ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
31 марта 2021 г.

Ахшалова Гульнар Нурмухамбетовна, педагог дополнительного образования, ГККП ДПК "Жигер", Казахстан, Павлодарская область, город Павлодар

Программа дополнительного образования "Логика в математике"

Программа дополнительного образования "Логика в математике"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая программа  дополнительного образования « Логика в математике» разработана для учащихся 5-8 классов,  с учетом требований государственного образовательного стандарта РК основного общего образования.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Основная задача обучения математике в школе заключения в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Основная цель курса – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие этих способностей, логического мышление, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора  ребенка в процессе живого  рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.

Достижение этой цели обеспечено посредством  решения следующих задач:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, научно- исследовательских умений учащихся;
  • воспитание высокой культуры математического мышления, чувства коллективизма, трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативности;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры.

 

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • преемственность;
  • доступность.

Программа  содержит разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся.

В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности учащихся, а также различных форм организации их самостоятельной работы: практикумов, викторин, дидактических игр.

         Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную творческую  работу. В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и  терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы.

         Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся. Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.

Ожидаемые результаты:

Основным результатом освоения программы курса является представление школьниками творческой индивидуальной или групповой работы на итоговом занятии.

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развитию математической науки, биографии известных ученых-математиков;
  • основные методы и приемы решения олимпиадных задач.

 

 

Содержание программы дополнительного образования

 «Математика без границ»

Наименование курса

Наименование раздела

К-во часов

Виды занятий

теорети

ческие

практи

ческие

1

Учимся мыслить нестандартно

Занимательные задачи

10

3

7

Логические задачи

10

3

7

2

Математика на каждом шагу

Математика-царица наук

8

2

6

Профессия и математика

10

2

8

Домашний быт и математика

6

1

5

Итоговое занятие

2

1

1

3

Графики вокруг  нас

Глядя на график

9

2

7

 

 

Вокруг гиперболы

9

2

7

 

 

Все о параболе

9

2

7

4

Все о модуле

Определение модуля

3

2

1

 

 

Введение новой переменной

6

2

4

 

 

Метод интервалов

8

2

6

 

 

Геометрический смысл модуля

4

1

3

5

Приглашение в теорию чисел

Простые и составные числа

6

2

4

 

 

Простые числа Мерсена

3

1

2

 

 

Простые числа Ферма

4

1

3

 

 

Решето Эратосфена

3

1

3

 

 

Совершенные числа

6

2

4

 

 

Дружественные числа

5

2

3

 

 

Наибольший общий делитель

2

1

1

 

 

Взаимно простые числа

4

1

3

 

 

Алгоритм Евклида

6

2

4

 

 

Наименьшее общее кратное

8

2

6

 

 

Фигурные числа

4

1

3

 

 

Магические квадраты

6

1

5

6

Системы счисления

Числа

3

1

2

 

 

Другие системы

4

2

2

 

 

Сравнение систем счисления

5

2

3

 

 

Задачи, связанные с системами счисления

6

2

4

 

 

Компьютерные системы счисления

5

2

3

 

 

Игры с числами

4

1

3

7

Сравнения

Определение сравнения

6

2

4

 

 

Некоторые свойства сравнений

4

1

3

 

 

Алгебра сравнений

6

2

6

 

 

Возведение степени в степень

7

2

5

 

 

Теорема Ферма

6

2

4

8

Занимательная алгебра

Пятое математическое действие

4

1

3

 

 

Язык алгебры

6

2

4

 

 

Диафантовы  уравнения

5

2

3

 

 

Шестое математическое действие

8

1

7

 

 

Наименьшие и наибольшие значения

8

2

6

 

 

Повторение

2

1

1

 

 

Всего

240

70

170

 

 

Методическое обеспечение программы.

 

Наименование курса

Количество сообщений и презентации

1

Учимся мыслить нестандартно

4

2

Математика на каждом шагу

7

3

Графики вокруг нас

6

4

Все о модуле

5

5

Приглашение в теорию чисел

3

6

Системы счисления

6

7

Сравнения

7

8

Занимательная алгебра

8

 

Список использованной литературы:

  1. Абдрашитов Б.М., Абдрашитов Т.М., Шлихунов  В.Н.  Учитесь мыслить нестандартно.  - М.: Просвещение, 1996.
  2. Аленицкий  Н.Н, Сахаров И.П. Забавная арифметика.- М.: Просвещение.1960.
  3. Асарова Е.Ю., Фрид М.Е. Математика выводит тебя из лабиринта.- М.: Контекст, 1960.
  4. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. – М.: Наука, 1975.
  5. Баврин И.И., Фрибус  Е.А. Старинные задачи. - М.: Просвещение, 1994.
  6. Балк М.Б.,  Петров А.В.  Старинные задачи. - М.: Мир, 1971.
  7. Беррондо М.  Занимательные задачи.  – М.: Наука, 197
  8. Борисов В.А., Дубничук Е.С.  Математика в профессии // Математика в школе. 1985. №3
  9. Гайдуков И.И.  Абсолютная величина. - М.: Просвещение, 1986
  10.  Гар М. Тоже математика. Больше, чем задачник. – М.: «Масс - Медиа», 1995.
  11.  Гельдфан И.М. Функции и графики. – М.: Наука, 1971.
  12.  Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М.: Наука, 1975.
  13.  Оре О. Приглашение в теорию чисел. – М.: Наука, 1980.
  14.  Дороднов А.М.   Графики функции. – М.: «Высшая школа», 1972.
  15.  Златко Шпорер. Ох, эта математика! – М.: Педагогика, 1985.
  16.  Клименко Д.В. Задачи для любознательных. - М.: Просвещение, 1991.
  17. Кардемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение, 1981.
  18.  Кубарина Л.М. Занимательная математика. – Чебоксары: Чувашское изд-во, 1995.
  19.  Леман И.  Увлекательная математика. - М.: Знание,1985.
  20. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1960.
  21. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.  Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1988.
  22. Фриденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. - М.: Мир, 1997.

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину