Архипова Жанна Вадимовна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Черноярская средняя общеобразовательная школа", Казахстан, Павлодарская область, Павлодарский район, с. Новочерноярка
Цели и задачи работы по развитию речи учащихся вытекают из общих целей обучения русскому языку в школе. определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.
В работе по развитию речи у школьников можно выделить следующие основные взаимосвязанные направления, соответствующие задачам обучения русскому языку:
Актуальность темы в том, что проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. В школе также усиливается внимание к личности ученика, его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству. Не случайно почти во всех общеобразовательных школах, не говоря уже о лицеях и гимназиях, в учебный план вводятся такие предметы, как ораторское искусство (или риторика), актерское мастерство, выразительное чтение, психология общения и т. д. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.
Ключевое слово: текст, методика преподавания, литература, выразительное чтение, речь
Аннотация
Текст является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕНТ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.
Аннотация
Мәтін-тілдің ең үлкен бірлігі және сонымен бірге сөйлеу бірлігі болып табылады. Сондықтан мәтін орыс тілін оқыту әдістемесінде дидактикалық бірлік ретінде қарастырылады. Сонымен қатар, мәтінде оның мазмұны арқылы ашылатын айқын идея бар. Осылайша, дұрыс таңдалған мәтін маңызды білім беру функциясын орындайды.Мәтінмен жұмыс жасау арқылы коммуникативтік құзыреттілікті қалыптастыру ҰБТ-ны сәтті тапсыруға дайындалуға көмектесіп қана қоймай, оқушының тілдік тұлғасының жан-жақты дамуына ықпал етеді. Мектеп оқушының жаңа динамикалық әлеуметтік-экономикалық жағдайларда өзін-өзі тану, әртүрлі өмірлік жағдайларға бейімделу қабілетін дамытуға арналған.
Введение
Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи обучающихся при условии реализации деятельности подхода следующие направления:
Приемы обогащения словарного запаса:
Критерии речевого развития обучающихся
В результате систематической работы по формированию и развитию речевой деятельности на уроках литературы во взаимодействии с изучением русского языка и других гуманитарных предметов выдвинули следующие критерии речевого развития.
К ним относятся:
Работа по развитию речи ведется на каждом уроке литературы. Источники развития речи – тексты художественных произведений, теория литературы, жизненный опыт обучающихся. Развитие речевой культуры осуществляется через активизацию речевой деятельности, совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества.
Проблема развития устной речи обучающихся приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности.
В образовательных организациях также усиливается внимание к личности обучающегося, его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.
Вместе с тем в обществе и системе образования, зеркально отражающей состояние государства, заметно развитие и других тенденций – бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического оскудения, отстранения от культурных ценностей. Резко понизились требования к культуре устной и письменной речи.
Крайней бедностью отличается язык ораторских выступлений на различного рода съездах, заседаниях, собраниях, в телевизионных передачах (однообразие лексического состава, отсутствие образности, обилие штампов, ненужных заимствований, введение диалектных слов, выражений откровенно грубых, неверная расстановка ударений).
К сожалению, эти недостатки характеризуют подчас и выступления на литературно-художественные и педагогические темы. Иногда даже подобным образом страдает и речь преподавателей русского языка и литературы. Формированию речевой культуры подрастающего поколения во многом препятствует пассивное познавание произведений через средства массовой информации, что заменяет и само чтение и речевое общение интеллектуально- эстетического характера. [2]
Обучение выразительному чтению
При чтении литературных произведений с наибольшей наглядностью выступает действенность речи, ее зависимость от ситуаций, связь с эмоцией. На занятиях литературой применяется выразительное чтение трех видов:
Выразительное чтение преподавателя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к его пониманию. Часто хорошее чтение преподавателя дает больше для понимания, чем тщательный разбор. Последовательность работы над выразительным чтением может быть представлена следующим алгоритмом:
Выразительное чтение всего текста
Главная цель преподавателя при изучении поэзии – добиться сопереживания и соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли. «Понять, какое чувство, настроение выражено в стихотворении, как менялась поэтическая интонация – значит сделать шаг в его эстетическом осмыслении».
Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы.
Совершенствование речевой деятельности обучающихся требует от преподавателя опоры на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и духовно-нравственного развития личности обучающегося. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации монологических высказываний на литературные темы.
Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие
пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.
Продуктивные высказывания
Художественно-творческие:
а) литературно-художественные – стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно сочиняемые обучающимся.
б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.
Пересказы художественного текста
Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.) пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи обучающиеся. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов:
Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный – близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста.
Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит обучающегося отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного.
Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ.
Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа. [3]
Доклады и сообщения
Доклады и сообщения являются широко распространенными видами устного монолога обучающихся на уроках литературы. Обучающиеся выступают с ними при изучении обзорных тем, на занятиях по биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно- обобщающих занятиях, уроках внеклассного чтения. Работа по выработке умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности преподавания литературы, вооружению обучающихся интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности.
Доклады и сообщения помогают обучающимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи.
В работе по обучению устным докладам и сообщениям преподаватель и обучающиеся должны видеть различия в характере, целях, задачах и структуре этих видов выступлений, то есть классифицировать их, что будет способствовать наиболее рациональному включению в структуру урока и сочетанию с другими формами и приемами работы на уроке, разнообразию содержания и формы выступлений, эффективному использованию творческих заданий в процессе подготовки к докладу, словом, решению сложных методических задач, встающих перед словесником в работе по развитию устной монологической речи и
духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках литературы.
Развитие письменной речи
Устная и письменная речь находятся в тесной взаимозависимости, потому и методика их развития на занятиях по литературе имеет много общего. Очень часто подготовка устного ответа, сообщения, доклада требует предварительного составления плана, тезисов, конспекта, записи отдельных положений будущего высказывания. В то же время подготовка письменного изложения, сочинения, киносценария, работы-миниатюры включает в себя устные ответы на вопросы, пересказы художественного текста различных видов, наконец, устные сочинения, диалоги по отдельным фрагментам будущей работы. Таким образом, устная речь способствует овладению умениями письменной речи, а письменная, в свою очередь, помогает развитию более четкой, правильной, логически последовательной устной речи.
Вместе с тем, формируя умения письменной речи, следует иметь в виду её специфические особенности. Во-первых, если устное высказывание предназначено для слухового восприятия, то письменное – для восприятия зрительного. Говорение возникает на основе общения с определенным собеседником или определенной аудиторией; произведения же письменной речи, создаваемые на уроках литературы, не имеют конкретного адресата.
Работа по развитию письменной речи обучающихся зависит от возрастных особенностей обучающихся, уровня их литературного и речевого развития, от рода и жанра произведения, на базе которого проводится речевая работа, от поставленных преподавателем познавательных и коммуникативных задач.
Упражнения по развитию письменной речи делятся на следующие группы:
Сочинения разных жанров: сочинение-миниатюра, сочинение по пословице, загадке, по личным наблюдениям, сочинение по картине и т.д.
Сочинения и изложения с элементами художественного творчества: рассказ о герое произведения, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказа, домысливание неоконченных историй в соответствии с логикой развития сюжета и характеров героев и т.д., художественные зарисовки, сценки, написание сценариев для постановки произведений в кино и театре.
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:
- во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося);
- во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения;
- в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные, которые становятся личным достоянием учащегося;
- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, ), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, слет, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.
Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. Это работа в исследовательских группах, курсах по исследовательской деятельности в старших классах. Здесь под исследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным ранее решением.
Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, доклад) выносятся на презентацию. Такой презентацией может стать урок, школьная конференция, конференция «Шаг в будущее», участие в общероссийских конкурсах.
Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы. [4]
Педагогический опыт
Система упражнений по развитию культуры речи учащихся
По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.
Достижению поставленной цели способствуют:
1) письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);
2) свободный или творческий диктант;
3) письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;
4) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
5) замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);
6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
7) выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств
8) задания «вставь слово»
Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:
1) заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
2) «немые диктанты» (орфоэпические);
3) проговаривание вслух по слогам необходимого материала;
4) объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.
Эффективность этого приема увеличивается при использовании цветных мелков; рисунков, обозначающих предметы, наименование которых следует запомнить; игровых форм работы. [5]
Также эффективна будет работа, совмещающая в себе игру.
Игра «Кто лучший редактор?» (исправь речевые ошибки)
Мальчику очень понравился рыбий суп.
Он так мало знает! Какой он невежа!
(Надеть) одеть пальто на мальчика
Гордиться братом или гордиться за брата
Вернувшись с работы, мы сыто пообедали
Написать свою автобиографию
Мое геологическое дерево
Игра «Вам пришло sms- сообщение»:
«Привед. Как оно? Я в гламуре. Я в Аське» («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к интернет - пейджеру ICQ)
Являясь носителями школьного сленга, учащиеся порой с трудом различают в речи сверстников привычные для слуха «словечки», при этом рекомендуя в своих sms- сообщениях или электронных письмах: «учи албанский» (намёк на то, что писать по-русски или понимать русскую речь автор текста (либо другой комментатор) так и не научился).
