ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Творческий подход учителя к преподаванию русского языка и литературы

25 июня 2021 г.

Якутина Татьяна Григорьевна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Апановская основная средняя школа", Казахстан, Костанайская область, район Беимбета Майлина, село Апановка

 

 

Творческий подход учителя к преподаванию русского языка и литературы

Творческий подход учителя к преподаванию русского языка и литературы

Вся радость жизни – в творчестве…  

Р. Роллан

         Формирование творческого мышления школьников, развитие умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоутверждения и осуществления творческих способностей находится во главе обновленного содержания образования. И достижение этой цели, бесспорно, требует от учителя творческого подхода.

         Педагог помогает пробудить творческую инициативность у учащихся, раскрыться их творческому потенциалу способен только тот педагог, чья профессиональная деятельность носит творческий характер. Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что творчески развитые ученики появляются только у творчески работающего учителя.

            Таким образом, педагогическая мастерская любого «жанра» всегда стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения. Поэтому особое внимание я уделяю организации активной познавательной деятельности учащихся. Она заключается в следующем: творческая, поисковая, исследовательская работа учащихся и учителя, групповая форма учебного взаимодействия, самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы; право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным; допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений. Работая, я, в изначально, формирую атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Обязательно включаю эмоциональную сферу учащихся, обращаясь к их чувствам, эмоциям, ощущениям, вызываю субъективную заинтересованность в усвоении темы. Сотрудничаю со всем классом, а не с отдельной группой. Не спешу отвечать на вопросы, предоставляю возможность защищать личную позицию, дискутировать, спорить, прийти к своему, пусть даже неверному решению. Показывая творчество, даю возможность появления самооценки и взаимооценки у учащихся. Допускаю существенный элемент неясности, даже загадочности в творческих заданиях. Неопределенность вызывает, с одной стороны, интерес, с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него, и подобным образом стимулирует творческий процесс. Главное для меня - самостоятельность и свобода выбора учащихся на всех этапах работы, а также диалог как основной принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

         Творчески функционирующий учитель русского языка и литературы способен на своих уроках создать оптимальные условия для формирования активной, творческой личности, способной самостоятельно приобрести новые знания и умения, которые  успешно реализует на практике.

         Уроки русского языка и литературы содействуют формированию  креативного мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, через сотворчество и сотрудничество способствует созданию коллектива единомышленников.

         Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг, и уметь говорить об этом. Именно эту задачу и призваны решать такие учебные предметы, как русский язык и литература.

         Если учитель действует в направлении создания нового, то и желание что-нибудь «сотворить» входит у учеников в привычку, и самые нестандартные задания не остановят, а вызовут желание осуществить их по-своему, своеобразно.

         Учителя русского языка и литературы активно используют в своей работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

           - активизация познавательной деятельности;

           - осмысление материала через активное чтение и слушание;

           - через размышление и анализ к творческой интерпретации.

           Данную технологию используют при работе с текстом на уроках русского языка и литературы. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности.

         Эффективным слагаемым развития творческих способностей являются интегрированные уроки. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а представляет единую картину мира.

         В формировании творческих способностей большую роль играет участие детей в различных конкурсах, олимпиадах. При подготовке к конкурсам и олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают мышление ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя и влияет на  развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, путем исследовательской работы с различными словарями и справочниками, учит грамотно выстраивать устные и письменные монологические высказывания.

         Сегодня ученики не мыслят себя без компьютера, а это прямой путь к снижению общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету и  чтению.

         Стержневыми приёмами развития творческих способностей, по моему мнению, является следующее:

- написание сочинений и изложений;

- составление ребусов, шарад, кроссвордов;

- творческие задания на дом.

         Использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развивать детям речевую деятельность, которая позволит осуществлять взаимодействие с помощью диалога в обществе.

         Домашние задания не должны ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание, сочини грамматическую сказку, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд.)

         Одним из современных требований к уроку русского языка и литературы является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача – исследование.

         Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Разумно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ. 

         На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать текст и вместе с тем не  лишить  художественное  произведение  его    поэтического очарования и целостности.         Но   ведь   так   хочется,   чтобы   каждый   урок   был   особенный,   со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Словарно-орфографический и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и    комментированное  письмо или предупредительные  диктанты по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к русскому языку,  которое воспитывается только на творческих уроках.

         Таким образом, главной задачей учителя русского  языка и литературы является формирование  не только грамотной, но и творческой личности. Ведь благодаря творческим интересам школьников мы растим активность на уроках, что является прямым путем к успеху не только во время урока или конкурса, но и в становлении успешного и достойного человека нашего государства. Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце», и наша задача не погасить его…

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину