Мозалевская Светлана Викторовна, воспитатель старшей группы, ГККП "Ясли - сад №3 "Балбөбек" г. Есиль, при акимате Есильского района, Акмолинской области"
Конспект занятия по рисованию в старшей группе « Деревья зимой»
Программное содержание: Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно. Закрепить нетрадиционный метод рисования жесткой кисточкой «тычком». Развивать чувство композиции.
Словарная работа: Развесистое, тычки, макушка
Материал: Тонированные голубые листы бумаги, акварельные краски, 2 кисточки тонкая и щетина, стаканы с водой, салфетки, 14 бумага для пробы. У всех детей.
Предварительная работа: Наблюдения на улице за деревьями, рассматривание картинок с изображением деревьев в разное время года.
Ход занятия:
В круг широкий вижу я. Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся, И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем, Меня слушать все начнем
1 часть.
Ребята, сегодня к нам в группу залетела снежинка. Не простая снежинка, а с загадкой. А вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела,
И на долго к вам пришла. (Зима)
Правильно зима.
- Зимушка-зима всегда очаровывает своей красотой и каждого человека превращает в волшебника.
Воспитатель: Давайте вместе с вами вспомним, после какого времени года наступает зима? (после осени) Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
А какая бывает зима? Если со снегом то …снежная.
С морозами …. морозная.
С холодами…холодная.
А самое главное, что мы ждём от зимы? Конечно же, это снег. Как называется явление, когда идёт снег? снегопад.
А вам нравиться зима? (Ответы детей) Как можно веселиться зимой? …. лепить снеговика, снежки, кататься на санках с горки, кататься на коньках.
Воспитатель: Молодцы! Очень много вспомнили про зимушку - зиму. - Зимушка-зима всегда очаровывает своей красотой и каждого человека превращает в волшебника.
2 часть.
-А вот, что именно мы будем рисовать этими волшебными предметами, вы узнаете, отгадав загадку:
Много рук, а нога одна.
Проверим, правильно ли вы отгадали! (Детям показывается картина, на которой изображено одно и то же дерево в разное время года ).
- Что на нем изображено? ( Деревья)
- Сколько деревьев? Давайте посчитаем! (4)
- Сравните их. Чем они отличаются? (1- с цветами, 2 – с зелеными листьями, 3 – с желтыми листьями, 4- без листьев).
- Как вы думаете, почему они такие разные? (Деревья по-разному выглядят в разное время года.)
- Кто же из моих волшебников догадался, какое из этих деревьев мы сегодня будем рисовать? (Зимнее дерево)
- Почему вы так считаете? (Т.к. сейчас зимнее время года)
3. Работа по теме занятия. Практическая часть №1.
-Как выглядит дерево зимой? ( Листьев нет, только ствол и ветки, на ветках лежит снег, на земле тоже снег, тихо падает снежок)
Одинаковые ли ствол и ветки по толщине? (Нет, ствол толстый, ветви тонкие).
-У вас на столах кисточка (покажите мне все, что мы будем рисовать кистью? (дерево)
-Кто знает, с чего мы начнем рисовать дерево? (со ствола)
-Как нарисовать ствол? (показ с объяснением: начинаем рисовать с макушки, кончиком кисточки, потому что макушка тоненькая; а книзу ствол утолщается мы, спускаясь вниз, постепенно нажимаем на кисточку, а в самом внизу нажимаем на кисточку, на всю силу)
-Что нужно рисовать дальше? (ветки)
-А ветки все одинаковые? (нет, есть большие и маленькие)
-Как нужно рисовать большие ветки? (показ с объяснением: Большие ветки отходят от ствола, рисуем не сильно нажимая на кисточку, их всего нарисуем 4 или 5, они все смотрят наверх)
-Как нарисовать мелкие ветки вы уже знаете.
(их очень много, отходят от больших веток, рисуем только кончиком кисточки нисколечко не нажимая; чем мелких веток больше, тем дерево будет развесистее и красивее) (показ готового дерева)
(закончили рисовать дерево, гимнастика для пальцев)
-Пусть ваши деревья чуть подсохнут, а мы поиграем пальчиками
Пальчиковая гимнастика.
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Каждый пальчик левой руки прижимаем к ладошке).
Я зиму и снег, и снежинки люблю. ( Каждый пальчик правой руки прижимаем к ладошке).
Но где же снежинки? В ладошках вода. (Пальчики выпрямляем, смотрим на ладошки).
Куда же исчезли снежинки? Куда? (Пальчики обеих рук сгибаем, выпрямляем).
Растаяли хрупкие льдинки – лучи, (Постукиваем кулачками).
Как видно ладошки мои горячи. (Трём ладошку о ладошку).
Физкультминутка.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
(Поднимают руки над головой.)
Будем их ловить руками
(Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
И покажем дома маме.
(Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Разводят руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)
Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)
-Сели и приступили к работе.
4. Работа по теме занятия. Практическая часть №2.
- Вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью кисти, без карандаша!
- А что делают деревья зимой? (В зимнее время деревья как бы замирают, засыпают до весны.)
- Когда вы ложитесь спать в свою кроватку, что вы делаете? (Накрываемся одеялом)
- Давайте и мы с вами накроем наши деревья теплым и легким одеялом, чтобы они спокойно спали всю зиму сладким сном. Только вот чем мы их можем прикрыть? (Снегом)
- Для этого на нашей картине должен пойти снег.
А откуда идет снег? (Из тучи).
А снеговые тучи мы можем нарисовать необычным способом – с помощью мятой бумаги. Для этого нужно смять лист бумаги в комок и обмакнуть его в краску. Делаем отпечатки.
- А снег на нашей картине все идет и идет, укрывая землю белым пушистым одеялом. И вот под деревом его становится все больше и больше. Изобразите тем же способом – мятой бумаги, снег под деревом.
А снежинки можно рисовать ватной палочкой, тогда они получатся маленькими и легкими. Ватную палочку опускаем в краску и методом тычкования рисуем снежинки, тычки делаем быстро (покажите тычки на столе).
5. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! - Какие же прекрасные зимние деревья получились у вас!
Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?
Назовите зимние месяцы. Чему же вы сегодня научились, какому волшебству? (Рисовать необычным способом).
Скажите, а вам понравилось наше занятие? Если да, то похлопайте, если нет, то потопайте. Спасибо вам ребята вы сегодня все хорошо отвечали, и нарисовали такие прекрасные деревья.
- Как вы думаете, как сейчас чувствуют наши деревья? (Им тепло, уютно. Они стали еще красивее.)
- Прислушайтесь, мне кажется, что они что-то шепчут вам за старание и помощь. Кто из вас услышал? (Спасибо, добрые волшебники!)
А что вы им можете пожелать? (Спокойной ночи, деревья!)
8. Оформление выставки.
крепите ваши рисунки на доску с помощью магнитика и еще раз полюбуйтесь на зимние деревья.