Есеналина Сауле Тукуновна, воспитатель, ГККП "Ясли-сад № 51 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная", Казахстан, Костанайская область, г. Костанай
Применение деятельностного подхода в образовательном процессе
Многие годы педагогическое мышление педагога пульсировало в рамках традиционной педагогической системы идеи которой просты и понятны каждому:
педагог учит – воспитанник учится,
педагог думает – воспитанник воспроизводит,
педагог выбирает – воспитанник принимает,
педагог активен – воспитанник пассивен,
педагог авторитарен – воспитанник несвободен.
Перенос в современных нормативных документах акцента с подготовки ребенка к будущей жизни на полноценное проживание детства как самоценного и социально значимого этапа способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования.
Этим результатом должно стать не только усвоение ребенком определенных социальных ролей, норм и правил, знаний и навыков, но в первую очередь свой для каждого уровень развития любознательности, самостоятельности, активности, познавательной инициативы, готовности в новой, нестандартной ситуации, в условиях дефицита информации к поиску решений, преодолению ошибок и неудач. Все эти качества должны стать прочной основой готовности ребенка к школе, освоению учебной деятельности, успешной самореализации на всех этапах жизни.
Нам как педагогам нет необходимости владеть методикой обучения, важно владеть инструментами организации образовательного процесса деятельностного типа и уметь их модифицировать в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, конкретными образовательными задачами, своими профессиональными интересами и возможностями. Имея в своем педагогическом багаже дидактический инструментарий, который создаст уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности, обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к неопознанному.
Таким инструментарием для нас служат технологии деятельностного подхода:
Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля: ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, трудовых, нравственных и др.) В дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон выделена система дидактических принципов:
психологической комфортности,
деятельности,
минимакса,
целостности,
вариативности,
творчества,
непрерывности.
Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, интегрирующая современные научные взгляды о теоретических и методических основах организации развивающего обучения в системе непрерывного образования.
Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.
Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности.
Принципиально важно при организации образовательного процесса опираться на личностные мотивы (стремление к общению, к самореализации и самоутверждению, получению удовлетворения от процесса и результата деятельности), эмоциональную сферу и познавательный интерес детей. Никакая деятельность не должна навязываться детям, они должны видеть (понимать и принимать) свою («детскую») цель в любой деятельности. Искусство педагога заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочет чему-либо научиться, что-то узнать или сделать.
Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности.
Поэтому следуя этому принципу: мы становимся организаторами и помощниками детей в их познавательной деятельности.
Мы поощряем детскую самостоятельность, инициативу, мы учим выдвижению и обоснование своих гипотез, т.е. создаем условия для включения детей в активную поисковую деятельность.
Принцип мииимакси предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.
Чтобы всем детям было интересно, мы предлагаем проблемные ситуации достаточно высокого, но посильного для наиболее подготовленных детей уровня сложности («преодолимое затруднение»), В ходе их разрешения мы опираемся на наиболее подготовленных детей, но при этом находим такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети.
В результате в образовательный процесс включены все дети на уровне своего возможного максимума. Поэтому всем интересно, и результат - максимально возможный для каждого, но у каждого он свой. Созданная среда, по меткому выражению В.Ф. Шаталова, напоминает рассол, где каждый помещенный в него огурец, хочет он или нет, через три дня станет соленым. Точно так же и каждый ребенок, пытаясь сам дотянуться до своего максимума, безусловно, освоит обязательную для дальнейшего движения вперед базовую часть образовательной программы в оптимальном для себя варианте. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития.
Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Данный принцип обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом. Различные аспекты жизнедеятельности дошкольника, сохраняя свою специфичность, взаимообогащают друг друга, раскрывают явления окружающего мира в их взаимосвязи и тем самым обеспечивают формирование у детей целостной карты мира.
Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр. Характер взаимоотношений педагога с воспитанниками предполагает выслушивание всех ответов детей. Выступая в роли партнера, мы оцениваем ответы, а комментируем их разные варианты, поощряем высказывание различных точек зрения, подмечая: «Какая у Саши интересная мысль!», «Послушайте, что сказала Оля», «Как хорошо придумал Петя!», «Спасибо, Галя, за интересную идею. Мы не лишаем ребенка права на ошибку (если это не связано с причинением вреда жизни и здоровью), позволяем ему встречаться с последствиями своего выбора, действия (или бездействия). Обсуждаем с ребенком, почему его действие привело к нежелательному результату и как следовало бы поступить в будущем в аналогичной ситуации.
Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение - все это не просто повседневная реальность жизни детского сада. Это необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.
Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой не только на уровне принципов, содержания, но и технологий, методик с позиций самоценности и социальной значимости дошкольного детства, формирования готовности к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни во всех ее проявлениях, а также развития способностей к самореализации и саморазвитию.
Наша основная задача при конструировании педагогического процесса – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. При этом главное – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности.