Калинова Татьяна Владимировна, воспитатель, КГКП "Ясли- сад №54", Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, г. Костанай
Работая с детьми, мы столкнулись с такой проблемой, что дети, приходя в детский сад, к нам в группу, страдают дефицитом знаний о своей семье, о своих родных, о родном городе, родном крае, стране, об особенностях традиций родного края. Поэтому, большое значение в ознакомлении детей с историко – национальными и природными особенностями родного края имеет программа вариативного компонента «Туған жер», так как она дает возможность дополнительно прививать патриотические чувства у детей.
В этом году мы работаем по программе вариативного компонента для детей старшего дошкольного возраста «Туған жер». В ней интегрируют различные образовательные области: «Коммуникация», « Познание», «Творчество», «Социум» – в единое образовательное содержание. ОУД по программе вариативного компонента «Туған жер» проводим 1 раз в неделю, где используем принципы - системность, наглядность, цикличность построения, доступность, проблемность, развивающий и воспитательный характер проведения.
При ознакомлении детей с историко – национальными и природными особенностями родного края и мы старались опираться на имеющийся у детей опыт, учитывали их психологические особенности. Принимали во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления и впечатлительность. В своей работе используем различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего, визуальные, проектные, ИКТ.
В доступной форме через ОУД по вариативному компоненту идет знакомство детей с родным городом, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, где формируются у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Особое место отводим произведениям детской художественной литературе, поэтому родители для группы приобрели научно-познавательную и художественную литература на русском и казахском языках.
Нами были собраны или созданы такие презентации, как: «Мой город», «Природа родного края», «Красная книга», «Вода и водоемы», «Водоемы Костанайской области», «Легенда города Костаная»,, видеоматериалы о работе завода, видео «Как это работает» о работе кондитерской фабрики Баян –Сулу, видео об открытии дома музея А.Кастеева в Алматы, презентация про животных.
Дидактический материал по темам мы стараемся представить детям живым и интересным, поэтому включаем занимательные моменты (пословицы, поговорки, загадки, с элементами новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. В своей работе используем "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда и т.д.).
Наша работа строится так, чтобы каждый ребенок проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. У детей сформировались такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Вместе с детьми и родителями были оформлены альбомы: «Моя семья», «Мой город», «Времена года», «Природа родного края», «Моя Родина - Казахстан», «Моя столица». Расширили уголок природы, в который внесли различные игры экологического содержания: «Чей малыш», «Найди ягодку», «Животные нашего края» и др. Изготовили лепбук «Красная книга Казахстана». Внесли разнообразие в уголок ручного труда за счёт природного материала (высушенные листья, семена, перья, шишки, веточки, и т.д.), оформили уголок по изодеятельности.
Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе мы используем современные педагогические технологии:
1.Моделирование. Использование картинок – моделей - «Часть – целое», предметно-схематическая модель «Мой город», модель-алгоритм «Последовательность рассматривания картины», схемы эмоций, что способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний.
2.ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Мы используем такие приемы ТРИЗ, как морфологические дорожки «Виды города», «Найди пару», «Хорошо – плохо»
3.Проектная деятельность. Она позволяет взрослому вместе с детьми создавать краткосрочные и долговременные проекты по нравственно-патриотическому, экологическому, эстетическому воспитанию (проект «Моя семья», «Путь к победе»).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Родители стали единомышленниками в проблеме приобщения детей к родному краю. Для этого была организована разнообразная совместная деятельность педагогов, детей и родителей:
- консультации: «Ознакомление дошкольников с неживой природой», «Моя семья. Семейные традиции», «Трудовое воспитание детей в семье», «Как и из чего можно сделать кормушку», «Осень. Учите детей смотреть и видеть», «Осень – щедрая пора», «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Учите детей любить животных»
«Как помогать птицам зимой»;
-беседа: «Прогулки на свежем воздухе»
- творческая выставка поделок и композиций из природного материала «Осенние фантазии»,
выставка рисунков и поделок, посвященная Дню Победы
- Папка – передвижка «Азбука патриотизма», «Родь народных традиций в семейном воспитании»
Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитание у дошкольников патриотизма должно быть повседневным делом. Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями, природой должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т. д.) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра, конструирование и т.д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем. А также должно быть тесное сотрудничество с семьей.