Тажбаев Рустам Зинуллаевич, русский язык и литература, Школа-лицей № 48 им.А.Байтурсынова, Казахстан, г. Нур-Султан
Открытый урок в 7 классе "Великая сила любви"
Цель урока:
раскрытие смысла и глубины любви как всеобъемлющего чувства любви.
Задачи урока
Образовательные:
Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.
Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.
Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.
Композиция – трехчастная: Тургенев создает экспозицию, рассказывает историю и завершает ее выводом-концовкой.
Жанр – стихотворение в прозе.
Стихотворный размер – белый стих.
Эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.
Метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.
“Воробей” – история отнюдь не пессимистичная. В нем Тургенев поет гимн жизни и рассказывает о великой силе любви.
Тема
Стихотворение посвящается тому чувству, которое, по мнению писателя, сильнее смерти. И это любовь. Хотя история посвящена любви родителя к ребенку, Тургенев посвятил этот стих в прозе не только ей, но и всему большому чувству в принципе. Главная мысль стихотворения – самоотверженность в любви, которая способна победить даже смерть.
Композиция
Тургенев создает традиционную трехчастную композицию. Сначала идет зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того стоим телом.
Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, все-таки хватать добычу – это ее инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.
Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломленная его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила ее забыть об инстинкте самосохранения.
Жанр
Это стихотворение в прозе, написанное очень лирично и эмоционально. Чтобы создать такой накал, Тургеневу не нужна рифма: для этого он использует простые прерывистые фразы. Они не только демонстрируют накал чувств, но и придают действию динамизм.
Произведение написано белым стихом, что не мешает ему быть невероятно поэтичным.
Средства выразительности
Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие, эмоционально окрашенные эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.
Выразительность произведению придают и метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.
Тургенев был лириком в душе, поэтому даже его миниатюры в прозе - необычайно лиричны. Также высказывания автора содержат глубокую жизненную философию. Они учат людей быть добрее.
Одной из главных тем миниатюр является любовь. Но это не чувственное, интимное чувство, а всепобеждающая сила, способность жертвовать собой ради жизни и счастья близкого.
Очень трогательный пример такой любви мы находим в произведении Тургенева «Воробей». Сюжет довольно прост: главный герой, возвращаясь с охоты, шел по аллее и увидел выпавшего из гнезда еще слабо оперившегося птенчика. Его собака учуяла дичь и хотела наброситься на нее. Но вдруг с ветки сорвался взрослый воробей и стал самоотверженно защищать свое дитя.
Автор очень точно и трогательно описывает состояние птицы, которая готова пожертвовать собой ради спасения другого. Взъерошенный воробей атакует большого пса, отчаянно и жалко пища. К удивлению человека, его пес смущенно отступает.
Казалось бы, что может сделать маленькая птичка большой собаке? Но дело видимо не в физической, а моральной силе. Пес ощутил, насколько велико и жертвенно чувство птицы, и что она будет бороться до конца, защищая своего птенца. Главный герой отзывает свою собаку и уходит с восторженным настроением. Он еще раз убедился во всепобеждающей силе любви.
В стихотворении действуют четыре персонажа: человек, собака, маленький и взрослый воробей. Каждый из этих образов имеет свою ценность.
Что мы знаем о человеке? Он охотник, то есть, по сути, способен убивать животных, птиц ради еды. Но наблюдая картину, как воробей защищает воробушка, - благоговеет. Он не огорчен тем, что его собака проявила слабость и отошла от птицы, наоборот, герой восхищен силой любви.
Собака здесь не просто большая угроза, а олицетворение рока. Но как видим, любовь способна изменить даже судьбу. Смущенный пес удаляется от смелой маленькой птицы.
Маленький воробушек – олицетворение беспомощного существа, нуждающегося в опеке. Он сидел неподвижно и не мог противостоять угрозе в виде собаки.
Взрослый воробей – это сама сила всепобеждающей жертвенной любви. Он видит, что угроза велика, но все равно бросается «камнем» перед псом и защищает воробушка.
Иван Сергеевич Тургенев мастерски владел словом, умел так точно зацепить тончайшие струны человеческой души, пробудить лучшие устремления и желание творить добро и дарить только настоящую любовь.
Антитеза (противопоставление): морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк; молодой воробей с желтизной около клюва – старый черногрудый воробей; маленькое тело – громадное чудовище.
Метафора (аналогия, сходство): камнем упал, героическая птица
Эмоционально-экспрессивная лексика: весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два.
Афоризм (краткое выразительное изречение): только любовью держится и движется жизнь; сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Инверсия (перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний.): каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!
Ритмический повтор частей сложного предложения: он ринулся спасать\ он заслонил собою свое детище…\ но все его тело трепетало от ужаса\голосок одичал и охрип\он замирал\он жертвовал собою! (многоточие дает читателю возможность представить невыразимый ужас птицы.
Выразительная роль глаголов, передающих все оттенки действий
Суффиксы: Еньк – уменьшительно-ласкательный; ищ – увеличительно- (детище), пренебрежительный (чудовище)
Каждый человек должен быть ответственен за прошлое, настоящее и будущее. Именно человек является центром мироздания и от его нравственных качеств зависит наша жизнь и жизнь будущих поколений.
Пробуждение нравственного сознания - вот та цель, которая является главной для всех писателей и поэтов.
Философские вопросы о любви, отношениях и счастье
Подведение итогов.
ДЗ: Написание эссе о силе любви.
Самоанализ открытого урока
Тажбаева Р.З.
Тема урока «Великая сила любви»
Класс: 7
Тип урока: Закрепление новых знаний
Форма урока: интеграция нескольких форм: видео-урок, урок творчество, урок открытых мыслей. Практика интеграции нескольких форм уроков используется давно. Благодаря этому я имела возможность импровизировать, а ученикам было легче воспринимать учебный материал. Собственно, именно для более лёгкого восприятия любого материала и проводятся уроки в нетрадиционной форме.
Цель урока: расширение представлений учащихся о любви, как источнике развития личности и постижении высших духовных ценностей.
На уроке решались следующие задачи:
- Раскрыть значение и смысл понятий «любовь», «бескорыстная любовь»;
- Развивать возможность самостоятельно определять значимость данной ценности в жизни;
- Воспитывать гуманистическую позицию через привитие нравственно-духовных ценностей.
На уроке применялись такие методы обучения как словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, метод стимулирования интереса к учению через создание эмоционально-нравственных ситуаций. На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке были разнообразны: слушание, чтение, диалог, творческое письмо.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Хотелось бы выделить этап введения учащихся в атмосферу урока. Много решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и … не получится урок. Задача этого этапа не столько учебно-воспитательная, сколько психологическая. А заключается она в следующем: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Думаю, что у меня это получилось.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.
Метапредметный подход на уроке осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из смежных предметов (русская литературы, изобразительное искусство).
Работа в группах (парах) способствовала воспитанию уважения к мнению других, умение слушать. Усвоение нового материала происходило самостоятельно через создание проблемной ситуации на уроке и ее решения.
На протяжении всего урока каждый ученик был включен в поиски решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего. Задачи воспитания осуществлялись через создание дружеской, творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию групповых форм работы и создание в этих микроколлективах рабочей дружеской обстановки. На уроке использовались три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество со мной и сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в процессе учения.
Считаю, что направленность форм и методов обучения работали на включение каждого ученика в деятельность по достижению целей урока, на создание условий для активного общения и взаимодействия всех участников учебного процесса, на проявление самостоятельности учащихся в выборе уровня и способов деятельности, на организацию индивидуального подхода.
Еще одним достоинством урока является то, что видеофильм оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.
В течение урока поощрял учащихся соответствии с их вкладом в урок, сохраняя на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.
Оценивал не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Закрепление нового материала было дано в форме творческих заданий.
В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.
Задачи урока реализованы, программные требования учтены.
Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
На мой взгляд, урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.