Голованова Светлана Петровна, учитель математики первой категории КГУ «Комплекс «Быструшинская средняя школа – детский сад» отдела образования по Глубоковскому району управления образования, ВКО, Восточно-Казахстанская область, Глубоковский район, с.Быструха
Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более объективно. Слово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. Оценивание - процесс сбора и анализа информации об успехах учеников для совершенствования процесса обучения и учения.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.
Современное критериальное оценивание является двусоставным: сочетает в себе суммативное и формативное оценивание. Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формативное оценивание и преподавание неразделимы. Формативное оценивание используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе. Оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции.
Формативное |
Суммативное |
производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.) |
в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы) |
помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов |
даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме |
позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения |
даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки |
Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом.
Во-первых, система оценивания должна давать возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык.
Во-вторых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащихся своих достижений.
В-третьих, система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, коллективом школы.
В-четвертых, система оценивания должна быть единой применительно к конкретному классу.
В-пятых, система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
В чём преимущества критериального оценивания?
1. Соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания).
2. Предоставляет чётко сформулированные уровни достижения.
3. Делает оценивание более понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей).
4. Способствует развитию навыков самооценивания.
5. Воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда.
6. Способствует росту мотивации к обучению.
7. Повышает качество образования.
8. Оценивание учащихся на каждом этапе урока (учащиеся видят, из чего складывается итоговая оценка обучения);
9. Самооценка и взаимооценка (работая в паре и/или группе, формируется умение учащихся работать в коллективе, но при этом наблюдается минимальное влияние учителя на итоговую оценку обучения).
Для того чтобы учащимся было понятно каким образом происходит оценивание, им предлагаются различного рода способы оценивания – с использованием стикеров, смайликов, сигнальных карточек и самое главное критериев. Важный момент на данном этапе, предоставить учащимся возможность оценить себя и других. Но, у учащихся появляются трудности при оценивании своих одноклассников из-за того, что чаще встречается такой пример: если ты мой друг, то ты мне поставишь пять, и я тебе поставлю тоже, а если ты мне поставишь плохую отметку, тогда ты мне не друг. В этих случаях выручали критерии, разработанные учителем к уроку (или критерии, совместно разработанные с учащимися и учителем): это как раз тот стандарт, который необходимо усвоить учащимся на данном этапе обучения. Что такое критерии и где их взять? Критерии – это те факты, понятия и аргументы, которые ученики должны знать, понимать, уметь воспроизводить и преобразовывать. Часто на уроках я использую взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах урока Проверка и оценивание проводились по эталонам и критериям, данным мною на доске. Хочу здесь отметить, что при самооценке не все ученики оценивали себя объективно, часто оценки были завышены и не соответствовали данным критериям. После урока я перепроверяю работы учащихся, нахожу несоответствия, довожу эти факты до учеников. Поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более объективно. Самооценка и взаимооценка ещё удобны и тем, что экономят время на уроке. Такая форма оценивания являлась формативной, помогала ученикам увидеть и оценить результаты своей работы. Выполняя задание по оцениванию процесса опроса, я стараюсь разработать такие задания, которые бы предоставили обучающимся возможность общения в парах («партнёры для беседы»), а также задания для работы в малых группах. Когда же ученик начнет «правильно» оценивать себя и своих одноклассников, то работу по составлению критериев к уроку можно предложить некоторым учащимся, более талантливому/одаренному в данном направлении (школьном предмете) или отличнику, но при этом ни в коем случае не навязывать свои критерии. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по-другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Каким образом я и мои ученики могут понять, насколько хорошо они подготовились к констатирующей работе? В этом поможет проверочный лист. Выделяются основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся по изученной теме. Основная функция проверочного листа – отслеживание и устранение недостатков, контроль качества на определенных этапах. Проверочный лист являться для ученика планом действий при изучении темы. Приведу пример проверочного листа для оценивания в 5 классе.
Проверочный лист
Ф.И.О учителя: Голованова С.П. Дата: __________
Ф.И. ученика: ________________ Класс:__________
тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Знать: |
Фактическое знакомство |
Первичное усвоение |
Перед оценив |
Основное свойство дроби; |
|
|
|
Что называют сокращением дроби; |
|
|
|
Какую дробь называют несократимой; |
|
|
|
Называют дополнительным множителем; |
|
|
|
Алгоритм приведения дробей к общему знаменателю; |
|
|
|
Как найти дополнительный множитель; |
|
|
|
Алгоритм: а) сравнения; б) сложения; в) вычитания дробей с разными знаменателями; |
|
|
|
Уметь: Сокращать дроби, применяя основное свойство дроби; |
|
|
|
Приводить дроби к общему знаменателю, применяя основное свойство дроби; |
|
|
|
Сравнивать дроби с разными знаменателями, применяя алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями; |
|
|
|
Складывать дроби с разными знаменателями, применяя алгоритм сложения дробей с разными знаменателями; |
|
|
|
Вычитать дроби с разными знаменателями, применяя алгоритм вычитания дробей с разными знаменателями; |
|
|
|
Проверочный лист заполняется учеником трижды. Я раздаю детям проверочные листы на уроке в начале изучения темы. Они заполняют первую колонку листа, по мере изучения темы, тем самым демонстрируя первичное знакомство с данным понятием. На уроке повторения и обобщения изученного материала учащиеся заполняют вторую колонку листа, используя знаки: «+» – если учащийся уверен в своих знаниях по этому вопросу; «+-» – если знает, но не очень точно; «-» – если вовсе не знает данный материал. Далее ученик берет этот лист домой и использует его для домашней подготовки к суммативной работе. В 5–7 классах я рекомендую проверять знания понятий дома родителям и оценивать своего ребёнка самостоятельно, подтверждая оценивание подписью родителей. Последняя третья колонка заполняется на уроке за один урок до работы. Раздел «уметь» оценивается учителем в результате проверки самостоятельных и срезовых работ. Систематическая работа, с проверочными листами привлекая всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) позволяет повысить мотивацию к учёбе за счёт снижения тревожности, чёткого понимания требований, предъявляемых учителем, повышает прозрачность оценивания (т.е. понимание родителями и учащимися проблем и путей их решения), что приводит к повышению качества знаний.
Критериальное оценивание несёт в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей; снижается школьная тревожность ученика; учитель от роли «судьи» переходит к роли консультанта, специалиста.
Оценивая отдельную работу, учитель обращает внимание учащегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется итоговая отметка.
В заключении хочется сказать, что методика критериального оценивания является действенным средством мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику. При внедрении данной педагогической технологии действительно каждый ребёнок-школьник сможет достигнуть определённого уровня в развитии, поскольку сама технология направлена на движение учащегося вперёд, на самореализацию ученика.