Кожабаева Гульнара Маликовна, преподаватель специальных дисциплин, ВТиПО, Учреждение "Костанайский социально-технический колледж", Казахстан, Костанайская область, г. Костанай 

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Аннотация.

 

       Использование современных технологий позволяет сделать урок интересным, ярким, более запоминающимся, что позволяет надеяться на то, что для каждого обучающегося урок не пройдет бесследно.Если вы современный преподаватель, ищущий все новые и новые возможности для подачи материала на уроках, если вам нужны хорошие результаты обучения, если вы готовы изучать новые технологии, то, безусловно, вы должны в своих уроках использовать средства ИКТ. ИКТ - это новый взгляд на профессиональную жизнь педагога, это новый инструмент для привлечения внимания, увеличения мотивации обучающихся и достижения качества знаний с помощью современных технологий.

 

Ключевые слова: ИКТ, учебные пособия, мультимедийные презентации, информационные компетенции, информационные ресурсы.

 

      Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

     Вопрос подготовки  высококвалифицированного специалиста ТиПО  является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение государственных стандартов технического и профессионального образования нового поколения.

        Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не дисциплины, а ценностные ориентиры.  Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, предъявляет к специалисту в любой сфере деятельности новые требования:

- уметь гибко адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно приобретая необходимые знания;

- критически мыслить, уметь увидеть возникающие трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией, уметь находить доступ к глобальным источникам знаний и т.д.

        Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого органично вписывается в мою систему обучения, способствует достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет преподавателю  или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».

Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ обучающие моделируют реальные процессы, а значит – видят причины и следствия, понимают их смысл. Применение компьютера позволяет мне устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.

           Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. На уроках я применяю разнообразные моменты информационно-компьютерных технологий, это поддерживает и усиливает интерес к учебному предмету. Компьютер рассматриваю как могущественный рычаг умственного развития обучающихся. Использую все возможности для того, чтобы студенты учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.

         Мною совместно с обучающими созданы мультимедийные презентации, разработан учебно -методический комплекс. Использование в своей работе информационно-коммуникационных технологий способствуют проектной деятельности, обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков обучающихся, повышению информационной грамотности.

       Мультимедийные презентации использую для того, чтобы выступающий (преподаватель, обучающийся) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись формы нарезки, оформление блюда, снимки, фотографии, иллюстрации, диаграммы и т.п. Использование в обучении новых информационных технологий помогает мне формировать специальные навыки у обучающихся с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает мою работу(работу преподавателя) на уроке и способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.

Использование компьютера в преподавании спецдисциплин, на мой взгляд, особенно перспективно. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Программы MS Power Point, MS Excel стали замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний.

         Очень широко использую ИКТ при создании мини-проектов к уроку. Метод проектов является одним из путей реализации исследовательского обучения. В процессе творческой проектной деятельности формируются навыки исследовательского поведения, исследовательского стремления, поиска, что, в свою очередь, следует рассматривать как один из важнейших источников получения представлений о мире профессий. 
С большим интересом работают обучающиеся, когда я разбиваю группу на команды, и каждая из команд готовит проект по отдельным разделам определенной темы, работая с ноутбуком. После выполнения проходит защита проекта: каждая из команд представляет результаты своего исследования одногруппникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации (интернет информации) в результате чего студенты  хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентаций

     Использование ИКТ играет огромную роль при диагностике обучения, и, конечно при дидактическом обеспечении урока. Технологические, инструкционные и информационные карты, материалы для контроля знаний обучающихся, карточки – задания, тесты, кроссворды – все это способствует эффективности урока, формированию у обучающихся потребности в использовании ИКТ. Поиск новых подходов к образовательным технологиям, способствующим успешному проектированию творческой деятельности обучающихся, становится актуальной и значимой задачей современной педагогики (презентация: урок-зачёт, кроссворд)

        Проверку усвоения материала провожу путем фронтального или индивидуального тестирования с последующим разбором, отражая результаты в электронном журнале на сенсорном мониторе. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о состоянии процесса усвоения знаний по данной теме с каждым студентом. Возрастает интерес обучающихся к изучаемому модулю.  Повышается мотивация познавательной деятельности студентов за счет мультимедийных возможностей компьютера.

ИКТ использую на всех этапах урока:

При объяснении нового материала:

        -презентации, информационные Интернет – сайты, информационные ресурсы на дисках, при отработке и закреплении навыков, компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.

На этапе контроля знаний: 

     -компьютерные тесты (открытые, закрытые), технологические схемы, карты

На этапе самостоятельной работы обучающихся

     -технологические карты, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания, для исследовательской деятельности обучающихся,  интернет.

         Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия информационного материала. Обучающиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране.

         В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения обучающимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого обучающегося с учётом его возможностей.

         Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами, в электронном виде, у ребят формируется основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Уровень обученности слабых студентов  при этом поднимается, не оказываются запущенными и сильные обучающиеся.

           Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет: 

   - развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

    - усилить мотивацию учения;

   -сформировать у обучающихся умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

   -активно вовлекать обучающихся в учебный процесс;

   -качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся;

    -приобщение обучающихся к достижениям информационного общества.

           Считаю важным заметить, что обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения обучающихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

         Следует отметить, что время на предварительную подготовку преподавателя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Это помогает   улучшить организацию урока,  разнообразить его формы, повысить  качество контроля знаний обучающихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность обучающихся  и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу обучающихся и педагога на более высоком творческом уровне.

         ИКТ в образовательном процессе — это норма жизни современного педагога и обучающегося.


 

Список литературы

1.Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. - М.:Мнемозина,2002.-416с.

2. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. - Курган: Издательство «Зауралье», 1997.-464с

3. Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. Иванов.-М.: Чистые пруды, 2007.-32с. -(Библиотечка «Первого сентября»,серия «Воспитание. Образование. Педагогика.» Вып.6(12)).

4.Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С.  Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный   ресурс]  :  Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова  -  Электрон. дан. -  М.  :  Изд-во  ИТО - Томск, 2009.

5. Бондаренко, Е. А.,. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. / Под. ред. А.А. Журина. - М.: "ЮНВЕС": 2004

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину