НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Модернизация системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества

10 октября 2019 г.

 МАЛТАБАРОВА АЛИЯ АМАНТАЕВНА, ГКУ "Средняя школа имени Мусабек Сенгирбаева с ДМЦ", Алматинская область Балхашский район село Баканас.

 

Модернизация системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества

Модернизация системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества

 

В «Государственной программе развития образования Республики Казахстан  на 2011-2020 годы», основной целью которого является повышение конкурентоспособности отечественного образования и развитие человеческого капитала, сказано: «негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности». [1].

Об этом свидетельствуют результаты международных сравнительных исследований TIMSS, PISA и PIRLS,  в которых приняли участие казахстанские школьники. [2-3]. Результаты данных исследований показали  недостаточный уровень функциональной грамотности казахстанских школьников, т.е. их умение использовать свои ЗУН в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Указанные проблемы обуславливают необходимость модернизации системы среднего образования в соответствии с современными требованиями  развития казахстанского общества и условиями интеграции  в мировое образовательное пространство.

В связи с этим был принят «Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников», который предусматривает развитие навыков, необходимых в современной жизни: творческое применение знаний, выполнение исследовательских работ, использование ИКТ, применение способов коммуникативного общения, умение работать в группе и индивидуально.   Эти навыки, как результаты на «выходе» из школы, по словам А.Эйнштейна можно считать  тем, «что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе».  

Следовательно, перед учителем в процессе обучения встает цель: развитие у своих подопечных понимания как происходит обучение, осознания необходимости самообучения на протяжении всей жизни, определения собственных возможностей  и способов их оптимального использования. Прийти к данной цели я могу лишь при выполнении следующих основных задач:

  • Внедрение новых подходов  в процесс преподавания и обучения;
  • применение активных форм учебной деятельности;
  • внедрение инновационных форм организации образовательного процесса,
  • усовершенствование своей роли как педагога в процессе обучения и преподавания

На мой взгляд, достижение у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по русскому языку в казахской школе возможно лишь во взаимном общении в  малых группах,  умелой организации диалога и обученности детей регулировать своими действиями.  Поэтому, дальнейщие свои действия направила на выполнение методической проблемы: Повышение эффективности урока и активизация мыслительной деятельности учащихся через внедрение в практику новых подходов в обучении и преподовании в контексте 7-ми модулей Программы ІІ уровня. Поставила перед собою цель: Совершенствование профессионального развития и активизация своей деятельности по улучшению школьной практики в условиях обновления содержания образования. Для достижения ее наметила следующие задачи:  реализовать в практику преподавания  инновационный  потенциал Уровневой Программы и вести мониторинг изменения в становлении учащихся как личности во всех отношениях; активизировать свое участие в информационно-методологической работе сетевого взаимодействия  учителей по реализации идей Программы; оказать методическую помощь коллегам с целью улучшения  их практики преподавания и обучения.      

Эффективность учебного процесса будет зависеть от моих умений: организовать и планировать свою учебную деятельность; реализовать поставленные учебные задачи в ходе учебной деятельности; контролировать как собственную так и учебную деятельность обучающихся; совершенствовать себя в процессе квалификации; максимально использовать индивидуально-психологические особенности учащихся в ходе учебной деятельности.

Прежний опыт показал, что построение действий учеников только на основе указаний учителя, утомляет  их. Поэтому я на своих уроках пытаюсь создать условия,  при  которых бы ученики осознанно, по своей воле, шли на те или иные действия. Ученики, которые не проявляли никакого интереса к предмету и делали все без особой охоты, наблюдая за действиями своих сверстников, сами стали активными участниками учебного процесса. Они, впервые, осознанно изучают  теоретический материал по учебнику, по таблицам на стене научились находить нужную информацию, слушают внимательно  друг друга, задают  конкретные вопросы.

Результаты  своих наблюдений,  анкет и опросников учащихся  анализирую и учитываю при планирования своих дальнейщих  действий. [Приложение 1]. Многое зависит от психологических аспектов. Поэтому, учет 4-х факторов Бандура, влияющие на формирование самоэффективности учащихся, помогли мне лучше понять детей и создать необходимые условия для развития их саморегуляции. На самом деле, поошрение ребят даже за  малейщие их успехи, организация учебной деятельности, при котором бы ученики стремились сравниться с успешными сверстниками, повысили их  самоэффективность.

Наблюдение за процессом взаимодействия в группах  показали, что  в диалоге преимущественно участвуют наиболее подготовленные  ученики, другие слушают, иногда  спрашивают. Данный процесс я отношу к ЗБР,  в ходе которого ребята с низким уровнем ЗУН учатся у более знающих детей; перенимая опыт, стремятся самостоятельно выполнить  аналогичное  задание.  Работа в малой группе и оценивание  ее работы с учетом деятельности каждого, учит ребят ответственности, активизирует их действия в плане само-взаимообучения.  Психологическим обоснованием педагогического процесса в данном случае служит теория «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского.  Он исходил из того, что школьное обучение должно развивать ребенка и поэтому опираться надо не столько на достигнутый им уровень умственного развития, сколько на те интеллектуальные особенности, которые еще отстают, но для возникновения, которых уже имеются предпосылки. Поэтому в развитии ребенка выделяют два уровня – актуальный и зону ближайшего развития. Под актуальным уровнем понимается запас знаний и умений, сформированный у ребенка. Понятие «зона ближайшего развития» определяется как большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве.

По всякому можно назвать совместную работу: сотрудничество, взаимовыручка, ЗБР, но результат налицо: благодаря взаимному общению, в атмосфере сотрудничества  развиваются дети всех уровней (А,В,С).  Конечно, вначале были трудности, которые объяснялись неумением работать в группе, со скованностью в общении. Понадобилось время для адоптации в кругу  с одноклассниками, с которыми раннее не приходилось так тесно общаться. Мне иногда приходилось подсаживаться к некоторым группам и объяснять, каким для плодотворности должна быть совместная работа. Такой подход Жер Брунер назвал «возведением лесов» (скаффолдинг) - постепенно усиливающаяся поддержка, при которой  взрослый субъект оказывает содействие ученику для успешного завершения задания. Не сомневаюсь, что со временем, мое вмешательство не понадобится, поскольку процесс обучения  и его содержательная сущность станут понятными, и дальнейшее обучение будет осуществляться учениками самостоятельно, в результате чего станет возможным процесс саморегуляции.

В курсе уровневой Программы говорится, что ключевой составляющей «обучения обучению» является метапознание - способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и обучается. Если раннее данный процесс не  удавалось осуществить в полной мере, то сейчас, пока дети обучая друг друга работают над выполнением задания, у меня появилась возможность  индивидуально поработать с некоторыми детьми, которые нуждаются в моей поддержке. К примеру,  я каждый раз напоминаю учащимся, как правильно списывать с учебника, с доски, но они все равно продолжали делать по своему. А индивидуальная работа с каждым убедила их, что придерживаться данных требований в их же интересах.

С применением новых подходов в обучении чаще на уроке слышу сокровенный, требующий анализа вопрос "Почему?". Т.е. ребята не просто от своих соклассников узнают, какие слова являются главными членами предложения, но и получают нужные пояснения, в результате которого учатся анализировать. Такая работа в группе мотивирует их и вызывает на диалог. Диалог  на уроке  у меня  был и раньше, но чаще односторонний: от учителя к ученику, изредка - между учениками.  Сейчас же ученики понимают, что  решить определенную проблему на уроке  можно лишь  в  активном общении  между собой.  Такой подход позволил  мне активно включить учащихся в атмосферу сотрудничества, создать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие темы.  Ребята же посредством диалога узнают  степень собственного понимания материала и  корректируют свои знания; получают возможность выдвигать и реализовать свою идею, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию, учатся самооценке и самоконтролю.

В применении групповой работы были и барьеры: в сформированных группах оказывались дети одного уровня (либо только слабые, либо, наоборот, - только сильные). Но и в этом были свои плюсы: мотивируя тем, что человек должен уметь выйти из любой ситуации, оказывала небольшое содействие, придавала им дух, поошряла их за каждый сделанный шаг при выполнении задания. Такой подход вселяет в них уверенность в своих способностях, заставляет пересмотреть свои возможности и убедиться в том, что и им по плечу такие задания, лишь нужно потрудиться. Как показали наблюдения, после данной ситуации ребята стали намного активнее. А  в группе, где оказались  ученики уровня А и В велась оживленная беседа: спорили, убеждали друг друга. Но при опросе многие  дети считают, что лучше работать в  в смешанных (по уровню знаний) группах  (Приложение №3).

Планирование процесса обучения начинаю с составления серии уроков, объединенных общей темой. В него входят цели и задачи каждого урока,   какие из модулей Программы, формы и методы для включения в процесс обучения и оценивания планируется применить на каждом уроке. Предварительно подбираются ресурсы для применения на уроке. Указываются ожидаемые результаты. 

При планировании каждого урока тщательно продумываю все его этапы и пути перехода от одного этапа к другому, подбираю методические приемы, режимы работы, вспомогательный материал. Предполагаю  результат, стараюсь предугадать все ситуации, которые могут возникнуть в ходе обучения на   конкретном уроке. В ходе планирования я осознаю силу своего влияния на процесс обучения. Тщательно  подготовленные задания и разъяснение их ключевых идей,  продумывание того, каким образом ученики должны будут выполнить их  и предоставят  обратную связь, включение моделирования (постеры, кластеры), иллюстрирующие степень их понимания, улучшили качество преподавания.

Для достижения желаемых результатов свои уроки я планирую на основании этапов таксономии Б. Блума, предусматривающая этапы: знания, понимание, применение, анализ,  синтез, оценка. (Приложение №2). Деятельность учащихся на каждом этапе:  знание (помнят, воспроизводят); понимание (интерпретируют, описывают); применение (демонстрируют, экспериментируют); анализ (находят различия в ассоциациях, учатся дискутировать, уважать мнение аппонента); синтез (используют знания из других областей); оценка (определить степень логичности своей работы и работ одноклассников)

На каждом уроке провожу различного рода наблюдения (визуальное, видео-  и фотонаблюдения), анализирую их и ввожу соответствующие изменения и исправления.

На этапе Знание   различными методами (фронтальный опрос, тестовые вопросы, задания на соответствие) определяю первоначальные знания и понимание  учащихся по данной теме.  Далее, для расширения знаний, организовываю изучение в группах коспект-схемы и просмотр видеоурока. Для закрепления полученных теоретических знаний, использую прием «Снежный ком», который помогает детям  осмыссленно пересмотреть свои знания, сделать корректировки и грамотно сформулировать свои ответы.

На этапе «Понимание» применяю  метод диалогического обучения  «Мозайка»: в группе  каждый работает над своим заданием самостоятельно, затем ребята с одинаковыми заданиями,  формируя  экспертные группы,  работают  над общей проблемой совместно. Это помогает учащимся пересмотреть свои знания, способствует лучшему пониманию изученного. (хорошо понятая тема надолго можно запомниться, т.к. понимание и память тесно взаимосвязаны).

Как показала практика, на стадии «Применение», более продуктивен метод  «Вращающиеся станции». Каждая группа на своей станции   выполняет одно из заданий на умение  применения полученных знаний на практике. Свой ответ  оформляют в письменном виде определенным цветом маркера. По истечении времени, группы перемещаются к другой станции, где по оставленным записям знакомятся  с вариантом ответов предыдущей группы и вносят в него свои коррективы (дополняют, исправляют). Перемещение происходит  до тех пор, пока  группы не побывают на каждой станцию.

