ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Использование художественной литературы на уроках истории Казахстана

15 апреля 2021 г.

Мауль Ольга Владимировна, учитель истории, КГУ "Луговская основная общеобразовательная школа", Казахстан, Павлодарская область, Иртышский район, село Луговое

Использование художественной литературы на уроках истории Казахстана

Использование художественной литературы на уроках истории Казахстана

Одной из важнейших при обучении в школе является проблема интереса к познанию объекта или явления,  к овладению тем или иным видом деятельности.

Если говорить об этой проблеме применительно к обучению истории, то следует выделить три основных фактора, влияющих на интерес:

  1. Содержание исторического материала.
  2. Методы, приемы и средства его подачи.
  3. Межличностные отношения учителя и учащихся.

Как правило, на уроках осуществляется изучение и усвоение главных исторических фактов. Вместе с тем для поддержания интереса следует привлекать и не менее важные факты, биографические сведения и т.д., чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный или тот, который ранее оставил у учащихся глубокий след. Прежний положительный эмоциональный фон поможет поддерживать интерес к изучаемым фактам.

Интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности, с эмоциональным воздействием на учащихся.

Одним из факторов, побуждающим у учащихся интерес к изучению истории, является художественная литература.

Художественная литература, привлекаемая на уроке, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учащихся ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддерживать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений можно привлекать, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.

Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы.

Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. К источникам изучаемой эпохи относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создали своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого. Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке используются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем.

Приведем примеры использования литературных произведений на уроках.

Например, при изучении темы «Казахское ханство в XYII-XYIII вв.» я зачитываю учащимся отрывки из сборника «Материалы по истории казахских ханств XY-XYII вв.» (извлечение из персидских и тюркских произведений), отрывки из произведений Шокана Уалиханова «О мусульманстве в степи» и т.д.

Изучая восстания 1836-1838 гг. под предводительством И.Тайманова и М.Утемисова, мы с учащимися читаем и анализируем стихи М.Утемисова, созданные в ту пору и характеризующие обстановку в Казахском ханстве начала XYIII века, и бедственное положение народа.

Очень продуктивным является использование при изучении темы «Коллективизация в Казахстане» отрывков из писем Т.Рыскулова к Сталину, «письма пяти», характеризующих положение в Казахстане в период коллективизации.

К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе научного исследования прошлого, изучения исторических источников, научных исследований и монографий. Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения.

К исторической беллетристике можно отнести следующие произведения: И.Есенберлин «Кочевники», И.Калашников «Жестокий век», М.Ауэзов «Путь Абая», Х,Есенжанов «Яик – светлая река», А.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», Р.Такер «Сталин. Путь к власти», С.Михайлов «Хроника великого джута», М.Муканов «Школа жизни» и многие другие.

Приемы использования художественной литературы на уроках различны. Учитель может включать органично в свое изложение образы художественной литературы, например,  с целью персонализации явления. Учитель может кратко пересказать художественное произведение и дать задание на выяснение деталей с тем, чтобы ученики обязательно его прочли. Более всего распространено в школьной практике художественных произведений.

Если в 5-7 классах учащимся следует давать рекомендации для чтения книг, то в старших классах учащиеся могут самостоятельно подбирать литературу по интересующей теме.

Так же в зависимости от уровня подготовленности учащегося, различными могут быть приемы и методы работы с художественной литературой. Это и беседы по содержанию фрагмента, цитирование отрывка, разработка рассказа на основе художественного произведения, написание сочинения, рецензирование и т.д.

Введение в урок элементов художественной литературы не только позволит разнообразить учебный материал, сделать его более интересным и насыщенным, но и будет прекрасным способом развития у учащихся самостоятельных навыков усвоения идейного содержания текста.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину