Ахшалова Гульнар Нурмухамбетовна, педагог дополнительного образования, ГККП ДПК "Жигер", Казахстан, Павлодарская область, город Павлодар
Программа дополнительного образования "Логика в математике"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования « Логика в математике» разработана для учащихся 5-8 классов, с учетом требований государственного образовательного стандарта РК основного общего образования.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Основная задача обучения математике в школе заключения в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Основная цель курса – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие этих способностей, логического мышление, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
Программа содержит разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся.
В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности учащихся, а также различных форм организации их самостоятельной работы: практикумов, викторин, дидактических игр.
Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную творческую работу. В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы.
Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся. Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.
Ожидаемые результаты:
Основным результатом освоения программы курса является представление школьниками творческой индивидуальной или групповой работы на итоговом занятии.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
Содержание программы дополнительного образования
«Математика без границ»
№ |
Наименование курса |
Наименование раздела |
К-во часов |
Виды занятий |
|
теорети ческие |
практи ческие |
||||
1 |
Учимся мыслить нестандартно |
Занимательные задачи |
10 |
3 |
7 |
Логические задачи |
10 |
3 |
7 |
||
2 |
Математика на каждом шагу |
Математика-царица наук |
8 |
2 |
6 |
Профессия и математика |
10 |
2 |
8 |
||
Домашний быт и математика |
6 |
1 |
5 |
||
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
||
3 |
Графики вокруг нас |
Глядя на график |
9 |
2 |
7 |
|
|
Вокруг гиперболы |
9 |
2 |
7 |
|
|
Все о параболе |
9 |
2 |
7 |
4 |
Все о модуле |
Определение модуля |
3 |
2 |
1 |
|
|
Введение новой переменной |
6 |
2 |
4 |
|
|
Метод интервалов |
8 |
2 |
6 |
|
|
Геометрический смысл модуля |
4 |
1 |
3 |
5 |
Приглашение в теорию чисел |
Простые и составные числа |
6 |
2 |
4 |
|
|
Простые числа Мерсена |
3 |
1 |
2 |
|
|
Простые числа Ферма |
4 |
1 |
3 |
|
|
Решето Эратосфена |
3 |
1 |
3 |
|
|
Совершенные числа |
6 |
2 |
4 |
|
|
Дружественные числа |
5 |
2 |
3 |
|
|
Наибольший общий делитель |
2 |
1 |
1 |
|
|
Взаимно простые числа |
4 |
1 |
3 |
|
|
Алгоритм Евклида |
6 |
2 |
4 |
|
|
Наименьшее общее кратное |
8 |
2 |
6 |
|
|
Фигурные числа |
4 |
1 |
3 |
|
|
Магические квадраты |
6 |
1 |
5 |
6 |
Системы счисления |
Числа |
3 |
1 |
2 |
|
|
Другие системы |
4 |
2 |
2 |
|
|
Сравнение систем счисления |
5 |
2 |
3 |
|
|
Задачи, связанные с системами счисления |
6 |
2 |
4 |
|
|
Компьютерные системы счисления |
5 |
2 |
3 |
|
|
Игры с числами |
4 |
1 |
3 |
7 |
Сравнения |
Определение сравнения |
6 |
2 |
4 |
|
|
Некоторые свойства сравнений |
4 |
1 |
3 |
|
|
Алгебра сравнений |
6 |
2 |
6 |
|
|
Возведение степени в степень |
7 |
2 |
5 |
|
|
Теорема Ферма |
6 |
2 |
4 |
8 |
Занимательная алгебра |
Пятое математическое действие |
4 |
1 |
3 |
|
|
Язык алгебры |
6 |
2 |
4 |
|
|
Диафантовы уравнения |
5 |
2 |
3 |
|
|
Шестое математическое действие |
8 |
1 |
7 |
|
|
Наименьшие и наибольшие значения |
8 |
2 |
6 |
|
|
Повторение |
2 |
1 |
1 |
|
|
Всего |
240 |
70 |
170 |
Методическое обеспечение программы.
№ |
Наименование курса |
Количество сообщений и презентации |
1 |
Учимся мыслить нестандартно |
4 |
2 |
Математика на каждом шагу |
7 |
3 |
Графики вокруг нас |
6 |
4 |
Все о модуле |
5 |
5 |
Приглашение в теорию чисел |
3 |
6 |
Системы счисления |
6 |
7 |
Сравнения |
7 |
8 |
Занимательная алгебра |
8 |
Список использованной литературы: