Коверчик Кристина Валериевна, преподаватель педагогики и частных методик, Мустафина Зура Какеновна, преподаватель психологии, ГККП "Высший педагогический колледж, город Щучинск" при управлении образования Акмолинской области.
Аннотация: Статья посвящена реализации компетентностного подхода в системе технического и профессионального образования. Центральное место в статье занимает понятие «компетентностный подход» внедрение которого в образовании способствует повышению качества подготовки профессиональных специалистов, также рассматривается система подготовки будущих специалистов дошкольного образовательного учреждения с точки зрения компетентностного подхода.
Мақала техникалық және кәсіптік білім беру жүйесіндегі құзыреттілік тәсілді жүзеге асыруға арналған. Мақалада "құзыреттілік тәсіл" ұғымы негізгі орын алады, оны білім беруге енгізу, кәсіби мамандарды даярлау сапасын арттыруға ықпал етеді, сондай-ақ құзыреттілік көзқарас тұрғысынан, мектепке дейінгі білім беру мекемесінің болашақ мамандарын даярлау жүйесі қарастырылады.
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Центральным понятием процесса обновления современного образования выступает компетентностный подход. Образование с точки зрения компетентности выдвигает требования к соответствию качества образования уровню международных стандартов.
Компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому. Если в традиционной системе преподаватель выступает как передатчик готовых знаний, а студент в основной своей массе как пассивная воспринимающая сторона, то при инновационном образовании преподаватель становится организатором познавательно-мыслительной деятельности и учит студента учиться на протяжении всей его учебный деятельности. Студент становится активным участником учебного процесса, следовательно, повышается его ответственность за качество своего образования.
Компетентностно - ориентированное профессиональное образование – не дань моде придумывать новые слова и понятия, а объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И. Байденко), другие – надпрофессиональными, базисными квалификациями (А.М. Новиков), третьи – ключевыми компетенциями.
Компетентностный подход – попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью.
Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина "квалификация", компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как: инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Сегодня мы встречаем значительное количество публикаций, посвященных проблеме компетентности и компетенции. Базовыми категориями нового подхода являются понятия компетентность и компетенция. Но до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».
Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность – уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.
Конкретное наполнение понятия "компетенция" связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Таким образом, определено пять ключевых компетенций, которыми "должны быть оснащены специалисты:
1. политические и социальные - способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно;
2. связанные с жизнью в многокультурном обществе - уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
3. относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией - важны для работы и социальной жизни, так как людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;
4. связанные с возрастанием информатизации общества - владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон. Способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ;
5. способность учиться на протяжении жизни - в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.
В воспитании и обучении наших студентов, мы делаем акцент на то, что специалист XXI века - высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. От того, насколько широко молодежь включена, интегрирована во все сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней, во многом зависят темпы развития всего общества, уровень жизни населения страны. Однако многие выпускники, как молодые специалисты, часто сталкиваются с проблемами на новом малознакомом рабочем месте, и невольно может возникнуть вопрос, чего не хватает сегодняшнему молодому специалисту для успешной работы? Прежде всего, высокого уровня развития и овладения общими (личностными) компетенциями.
Личностная (общая) компетенция – набор психологических качеств, обеспечивающих эффективное поведение человека в определенной деловой ситуации (например, «лидерство», «стрессоустойчивость» и т.п.)
Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т. д
В настоящее время в нашей республике подготовка педагогических кадров имеет 2-х ступенчатую систему: педагогический колледж и вуз.
Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в педагогическом колледже опирается на Государственный стандарт образования РК.Покидая стены колледжа,выпускник должен обладать определенными компетенциями –профессиональными качествами, тем потенциалом, который будет актуализирован в процессе осуществления профессиональной деятельности и свидетельствовать о его компетентности.
Целью современного педагогического образования должно стать содействие развитию универсальных компетенций будущего специалиста.В соответствии с заданной целью выделяют модель универсальных компетенций, охватывающих полифункциональный характер педагогической деятельности: психолого-педагогические и методические, конструктивно-технологические, операционно-педагогические, рефлексивно-педагогические, квалиметрические, креативные, социально-коммуникативные, личностно-индивидуальностные, ценностно-смысловые, ИКТ-компетенции.
Названные компетенции выступают как интегрированные характеристики, системные качественные новообразования, формирующие модель компетентности будущего педагога.
Система подготовки будущих специалистов ДОУ
Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия и с учетом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребёнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Согласно концепции модернизации образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Особое значение приобретает формирование компетентности педагога ДОУ, так как эта компетентность проявляется по отношению к детям. Вред, нанесенный ребенку некомпетентным педагогом в короткий период детства, подчас неустраним в течение всей его дальнейшей жизни.
Руководствуясь этими стратегическими целями, преподаватели дошкольного отделения свою деятельность направляют на подготовку работника системы дошкольного образования, способного успешно работать в своей профессиональной сфере, социально ответственного, мобильного, готового к инновационной деятельности на основе овладения им в процессе обучения и воспитания универсальными и профессиональными компетенциями.
Современные требования к уровню и качеству подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений в рамках формирования профессиональной компетентности предполагают поиск путей оптимизации учебного процесса, а именно – смена акцента с влияния на взаимодействие, повышение роли активных, проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения в противовес информационным и репродуктивным.
Система подготовки будущих специалистов ДОУ представляет собой целостный сложный процесс, показателями результативности которого являются способность выпускников самостоятельно решать сложные профессиональные задачи в постоянно изменяющихся условиях, стремление осваивать новые технологии, принимать нестандартные решения в целях эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива. В процессе учебных занятий по спецдисциплинам и в ходе практики студенты знакомятся со спецификой организационной работы в ДОУ.
Итогом обучения является профессиональная готовность студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (специальность 0101000 - «Дошкольное воспитание и обучение», квалификация – 0101013 «Воспитатель дошкольных организаций»).
Предполагается, что студенты за годы обучения и в ходе практики выступят в роли воспитателя, методиста дошкольного образования. Постоянно усложняясь от курса к курсу, педагогическая практика способствует развитию у каждого студента практических навыков, нестандартной интерпретации учебно-воспитательного процесса, а также художественных, артистических и других способностей, необходимых педагогу. Знакомство с творчески работающими педагогическими коллективами, выполнение различных исследовательских заданий обогащает студентов, способствует их профессиональному становлению.
Выпускник, получивший квалификацию воспитатель дошкольного образования, должен быть готов руководить воспитательной работой, осуществлять планирование, организацию педагогического процесса, анализировать развитие дошкольного образования, организовывать и координировать методическую работу, консультировать родителей по вопросам воспитания, обучения и развития их детей и др.
Использованная литература: