НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
26 августа 2019 г.

Утеева Марина Вакильевна, учитель химии, ГУ "Средняя школа №19 отдела образования акимата г. Костаная"
 

"Курсы повышения квалификации в моей практике преподавания"

Курсы повышения квалификации в моей практике преподавания

Аннотация.

Мақалада автор жаңартылған білім беру мазмұны аясында педагогтың кәсіби өсуі үшін соңғы онжылдықтағы біліктілікті арттыру курстарының маңызын талдайды. Мұғалімнің өзі қалай өзгергенін, оқыту практикасы жетілдірілгенін, ал оқушылар оқу процесінің белсенді қатысушылары болғанына толық тоқталады. Талдаудың нәтижесінде автор тез өзгеретін әлем дәуірінде өзінің педагогикалық тәжірибесін жақсарту үшін жаңа идеяларды, техникаларды, стратегияларды, формаларды іздеуде өздігінен білім алумен үнемі айналысу қажет деген тұжырым жасайды.

Аннотация.

В статье автор анализирует значение курсов повышения квалификации за последнее  десятилетие для  профессионального роста педагога в рамках обновленного содержания образования. Подробно останавливается на том, как менялся сам учитель, усовершенствовалась практика преподавания, а ученики становились активными участниками учебного процесса. В результате анализа автор делает вывод, что в эпоху быстро меняющего мира необходимо постоянно заниматься самообразованием в поисках новых идей, техник, стратегий, форм для улучшения своей педагогической практики.

 

                                                   Педагоги не могут успешно кого-то учить,                   

                                                 если в это время усердно не учатся сами. 

                                                                                                 Али Апшерони        

Глава нашего государства отмечает: «…мир стремительно меняется, и каждый день адресует нам все новые и новые вызовы, и мы должны реагировать на них адекватно, более того, действовать на опережение»

Оглядываясь назад, понимаешь, что все годы, отданные данной профессии, были наполнены поиском нового, лучшего, альтернативных стратегий решения проблем, изменений направлений своей деятельности со сменой поколений.

 2013год -  год прохождения мною курсов по Программе третьего базового уровня  в ФАО «НЦПК  «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области".

Прошло уже шесть лет, но сердце согревают воспоминания о тех незабываемых днях, проведенных вместе с восьмой группой и нашим тренером Садыковой А.К. в стенах нашего родного института. Нас, с опытом и без опыта, молодых и не очень, директоров и просто учителей, объединили в большой класс «обучающихся», где мы, используя новые подходы обучения, рассматривали те же новые подходы. Конечно, мне, как учителю, имеющему большой стаж за плечами, иногда трудно было согласиться с некоторыми положениями Программы.  В голове один за другим возникали вопросы, на которые затруднялся дать правильный ответ, и появлялось такое чувство, как страх. Благодаря хорошо отработанной системе «Программы курсов повышения квалификации», благодаря разнообразным тренингам, направленным на создание коллаборативной среды, изо дня в день укреплялись вера в себя и осознанное чувство пересмотра своей практики. Апогеем стала успешная сдача экзамена на «5».

 И вот уже шесть лет я – сертифицированный учитель. Я могу об этом говорить с  гордостью, т.к. именно уровневые курсы помогли мне усовершенствовать свою педагогическую практику, отойти от традиционных  методов обучения и внести изменения в процесс обучения и преподавания.    Традиционные подходы преподавания, которые чаще всего я использовала в своей работе, были основаны «на передаче готовых знаний,  не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися». (Руководство для учителя, с.110)  При традиционном подходе урок можно представить как «моно спектакль, учитель-режиссер и исполнитель этого спектакля. Функция учителя – дать знания» (Педагогика 21 века на пороге школы, с.270)  И я себя считала хорошей актрисой, исполняющую эту роль.

До  прохождения уровневых курсов я также  использовала в своей педагогической деятельности новые технологии, но так как знаний о новых подходах в преподавании было не совсем достаточно, не всегда удавалось до конца довести идеи, достичь ожидаемых результатов.

Мое первое знакомство с компетентностной педагогикой произошло в  2010 году в рамках инновационного проекта «Инновационная школа XXI» (Монреаль Канада). Благодаря команде профессора, доктора педагогических наук, кандидата технических наук, Рудика Г.А, в моей школе стали меняться формы и методы ведения урока, обеспечивающие переход к качествам личности, компетенциям. Нами разрабатывались задания по таксономии Блюма, направленные на самостоятельное изучение материала,  самостоятельного решения проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.

Ученик в ходе работы выполнял задания по мере своих способностей. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляло ему огромное удовольствие, позволяло  ощутить свои возможности. Обучение в инновационном проекте помогло мне при восприятии данной темы на курсах по Программе третьего базового уровня.

Сейчас мои ученики являются активными участниками учебного процесса, сами формулируют цели и задачи урока, критерии успешности,  по которым могут оценить свою компетентность в конце урока.

 Изучение  нового материала (особенно несложных тем)   я провожу через самостоятельное изучение с использованием различных ресурсов и форм – индивидуальной, групповой, парной.

«Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его ЗБР» (Руководство для учителя, с.144).  Например, при проверке домашнего задания, после проведения взаимоопроса в паре, с использованием вопросов низкого и высокого порядка, ученики с быстрым уровнем усвоения знаний проводят консультации по вопросам, вызвавшие затруднения у учащихся с низким уровнем усвоения. Работу на своих  уроках стараюсь выстраивать т.о: индивидуальная работа, обсуждение в паре, работа в группах на конечный результат в виде постеров, презентаций, ролевых игр и т.д..  Также я заметила, что дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию.

 Мне, также как и моим детям, очень нравится проведение тренингов, упражнений, физзарядок в начале и в середине урока, которые способствуют созданию коллаборативной среды, развитию уверенности, раскрепощению учеников: «Приветствие друг друга разными способами», «Беседа в разных положениях»; «Многие боятся, а я не боюсь», «Отряхнись» и другие.  При выполнении тренинга «Построиться в шеренгу» в одном из классов первый раз, ребята на счет «4», не переговариваясь друг с другом, повернулись лицом в одну сторону. Это говорит о том, что у ребят уже сложен определенный навык общения, который надо только поддерживать и развивать. Ребята сами отметили, чему способствует этот тренинг и,  что  в совместной работе необходимо ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других.

До прохождения  уровневых курсов при оценивании своих учеников я применяла в основном суммативное оценивание, которое заключалось в подведении итогов обучения для выставления отметок.  Сейчас наряду с суммативным оцениванием, ежедневно, ежеурочно применяется мною и формативное оценивание. «Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении» (Руководство для учителя, с.161)  Формативное оценивание способствует повышению как мотивации, так и эффективности обучения.  Я нахожусь в постоянном поиске новых приемов и стратегий, ведь именно сейчас, при переходе к   программе обновленного  образования, формативное оценивание становится важнейшим этапом современного урока.    

В своей работе я отдаю предпочтение модулю «Обучение критическому мышлению»

 Хорошим подспорьем  в более глубоком изучении данной темы были, пройденные мною курсы в ОО «Академический центр. Start», «Развитие критического мышления как условие формирования функциональной грамотности учащихся»

 Собственно урок по критическому мышлению можно поделить на три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.   Стадия вызова это тот этап, на котором нужно побудить интерес  к уроку и при этом стараться поддерживать его в течение всего урока. Цели, задачи и критерии успешности разрабатываются на уроке совместно с учениками. Ученики с высоким и средним уровнем усвоения знаний смогли оценить важность применения критериев успешности в достижении цели обучения. На всех уроках провожу  актуализацию знаний по новой теме, показ  социальной и практической значимости изучаемого материала. 

Очень действенными на данном этапе являются  приемы критического мышления: «Покопаемся в памяти» (перечисление учениками всего, что известно по изучаемой теме), «Мозговой штурм», Думай/ в паре/обсуди,«ЗХУ», где на первом этапе учащиеся восстанавливали собственные знания по теме урока и записывали интересующие их вопросы в таблицу, работая в паре. Используемые приемы помогают  пробудить интерес к темам, подготовить учащихся к предстоящей работе.

1. «Покопаемся в памяти» 

2. «Ассоциация».

Например, на уроке «Жесткость воды и способы ее устранения» в 9 классе ученики получают задание:

Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:

- О чем может пойти речь на уроке?

 - Какая ассоциация возникает, когда вы слышите словосочетание «жесткая вода»?

Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, учитель их записывает на доске.

3. «Ключевые слова».

Учащимся предлагается составить мини - рассказ из предложенных слов, при составлении которого они используют свои предыдущие знания, делают определенные прогнозы.

Например: Урок в 8 классе по теме «Экологические проблемы загрязнения воздуха».

Ключевые слова: воздух, пыль, дым, выхлопные газы, здоровье, автотранспорт.

4«Перепутанные логические цепочки».

На доске или слайде записаны верные и неправильные цитаты. Ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, и знак «-»  там, где неверное.

Правильность выполнения работы проверяется после изучения нового материала.

Например, урок в 8 классе по теме «Состав, строение и свойства неметаллов»:

-  НеМе обладают свойствами Ме.

- НеМе могут быть по агрегатному состоянию твердыми, жидкими и газообразными веществами.

- Газы – водород, кислород, азот и хлор образуют трехатомные молекулы.

- НеМе проводят тепло и электрический ток.

- НеМе – хрупкие вещества.

- НеМе в ПС больше, чем Ме.

 Изучение нового материала  можно проводить через умение задавать вопросы. Для большинства людей искусство задавать вопросы до сих пор является тайной за семью печатями, а многие не владеют им только потому, что не знают, какие бывают вопросы. Существует шесть типов вопросов – шесть лепестков: «Ромашка вопросов». Данный прием позволяет классифицировать познавательную  деятельность на  знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку.  Используя раздаточный материал по «Ромашке вопросов» ученики сами составляют вопросы индивидуально, затем в паре «сильный» - «слабый» ученик, т.к. вопросы более высокого уровня вызывали затруднения у детей с низким уровнем успешности усвоения знаний.   «Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в  его ЗБР». [3,с.144] Вопросы, предложенные группам, позволили мне, как учителю, понять степень усвоения нового материала, умение применять его в практике. А учащимся выразить свое понимание темы, аргументировать свои ответы.

До курсов в моей практике имело место рефлексия деятельности учащихся, но проводилось это бессистемно и чаще всего на открытых уроках, недостаточно внимания уделялось рефлексии деятельности учителя, критическому размышлению над тем, чему научились ученики. Рефлексия помогает  осознать обучающимся: «Что получилось на уроке?»  « Что мне нужно изменить?»,  «Как я буду изменять?»  Проведение рефлексии на каждом уроке  дает возможность учащимся «взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно»  [3,с.117]

На стадии рефлексии для корректировки и систематизации знаний эффективны следующие методические приемы критического мышления: «кластер», «синквейн», «эссе», «самоанализ», «шесть шляп критического мышления».

В своей дальнейшей педагогической деятельности я продолжу работу по внедрению идей модуля «Обучение критическому мышлению», так как он дает эффективные и стабильные результаты. 

Анализируя  свою педагогическую практику, хочется отметить, что пройденные курсы за последние 9 лет, особенно уровневые,  в целом положительно сказались как на мне самой, так и на моей деятельности как  учителя.  Я, благодаря пройденным курсам, получила хорошие «инструменты», которые помогают мне разнообразить формы, методы обучения и преподавания, повысить интерес и мотивацию обучающихся, и безболезненно перейти к обновленной программе обучения. Мне постоянно приходится заниматься самообразованием в поисках новых идей, техник, стратегий, форм для улучшения своей педагогической практики.

 

Литература

1. Аргунова М.В. Ключевые образовательные компетенции. Химия в школе, 2009, № 6, с. 21.

2. Гильманшина С. И., Космодемьянская С. С. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО: Учебное пособие. – Казань: Отечество, 2012. – 104 с.

3. Руководство для учителя по Программе третьего базового уровня АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

4. Г.А. Рудик,  Е.В Белошниченко Педагогика 21 века на пороге школы- Костанай 2009

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину