ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

«Рефлексия на уроках в начальной школе в рамках обновления содержания образования»

4 марта 2021 г.

Чижаковская Галина Зыгмондовна, учитель начальных классов, 4 класс, КГУ "Вишнёвская средняя школа", Казахстан, Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район, село Вишнёвка

«Рефлексия на уроках в начальной школе в рамках обновления содержания образования»

«Рефлексия на уроках в начальной школе в рамках обновления содержания образования»

Одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе – развитие речевых компетенций, мыслительной деятельности и познавательной активности учащихся. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися происходит в процессе их активной умственной работы. Организовать работу на уроках необходимо так, чтобы учебный материал становился предметом мыслительных действий ученика. На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. 

Сегодня перед учителем начальных классов стоит не совсем простая задача – научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.

Школьникам необходимо предоставлять значительную степень свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить школьников суммой знаний, важнее научить учиться, уметь самим добывать знания. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить. Свои уроки стараюсь строить так, чтобы научить ученика размышлять над изучаемым материалом, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска.

Постоянно изучаю передовой педагогический опыт, инновационные технологии, элементы которых использую в своей работе, учитывая особенности детей моего класса.

Пройдя курсовую подготовку по теме «Технология развития критического мышления учащихся в процессе преподавания предмета» стала использовать в своей практике приемы этой технологии. Особенно живо и интересно проходят уроки литературного чтения и познания мира с применением подходов технологии развития критического мышления.

Проблему всестороннего развития личности решаю путем применения технологии уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности.  Использование данной технологии   вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний. Пользуюсь на уроке электронными учебниками, различными тренажерами. Школа подключена к сети Интернет, что позволяет   использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, разработок.

Применение здоровьесберегающих технологий является одним из важнейших факторов обучения. Я считаю, что очень важно правильно организовать урок, идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, не выпускать из поля зрения слабых учеников, чтобы каждая минута была использована целесообразно.

Считаю очень важным в работе с младшими школьниками принцип ориентации на зону ближайшего развития. Если ребенок не может выполнить задание, необходимо снизить уровень до возможности ребенка. Необходимо учитывать и принцип оптимального психического напряжения: перегрузки учеников – плохо, недогрузки тоже плохо – нет развития.

Уделяю особое внимание учащимся, имеющим высокую мотивацию к обучению. При работе с такими учащимися использую личностно-ориентированный, дифференцированный выдвигать идеи, анализировать литературу.

После курсовой подготовки «Рефлексия в практике» я стала пытаться применять семь модулей на своих уроках.

Успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способов достижения целей, т. е. методов обучения и использование разных видов вопросов на уроках. По характеру вопросов различают уровень мышления по таксономии Блума: знание понимание, применение, анализ, синтез и оценка и все эти виды вопросов я применяла на своих уроках.

Согласно иерархии потребностей по Маслоу, я сделала для себя вывод, что, в первую очередь, я должна заботиться о том, чтобы в классе всегда была комфортная среда, доброжелательная атмосфера, дружеские отношения между детьми. Каждый урок я начинаю с психологического настроя. С помощью создания коллаборативной среды, разных игр я настраиваю детей на веселый и удачный урок: «Ладошка к ладошке», «Комплименты», «Улыбка», «Весёлое приветствие» и т.д.

Актуализация опорных знаний проходит с помощью вопросов или игры «ДА - НЕТ»,   « Мозговой штурм», «Верно – Неверно»,»Корзина идей» и т.д.

В конце каждого урока я использую формативное оценивание при помощи стратегий: «Светофор», «Смайлики», «Большой палец», «Дерево достижений». Применяю листы оценивания, в которых ребята оценивают свою работу и работы друг друга. Например, после урока ребята отмечают, что им сегодня удалось на уроке, определяют собственный вклад в работу группы. В конце урока дети выбирают тот смайлик, который подходит к его настроению. Также в конце урока, мы с детьми  вставали в круг. Ученики по кругу высказывались одним предложением, дополняя начало предложенных фраз: «Сегодня я узнал…», «Было интересно…», «Я научился», «Мне было трудно …». Такая работа помогает   выявить главные моменты урока, поговорить о том, что не получилось, оценить свою работу на уроке.

Не менее интересной является работа по оцениванию собственных достижений. Вначале урока ребята пишут, чего ожидают от урока, а в конце урока если они добились результатов, получили удовлетворение от урока, то ребята уже прикрепляют к дереву плоды - смайлики. Этот прием позволяет ученику оценивать себя, дать оценку своей деятельности. Оценивают друг друга по образцу после выполнения специально предложенных заданий, тестирования при парной работе. Во время взаимного оценивания ребята доброжелательны друг к другу. Применение формативного оценивания позволяет мне установить с учащимися обратную связь.

Изучение идей модулей Программы заставило меня более подробно остановиться на каждом из них. Каждый модуль по - своему уникален и интересен, и, что важно, они взаимосвязаны. Применяя на практике диалогическое обучение (парная, групповая работа), можно было заметить эффективность этого модуля. Это то, что ученики уровня С учатся у учеников уровня А и тот же сильный начинает прислушиваться к мнению слабого. И эта взаимосвязь приводит к повышению мотивации, самооценки. До сегодняшнего момента я также применяла диалоговое обучение, но не в полной мере

Сейчас я могу понять на какой стадии находятся мои ученики в процессе своего обучения. И как правильно организовать их обучение, для того, чтобы дети понимали процесс обучения; понимать то, чему учить; как правильно оценивать.   Если учесть, что младшие школьники ещё не могут сами учиться, то я постоянно им подробно всё объясняла. На это затрачивалось очень много времени. А при самостоятельном обучении они сами изучили материал, составили свою точку зрения, аргументировали её и смогли выслушать другого и оценить. Значит, я должна стать наставником, наблюдателем. Должна наблюдать за процессом обучения и содействовать в нём: опираться по таксономию Блума, натолкнуть на саморегуляцию. Тогда наступит стадия понимания, применения, а также смогут синтезировать и оценивать. Работа в парах, группах научит исследовать, критически мыслить, оценивать.  Моя цель – раскрыть ребенка в полной мере его возможностей.  Я пришла к выводам, что диалогическое обучение намного эффективнее, чем монолог. Диалог способствует взаимообучению друг друга. Результат диалогического обучения будет являться моей успешностью при преподавании.

С помощью групповых работ ученики начальных классов развивают свои речевые навыки и учатся слушать и не перебивать, не перекрикивать друг друга, соблюдая[ПW1]  правила работы в группе, которые сами составили.  Во время групповой работы ребята охотно делились своими мыслями друг с другом, кто-то в процессе данного диалога узнавал, что-то новое для себя, кто-то не соглашался с мнением своих товарищей. Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать или одноклассники, или учителя.

       После групповых работ я всегда организую разные, веселые «музыкальные» физминутки, которые помогают снять напряжение после работы. Учащиеся увлечённо выполняют упражнения вместе с героями видеоролика.

       Немаловажным также является воспитание творческих способностей, коммуникабельности, артистизма, сопереживания, толерантности, умения себя преподнести, отстаивать свою точку зрения, «слушать и слышать» и одно из главных – умение работать в команде (одна из задач, провозглашенных ЮНЕСКО).

       Конечно, задача формирования вышеуказанных качеств, - это кропотливая многолетняя работа, но, если её не начать выполнять сейчас, то и через десять лет наши проблемы не разрешатся сами по себе.

После изучения модулей Программы и реализации их на практике, я представляю процесс обучения, где ученики должны знать и понимать то, чему они учатся, применять знания на практике, уметь оценивать и, конечно же, критически мыслить. Применение модуля «Обучение критическому мышлению» помогает раскрыть личность в мыслительной деятельности, развивает навыки наблюдения, слушания, аргументирования своего мнения, рефлектировать.

         В наше время уже невозможно представить обучение без современных технологий. Это - инновационно-комуникативные технологии. Реализуя в практику семь модулей, я увидела, что ИКТ стало помощником, применение ИКТ стало намного эффективней: использование аудио, видео материала, различных тренажеров для учащихся. 

Учащиеся моего класса -  были дети разного возраста и разных способностей. Разница в возрасте была на год и полгода. Раньше я не думала, что это так важно, а теперь я понимаю, что нужен определённый подход.

Моя цель – чувствовать состояние каждого ученика. Я посмотрела на детей другими глазами и сделала вывод: что приравнивать их к одному стандарту нельзя, это ошибка учителя. Необходимо найти подход к каждому ребёнку, понять его, развивать саморегуляцию на должном уровне. Преодолевать различные барьеры, подвести к тому, что они должны правильно оценивать себя и других.

С другой стороны, я посмотрела на парную и групповую работу. Такие формы работы применялись до курсов и чаще носили творческий характер. Это составить сказку, инсценирование, и то, только на уроках литературы, познания мира, трудового обучения. Теперь же я пробую применять такие формы работы на уроках математики и русского языка. Использую пары и группы для исследований, взаимооценивание, для дифференцированных заданий. В парной работе работают все ученики, у них теперь нет возможности «отсидеться». Так же возникали трудности – это нежелание работать в паре с тем или иным учеником, не понимание задания, выполнение задания одним из пары (лидерство). Для преодоления трудностей необходимо разработать правила, алгоритмы и стратегии работы в группах, индивидуальный подход к каждому ученику. Это очень важный вид работы, где проявляется чувство ответственности друг за друга, где четко определены цели заданий. Именно в парной и групповой работе видны ростки критического и диалогического обучения.

Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» применяла в течение всего урока. Применение различных видов оценивания даёт возможность научить детей оценивать себя и других. Оценивание необходимо постоянно и систематически, оно отражает опыт обучения, который отражается в наблюдении, рефлексии и образцов реальных работ учеников. Формативное оценивание является значимым для учеников. Этим самым мы повышаем мотивацию учеников.

Модули Программы направлены не только на ученика, но они заставляют учителей учить по-новому. Уроки должен быть разнообразны и результативные. Уроки должны придерживаться некоторым требованиям: отличаться новизной, креативным подходом; применять методы и приёмы для повышения мотивации учеников; уметь работать с одарёнными; применять рефлексию; планировать на будущее.

Самое главное также научиться проводить самоанализ своего преподавания: как управлять своим мастерством, как работать над самообразованием, какие стратегии выбирать для обучения? Это глубокое осмысление своей работы и самого себя. И над этим необходимо ещё работать. «Результат инициированного самим учителем процесса его собственного профессионального развития будет нагляден, в первую очередь, в ходе этого процесса, а не после его завершения. Качественная работа по развитию включает: апробирование новых технологий, оценивание, рефлексию и обзор. Все они имеют преобразовательное воздействие. Результаты всегда имеют практическую направленность: они являются изменениями или улучшениями на практике; эффективными способами преподавания и обучения, значимыми в профессиональном росте, представляя собой как внутренний, так и внешний рост, отражённый в многоуровневой модели обучения». То есть анализировать не только проведённые уроки, но и свои действия, где ошибки есть, как их исправить.

Сейчас уже можно проследить за изменениями в лучшую сторону, усвоив идеи семи модулей Программы. Тем самым мы отказываемся от традиционной формы обучения. Давать «готовые знания» уже не актуально. Раньше было заметно, что ученики с небольшой охотой учились, им было неинтересно просто прочитать текст или выполнить упражнение. А сейчас у учеников появляется мотивация. Им понравилась групповая работа.

Необходимо разрабатывать и внедрять стратегии по развитию и обучению себя, как учителя новой формации. Мало быть профессиональным педагогом, который хорошо знает свой предмет, а нужно быть вместе с учениками, видеть в них партнёров, не доминировать над ними, воспитывать лидерские качества в учениках, используя их в целях достижения результатов в обучении.

В планах на будущее у меня реализация и адаптирование семи модулей Программы, разработка и внедрение методов и приёмов обучения, самообразование. «Если учитель с «традиционным» стилем преподавания, основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому, прежде всего, необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей»

Таким образом я пришла к выводам: так как я учитель начальных классов, то реализовывать модули Программы необходимо на каждом уроке, этим самым в последующих классах учащиеся смогут нести ответственность за своё обучение; общаться на форуме и в сетевых сообществах для учителей; вести наблюдение на каждом уроке за обучением учащихся, проводить рефлексию своего урока и с последующими выводами планировать следующие уроки.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину