Усцелемова Наталья Леонидовна, музыкальный руководитель, ГККП "Ясли-сад "Талбесік", Казахстан, Павлодарская область, район Тереңкөл, село Теренколь
(Мои научные интересы и их реализация в сфере управленческой деятельности в музыкальном образовании)
Детская музыкальная одаренность
Детская музыкальная одаренность – присутствие потенциально выдающихся способностей музыкального характера у какого-либо ребенка на разном уровне развития. Известный исследователь Б.М. Теплов трактует одарённость в качестве сочетание способностей качественно-своеобразного профиля, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего степени успеха в осуществлении музыкальной деятельности ребенка.
Стоит отметить, что уже многие годы в Российской Федерации и в зарубежных странах вопрос детской музыкальной одаренности считается постоянным и непрерывным объектом исследований специалистов различных сфер (главным образом педагогов и психологов). При этом интерес существовал всегда, с древнейших времен. Особенно возрос интерес к этой проблеме, в связи с произошедшими в последние годы масштабными изменениями в структуре детского образования. Происходит переориентация на гуманитарную направленность абсолютно всей педагогической системы, оформление благоприятных условий для функционирования индивидуальности каждого индивида дошкольного и школьного возраста. Все это позволило совершенно иначе поставить вопрос одаренности музыкальной детской одаренности на дошкольном и школьном уровнях.
При этом воспитание — это целенаправленное развитие личности для дальнейшего ее участия в культурной и общественной жизни. Цель воспитания — достижение положительных изменений в человеке, которое происходит под воздействием проведенных воспитательных действий, акций.
Известны случаи, когда ребенок воспитывался дикими животными и выживал в сложных природных условиях при поддержке зверей. Дети джунглей, перенесенные в человеческое общество, не адаптировались к жизни в человеческом обществе. Взрослые обязательно должны участвовать в процессах социализации и развития детей.
Сказкотерапия – это один из методов в воспитании ребенка. Если вы познаете психологию детей, то поймете, что и с помощью рассказов и сказок можно воспитывать их.
Семья является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов, в руководстве социальным поведением, а также в передаче ценностей и норм, установленных в обществе.
Важную роль в детской одаренности играет социализация на ранних этапах развития осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей. Именно на этом этапе формируются музыкальные способности, которые характеризуются одаренностью. Он фактически копирует поведение своих родителей, пытаясь повторить не только фразы, но и мотив их действий.
Что понимается под базовыми музыкальными способностями в педагогике? В целом к музыкальным способностям относятся три элемента: музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма. По их развитию мы можем судить о развитии музыкальной одаренности.
Также стоит отметить, что по определению времени и характеру мнемических процессов в детской музыкальной памяти необходимо обозначить несколько видов временных систем памяти[1].
Необходимо обозначить личные научные интересы автора и их реализацию в сфере управленческой деятельности в музыкальном образовании:
● эволюция музыкального искусства,
● развитие современной музыкальной культуры,
● интеграция научного и творческого знания как путь сохранения культурного и духовного наследия,
● музыкальное искусство в эпоху глобализации: процессы трансформации и адаптации,
● гуманистические основы и социальные функции музыкального искусства.
Не менее практически значимы исследования, которые осуществляются в ходе реализации проблемного направления «музыка и детская одаренность в социуме». Они включают в себя широкий спектр вопросов и проблем: музыкальные субкультуры, рекламная аудио-коммуникация, бытование прикладных музыкальных жанров, место и роль музыканта-исполнителя в социокультурном пространстве и иные. Исследования прикладного спектра, которые ориентируются на учебный процесс охватывают область музыкальной педагогики и психологии творческой деятельности. Это проблемы музыкального образования, методики преподавания музыки, психологии творчества[2]. И, конечно же, в вузе консерваторского типа, выпускающем исполнителей разного профиля, актуально все, что связано с анализом проблем исполнительства. В ряду множественных вопросов, значимых для практической деятельности представителей корпуса исполнительских специальностей – специфика интерпретации художественных текстов, проблемы сценической адаптации музыканта, постановка голоса, снятие мышечного напряжения рук у пианиста, особенности звукоизвлечения при игре на духовых и множество иных.
Стоит отметить, что компьютерные технологии музыкальной направленности позволяют на более ранних этапах выявлять способности детей. Музыкальные технологии открыли совершенно новый этап в музыкальном образовании, а также новые возможности технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки[3].
Таким образом, современный урок музыки — это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. В ходе его реализации выявляются одаренные способности музыкального профиля, которые есть не у каждого ребенка Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Все это продвинуло намного вперед музыкальное образование.
Литература:
Бекенова, Д. У. Информационные технологии в музыкальном образовании / Д. У. Бекенова, Ж. А. Мухатаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.,2007. 384 с.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика,2005. Т.1. 328 с.
[1] Бекенова, Д. У. Информационные технологии в музыкальном образовании / Д. У. Бекенова, Ж. А. Мухатаева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013.
[2] Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.,2007. 384 с.
[3] Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика,2005. Т.1. 328 с.