Құрманова Алтын Рақымжанқызы. педагог-психолог, КГКП «Ясли-сад «Золотой ключик» отдела образования города Аркалыка» Управления образования акимата Костанайской области, Казахстан, Костанайская область, город Аркалык
Особенности формирования у ребенка позитивного отношения к детскому саду
Особенности формирования у ребенка позитивного отношения к детскому саду
Позитивный настрой имеет огромную роль в жизни человека, так как он определяет направленность любых контактов с окружающим миром. По словарю Т.Ф.Ефремовой, термин «позитивный» означает: положительный, похвальный, действенный, сочувственный, благоприятный, выражающий согласие, заслуживающий одобрения [1, с. 215]. Таким образом, позитивное отношение ориентрует человека на положительный результат в деятельности и общении с окружающим миром.
Согласно исследованиям ученых Л.И.Божович, Л.С.Выготского, М.Зелигмана, Я.Л.Коломинского, Я.Корчака, М.И.Лисиной, А.С.Макаренко, А.А.Люблинской, Д.Майерса, О.М.Поповой, Е.О.Смирновой, В.А.Сухомлинского и др., позитивное отношение к миру является интегративным качеством, которое складывается из многих личностных черт: оптимизма, веры в себя и людей, открытости и искренности, чувства юмора и др. Таким образм, можно дать определение, что позитивный ребенок – счастливый, жизнерадостный, активный и любознательный, проявляющий инициативу и любящий экспериментировать индивид. Данная позиция ребенка в дальнейшем будет служить основой и опорой в переживании различных трудностей и стрессов, которые не минуют ни одного человека.
Важную роль для формирования у ребенка позитивного отношения к десткому саду играет формирование соответствующей образовательной среды. По мнению Х.Э.Штейнбах и В.И.Еленского, среда – это все, что находится вокруг нас, включая предметы, явления, людей, пространство, события, его наполняющие, в том числе к ней относится и система построенных нами отношений с тем, что нас окружает [5, с. 36]. С точки зрения педагогики, среда - не просто окружение, а то окружение, которое человек воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует. Психологи, и в частности Л.С. Выготский, считают, что среда служит источником развития личности, где происходят единичные и множественные, случайные и системные взаимодействия [2, с. 65]. Благодаря таким разнообразным контактам, ребенок осваивает и воспроизводит приобретенный опыт, определяется в различных реальных и социокультурных практиках.
Группа исследователей в составе В.А.Петровского, Л.М.Клариной, Л.А.Смывиной и Л.П.Стрелковой создала концепцию развивающей среды, которая включает целесообразно организованную совокупность материальных объектов, непосредственно включенных в контекст развития ребенка. Недостаточно организованная среда обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная с хаотической организацией стимулов дезориентирует его. Принципы построения развивающей среды, сформулированные авторами концепции, опираются на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Авторы рассматривают среду с точки зрения включенности предметов в контекст личностного позитивного общения его участников [3, с. 114].
Интересной для педагогов является концепция С.Л.Новоселовой, основанная на деятельностно-возрастном системном подходе. По ее мнению, назначение развивающей предметной среды – в функциональном моделировании содержания духовного и физического развития ребенка. В такой среде социальные и предметные средства, обеспечивающие разнообразную деятельность ребёнка, выступают в единстве. Оснащение образовательного процесса в учреждении такими средствами напрямую зависит от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Таким образом, позитивная среда и имеющийся позитивный опыт ребенка при взаимном проникновении обеспечивают наиболее благоприятное влияние на ребенка.
В системе воспитания Марии Монтессори дети развиваются в специально подготовленной обучающей среде, где созданы все возможности для их самоорганизации и саморазвития через самодеятельность с разными материалами. Здесь содержится все, что нужно для разностороннего развития воспитанников: их сенсорики, навыков самообслуживания, представлений о мире, речевого развития, формирования логического мышления и творчества. Главное, чему «учат» ребенка материалы Монтессори, это организации целенаправленной самостоятельной деятельности и концентрации внимания.
При этом взрослый является помощником и наблюдателем, обеспечивающим ребенку самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Так педагог сохраняет природную мотивацию детей к освоению окружающего мира, поддерживает их стремление к самостоятельности. При таком недирективном руководстве детской деятельностью у ребенка формируется вера в себя, свои возможности, интерес к миру и его познанию, радость от совершаемых открытий и от собственной умелости. Это те главные составляющие, на которых базируется позитивное восприятие и положительно окрашенное взаимодействие с ним.
Е.И.Тихеева также подчеркивает роль окружения для развития и воспитания ребенка. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира». Она отмечает, что воспитательный потенциал окружающей действительности огромен, он «представляет обильную пищу и глубоко осмысленную работу органам внешних чувств и через эти органы развивается внутренний мир ребенка, обогащая его глубокими, ценными знаниями и представлениями». Е.И.Тихеева предлагает систему развития детей на конкретном, наиболее близком и интересном для них материале (объекты природы, дидактические пособия, обстановка домашней и общественной жизни в их совокупности). Таким образом, ученый подчеркивает роль непосредственного окружения ребенка, питающего сознание ребенка ценностным содержанием, которое, безусловно, отразится на позитивных качествах личности воспитанников.
Образовательная среда, создаваемая коллективом сотрудников дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию позитивного ребенка. Она представляет собой синтез
а) предметно-развивающей среды,
б) эмоционально-личностного взаимодействия в детско-взрослом сообществе, а также
в) специально-организованных ситуаций – событий.
Отличительные черты такой среды: целесообразность, удобство, информативность. Она позволяет моделировать образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармонию отношений ребенка с окружающим миром.
Результатами благоприятного влияния образовательной среды на развитие личности воспитанников являются:
− преобладание деятельности с положительной направленностью: использование в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности культурных способов взаимодействия с объектами среды, основанных на понимании прекрасного, бережном отношении, любовании;
− позитивные установки в общении: умение договориться, учесть интересы другого, сорадование успехам и сопереживание неудачам партнера;
− положительное отношение к себе, вера в свои силы, чувство собственного достоинства.
Таким образом, создание позитивно направленной образовательной среды детского сада позволяет:
Литература