Игра со словом – расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях (словарные слова в ССЧ – примеры)
В качестве исходного выбирается орфографически трудное слово – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – за 1 минуту составить из букв, входящих в это слово, новые слова (можно составить более 30 глаголов в форме инфинитива). Можно дать дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы. ВИНЕГРЕТ – 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит)
Кто больше? – подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, голос, мяч), прилагательному (горячий, зелёный и т.д.).
«Третье лишнее» -
Неизменный, утренний, доменный ( утренний суффикс – енн-, в остальных словах –н-)
Резонный, сезонный, сенсационный (сенсационный –онн-, в остальных словах н-)
Соловьиный, синий, воробьиный (синий – нет суффикса -ин-)
«Определи слово», «Ассоциации», «Кроссворд», «Лингвистическая сказка».
Работа над проектами ( «Говорим правильно», «Фразеологизмы», КВН, Турниры знатоков русского языка и т.д.)
Защита иллюстраций к произведениям, «Проба пера».
В старших классах – инсценировки, постановка проблемных вопросов, которые дают возможность учащимся выступать, отстаивая своё мнение, опираясь на изученный материал, факты, порой полярные взгляды критиков на то или иное произведение.
Работа с художественными текстами на уроках русского языка и литературы способствует не только развитию речевой грамотности, но и формированию диалектического мировоззрения, ведь язык – это способ осмысления и постижения бытия. Уроки русского языка – это диалог ученика с учителем, с другими учащимися, наконец, с автором художественного текста. Это обсуждение языковых проблем, поиск, открытие писателя, его замысла и себя через текст. Эта активная исследовательская деятельность, когда многие ответы на сложные вопросы, поставленные художественной литературой, приходится искать самому, и у каждого они могут быть свои. В художественном тексте мы видим внутреннюю силу языка. Язык помогает нам познать мир, думать, учиться, совершенствовать себя. [6]
Давайте говорить и писать правильно!
Как бы хотелось слышать вокруг речь, лишённую каких бы то ни было ошибок: грамматических, синтаксических, лексических, орфоэпических, фонетических – любых! (пример – городская библиотека).
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
Основной целью словарной работы является помощь учащимся в осмысленном восприятии содержания и художественного восприятия литературного произведения и новых литературных слов, словосочетаний, научит употреблять их в точном, правильном значении, чтобы речь учащихся была яркой, выразительной, связной. Отсюда вытекают следующие задачи, которые каждый педагог должен ставить перед собой, чтобы организовать целенаправленную и качественную работу со словами:
1)раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого усиления этико-эстетического воздействия на учеников;
2)ознакомить школьников с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь, сделав ее более эмоциональной и выразительной;
)развивать связную устную и письменную речь школьников [6,с.33].
Вследствие чего методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления. Это такие, как:
·обогащение словаря;
·уточнение словаря;
·активизация словаря;
·устранение нелитературных слов.
В работе можно использовать следующие приемы и методы:
• работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения);
• различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (я читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант (берем 3–5 предложений, включающих словарные слова, поочередно их демонстрируем по 10–30 секунд). За это время учащиеся должны прочитать, запомнить и записать. Работа ведется до тех пор, пока все учащиеся не будут писать эти предложения безошибочно; лексический диктант
• сочинение-миниатюра по опорным словам;
• карточки с разнообразными заданиями;
• «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;прием подбора антонимической пары
• работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом (выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по сноскам и словарю в книге для чтения.В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями); работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);
• традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.
Эффект словарно-орфографической работы зависит от способов введения на уроке нового словарного слова. Прав тот учитель, который не просто называет детям слово для запоминания, но создает ситуацию, требующую от школьников активной мыслительнойдеятельности. Выполняя определенные действия, учащиеся сами должны найти новое словарное слово. В ходе такого поиска развиваются их интеллектуальные способности, а у учителя появляется дополнительная возможность организовать на уроке попутное повторение по разным темам. Очень хорошо в этом случае работает прием шарады. [7]
2)Обогащение грамматического строя речи учащихся
• Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования
• Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.
Таким образом, система словарной работы со школьниками состоит
в том, чтобы слово:
-правильно воспринималось в тексте;
-было понято со всеми оттенками и окрасками;
-вошло в словарь ребенка;
-воспроизводилось в нужных случаях в собственных высказываниях.
Заключение
Развитие культуры речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. В результате проведенного исследования мы пришли к определенным выводам.
Известно, что хорошо развитая речь оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной грамотной речью.
В системе работы над развитием культуры речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды сочинений. [8]
Использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными. Таким образом, гипотеза, выдвинута нами в начале исследования, подтвердилась: развитие речи учащихся будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.
Современная система работы по развитию культуры речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.
Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.
Но важнейшими условиями успешной работы по развитию культуры речи на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:
- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;
- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;
- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.
Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.
Список использованной литературы