Ибраева Айнура Орынтаевна, учитель английского языка, КГУ "Общеобразовательная школа им.Абая Кунанбаева", Казахстан, Костанайская область, Карабалыкский район, п.Карабалык
Проблема процесса развития активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в настоящее время волнует многих учителей иностранного языка общеобразовательной школы. Из годового плана учебной нагрузки видно, что все больше часов выделяют на самостоятельное обучение. В теории философии, психологии и педагогики самостоятельности придавали первостепенное значение многие педагоги и мыслители. Одним из первых педагогов рассмотрел проблему самостоятельности учащихся К.Д. Ушинский. Его по праву можно назвать основателем теории воспитания самостоятельности в педагогике. Воспитание самостоятельности, по его мнению, начинается с приучения к созерцанию, наблюдению, так как только наблюдение дает возможность думать самостоятельно, а потом выражать свои мысли словами.
Цель данной работы выявить условия по активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности школьников в процессе обучения иностранному языку с использованием компьютерных и информационных технологий.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что современная казахстанская система образования заинтересована в выборе новых путей развития, в том числе в повышении эффективности и качества обучения иностранному языку.
Темпы развития науки и техники за последние годы так велики, что никакое увеличение объема программы и сроков обучения учащихся не в состоянии угнаться за ними и обеспечить должный образовательный эффект. В связи с Болонским процессом система обучения постепенно переходит на самостоятельное образование, что приведет к потере части учебного времени в образовательной программе. При этом самому процессу самостоятельной подготовки учащихся уделяется недостаточно внимания. Возникает вопрос: как при этом не снизить планку качества образования.
Концепция опыта: в своей работе выделила три компонента самостоятельности: содержательно-операционный, мотивационный, волевой .
Первый компонент самостоятельности - содержательно-операционный, включает в себя владение обучаемым системой ведущих (опорных) знаний, методов, приемов и способов познавательной деятельности.
Второй компонент самостоятельности - мотивационный, определяет интерес к процессу познания, потребность в самоконтроле, словом, стремление познавать.
Третьим компонентом самостоятельности является волевой компонент. Одного стремления к деятельности недостаточно для достижения поставленной цели. Учащимся необходимо для преодоления познавательного затруднения приложить волевые усилия.
Все компоненты теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены в реальном учебном процессе и структурно неразделимы. И нет самостоятельности как самого явления при отсутствии хотя бы одного компонента. Данные компоненты наиболее четко отражают суть структуры понятия – самостоятельность.
Научная новизна исследования: уточнено понятие «активизация самостоятельной познавательной деятельности» учащихся с использованием информационных и компьютерных технологий на уроках английского языка, и систематизированы теоретические положения о средствах ИКТ применительно к предмету «Английский язык» в общеобразовательной школе.
Список использованной литературы.
1 Концепция модернизации Казахстанского образования на период до 2020
2 Ушинский К.Д. Сочинения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 500 с.
3 Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т. И. Шамовой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 384 с.
4 Дистервег А. Избр. пед. соч. / А. Дистервег. - М., 1956. – 18 с.
5 Kinsella K. Understanding and Empowering Diverse Learners in the ESL Classroom I Kinsella K. II Learning Styles in the ESL/EFL Classroom. - USA:Heinle & Heinle. -1995. - P.170-196.