Гришкова Людмила Ивановна, воспитатель, ГККП "Ясли-сад № 51 акимата города Костаная отдела образования города Костаная", Казахстан, Костанайская область, г. Костанай
Технология деятельностного метода «Ситуация»
В современном образовании знание справедливо называют «скоропортящимся товаром», поэтому я выбрала деятельностный подход.
Деятельностный подход предполагает, что ребенок в процессе обучения должен не выучить что-то, а научится чему-то, т.е.научится осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знание играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средство обучения.
Технология, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является, по нашему мнению, технология деятельностного метода «Ситуация».
Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных
знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Работая в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняю новое знание, а создаю ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. При этом перестаю выполнять просто информационные функции, а становлюсь организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Структуру технологии «Ситуация» можно представить следующим образом: дети движутся в игровой ситуации к своей детской, цели- например, помогают верблюжонку, спасают котенка, ищут сокровища. Встречают затруднения, которое подталкивает их к поиску новой информации, новых действий и продуктивных решений. Технология « Ситуация» это надежный и эффективный инструмент, используя который я могу помочь каждому ребенку накопить опыт деятельности и способов познания действительности, обеспечить готовность к саморазвитию и самореализации.
В целом технология состоит из шести этапов.
1 Этап. «Введение в ситуацию»
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»).
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,
Эмоциональное включение детей в беседу позволяет мне плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
2 Этап. «Актуализация».
На данном этапе я вытаскиваю те знания, которые будут нужны.
3 Этап. «Затруднение в ситуации».
Данный этап является затруднением в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности, с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогаю детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Не смогли, потому что не сумели.
4 Этап. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).
На данном этапе вовлекаю детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.
С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» побуждаю детей выбрать способ преодоления затруднения.
Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.
5 Этап. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка».
Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знания реализуются в практической деятельности детей.
6 Этап. «Осмысление (итог)».
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. С помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» помогаю детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели
Проводя наблюдение образовательного процесса, я увидела, что у детей не всегда получается ставить «детскую» цель. Часто дети не готовы сказать, что они чего-то не знают, не умеют. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. А это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.
г.Костанай
Ясли-сад №51
Воспитатель : Гришкова Людмила Ивановна.