Мауль Ольга Владимировна, учитель истории, КГУ "Луговская основная общеобразовательная школа", Казахстан, Павлодарская область, Иртышский район, село Луговое
Использование художественной литературы на уроках истории Казахстана
Одной из важнейших при обучении в школе является проблема интереса к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.
Если говорить об этой проблеме применительно к обучению истории, то следует выделить три основных фактора, влияющих на интерес:
Как правило, на уроках осуществляется изучение и усвоение главных исторических фактов. Вместе с тем для поддержания интереса следует привлекать и не менее важные факты, биографические сведения и т.д., чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный или тот, который ранее оставил у учащихся глубокий след. Прежний положительный эмоциональный фон поможет поддерживать интерес к изучаемым фактам.
Интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности, с эмоциональным воздействием на учащихся.
Одним из факторов, побуждающим у учащихся интерес к изучению истории, является художественная литература.
Художественная литература, привлекаемая на уроке, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учащихся ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддерживать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений можно привлекать, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.
Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы.
Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. К источникам изучаемой эпохи относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создали своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого. Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке используются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем.
Приведем примеры использования литературных произведений на уроках.
Например, при изучении темы «Казахское ханство в XYII-XYIII вв.» я зачитываю учащимся отрывки из сборника «Материалы по истории казахских ханств XY-XYII вв.» (извлечение из персидских и тюркских произведений), отрывки из произведений Шокана Уалиханова «О мусульманстве в степи» и т.д.
Изучая восстания 1836-1838 гг. под предводительством И.Тайманова и М.Утемисова, мы с учащимися читаем и анализируем стихи М.Утемисова, созданные в ту пору и характеризующие обстановку в Казахском ханстве начала XYIII века, и бедственное положение народа.
Очень продуктивным является использование при изучении темы «Коллективизация в Казахстане» отрывков из писем Т.Рыскулова к Сталину, «письма пяти», характеризующих положение в Казахстане в период коллективизации.
К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе научного исследования прошлого, изучения исторических источников, научных исследований и монографий. Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения.
К исторической беллетристике можно отнести следующие произведения: И.Есенберлин «Кочевники», И.Калашников «Жестокий век», М.Ауэзов «Путь Абая», Х,Есенжанов «Яик – светлая река», А.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», Р.Такер «Сталин. Путь к власти», С.Михайлов «Хроника великого джута», М.Муканов «Школа жизни» и многие другие.
Приемы использования художественной литературы на уроках различны. Учитель может включать органично в свое изложение образы художественной литературы, например, с целью персонализации явления. Учитель может кратко пересказать художественное произведение и дать задание на выяснение деталей с тем, чтобы ученики обязательно его прочли. Более всего распространено в школьной практике художественных произведений.
Если в 5-7 классах учащимся следует давать рекомендации для чтения книг, то в старших классах учащиеся могут самостоятельно подбирать литературу по интересующей теме.
Так же в зависимости от уровня подготовленности учащегося, различными могут быть приемы и методы работы с художественной литературой. Это и беседы по содержанию фрагмента, цитирование отрывка, разработка рассказа на основе художественного произведения, написание сочинения, рецензирование и т.д.
Введение в урок элементов художественной литературы не только позволит разнообразить учебный материал, сделать его более интересным и насыщенным, но и будет прекрасным способом развития у учащихся самостоятельных навыков усвоения идейного содержания текста.