Байгозова Райгуль Кыдырбековна, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Средняя школа-гимназия № 19 государственного учреждения «Отдел образования по Талгарскому району Управления образования Алматинской области», Казахстан, Алматинская область, Талгарский район
Игры со словом на уроках русского языка как фактор развития интеллекта учащихся
Аннотация
В статье рассматривается потенциал словесных игр как эффективного метода обучения на уроках русского языка, способствующего интеллектуальному развитию учащихся. Анализируются психолого-педагогические и лингводидактические основания применения игровых технологий в учебном процессе. Определяются типы игр, направленные на развитие таких компонентов интеллекта, как память, внимание, логическое и образное мышление, языковая интуиция. Приводятся конкретные примеры словесных игр, классифицированные по видам речевой деятельности и уровню сложности. Делается вывод о целесообразности регулярного включения словесных игр в структуру урока как средства повышения эффективности обучения и формирования устойчивого интереса к предмету.
Ключевые слова: словесные игры, интеллект, игровые технологии, русский язык, мышление, обучение, развитие, речевая деятельность.
Введение
Современная система образования ориентирована на личностно-ориентированный подход, предполагающий не только усвоение учащимися знаний, но и развитие их интеллектуального, коммуникативного и творческого потенциала. В этих условиях перед учителем русского языка встаёт задача поиска таких методов обучения, которые способствуют не только формированию языковых и речевых умений, но и развитию мышления, воображения, внимания и других когнитивных способностей учащихся.
Одним из эффективных средств достижения этих целей являются игры со словом — форма речевой деятельности, органично сочетающая в себе обучающую и развивающую функции. Словесные игры способствуют формированию языковой интуиции, углубляют понимание структуры языка, активизируют словарный запас и развивают интерес к языковому материалу.
Психолого-педагогические основания применения игры в обучении
Игра с древнейших времён является естественным способом познания мира. Она оказывает мощное воздействие на эмоционально-волевую сферу ребёнка, побуждает к действию, стимулирует мыслительную активность. Согласно концепции Л.С. Выготского, игра является ведущим видом деятельности в детском возрасте, который способствует развитию воображения, произвольного внимания и элементов рефлексии.
Психологи В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.А. Крутецкий подчёркивали, что игровая форма деятельности оказывает благоприятное влияние на интеллектуальную сферу: способствует формированию логических операций, развитию памяти, концентрации внимания, способности к анализу и обобщению.
С педагогической точки зрения, игра позволяет реализовать принцип доступности и посильности обучения, вовлекая в активную деятельность учащихся с различными типами восприятия и уровнем мотивации.
Игры со словом как средство развития интеллекта
Игровая деятельность способствует развитию следующих компонентов интеллекта:
Таким образом, словесные игры создают благоприятные условия для формирования как языковых, так и общеинтеллектуальных умений.
Классификация словесных игр
Словесные игры можно классифицировать по различным критериям:
1. По типу речевой деятельности:
2. По цели обучения:
3. По форме организации:
4. По уровню сложности:
Примеры словесных игр
1. Игра «Лишнее слово»
Цель: развитие логического мышления и грамматической зоркости.
Ход игры: В ряду слов одно не подходит по какому-либо признаку.
Пример:
2. Игра «Слово в слове»
Цель: развитие внимательности и лексического запаса.
Ход игры: найти в длинном слове как можно больше коротких слов.
Пример: «Аэроплан» → план, рана, лан, пол, пан, орёл и т.д.
3. Игра «Составь слово»
Цель: тренировка словообразовательных навыков.
Ход игры: из данных морфем нужно составить слово.
Пример: при-, -воз-, -ка → «привозка»
4. Игра «Верю — не верю»
Цель: проверка орфографических или грамматических знаний.
Ход игры: учитель утверждает нечто о языке, ученики говорят, верно ли это.
Пример: «Слово "пирог" пишется с мягким знаком на конце».
Ответ: не верю.
5. Игра «Ассоциации»
Цель: развитие образного мышления.
Ход игры: к слову подбираются ассоциации.
Пример: Зима → снег, холод, Новый год, ледянка.
6. Игра «Рифмовка»
Цель: развитие поэтического слуха и чувства ритма.
Ход игры: учащиеся подбирают рифмы.
Пример: Дом — гром, том, ком, лом.
Игровые задания на разных этапах урока
|
Этап урока |
Цель применения игр |
Примеры игр |
|
Актуализация |
Вовлечение, пробуждение интереса |
Ассоциации, анаграммы |
|
Объяснение |
Осмысление нового материала |
Морфемные пазлы, рифмовки |
|
Закрепление |
Тренировка навыков |
«Верю — не верю», "Лото" |
|
Контроль знаний |
Проверка усвоения |
Кроссворды, словарные диктанты |
|
Отражение |
Осмысление и оценка деятельности |
«Слово дня», «Моё впечатление» |
Методические рекомендации
Заключение
Словесные игры на уроках русского языка — это не просто развлечение, а мощный инструмент развития интеллекта учащихся. Они способствуют формированию языковой интуиции, развивают память, внимание, мышление и коммуникативные умения. Систематическое применение игровых приёмов в учебной деятельности позволяет сделать процесс обучения живым, эмоционально насыщенным, а главное — эффективным. Учитель, использующий игры осознанно и методически грамотно, формирует у учеников не только языковую компетенцию, но и мышление, культуру речи, любовь к родному слову.
Список литературы