На  этапе Синтез  ребята изученное в ходе урока  систематизируют и отображают в виде кластера либо постера. Большой путь пришлось проделать, прежде чем дети научились составили постер и делать по нему  сообщение:  повторялись, не могли выразить и донести свои мысли, остсутствовала системность, связанная речь. Организация просмотра видеонаблюдений по их защите, анализ, совместная беседа по систематизации материала и созданию модели постеров не только обучили ребят  определять ключевую идею темы, систематизировать свои знания, делать грамотное сообщение по ним, но и способствовали пересмотру своих знаний по теме. Такого рода задания послужили своеобразным «закрепителем» в осознанном запоминании учащимися теоретического материала. С каждым разом постеры, сделанные учениками,  были более содержательны и желающих защитить становилось больше. И сечас при защите постеров встречаются ошибки в построении речи, но у ребят выработалась какая-то защитная реакция  - они чувствуют свои ошибки и  тут же сами  корректируют их.

В конце урока с целью воспроизведения основных его моментов, определения степени восприятия темы провожу рефлексию по вопросам:

  • Что вы можете сказать о сегоднешнем уроке?
  • Какие этапы вам больше всего понравились?
  • Как вы оцениваете свои знания по данной теме?

Ученики отвечают на них, дают  анализ своим действиям, предлагают план коррекции  своих знаний.

Оценивания учащихся. На каждом этапе провожу самооценивание и взаимоценивание результата работ учащихся.  Н первых уроках оценивание осуществлялось не объективно. Решением данной проблемы была разработка критериев для оценивания. Они помогают учащимся увидеть и проанализировав свои ошибки и объективно оценить друг друга. 

В процессе внедрения в свою практику новых подходов в обучении и преподавании огромную помощь мне оказывают видеоуроки с сайта InfoUrok. Содержание данных видеоуроков  перекликаются с требованиями и идеями программы: в них в доступной форме излагается  материал темы, который сопровождается конкретными, с учетом возростных особенностей,  примерами.  Построение материалов очень удобны в ходе урока: делая паузу, предоставляю возможность самим учащимся подумать над применением полученной информации на конкретных примерах.   Последующий показом организую самопроверку, в результате которого ребята не только могут проверить степень усвоения по данной теме, но и получат основательное пояснение, что способствует коррекции их недопонимания. Это отличный способ саморегуляции своих действий для успешного усвоения материала урока.

Регулярно на сайте помещают в подарок открытые видеоуроки, где предусмотрены познавательные задания с постепенным  повышением их уровня сложности. Ученики их выполняют с большим интересом в составе группы, в паре или индивидуально (выбор организации работы учащихся уже на усмотрение учителя-предметника), не замечая, что осилили сложные задания.

Краткое и доходчивое изложение материала вполне приемлемы в процессе  повторения изученного и в подготовке к ЕНТ.

Хочу привести пример урока в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения, их типы». [Приложение 2].   Данный урок я разработала для проведения урока в другой школе района по просьбе его директора, с целью обмена опытом. Начала урок с мотивации учащихся к пересмотру своих ЗУН по данной теме анализом 3-х разных БСП: выяснением смыслового отношения между частями и проставлением знаков препинания. Обратная связь показала, что они столкнулись с проблемой и готовы к его разрешению. Определив, т.о., тему урока и его задачи, на этапе «Знание» продемонстрировала видеоуроки «Запятая и точка с запятой в БСП» (с продолжительностью 2 мин 40сек) и «Тире в БСП» (5:28),   С учетом того, что класс мне  не знаком и школа находится в глубинке, где абсолютно отсутствует русскоязычное общение, задание на «понимание» я решила составить с использованием примеров из видеуроков. Задание№1 было на определение смыслового отношения между частями сложного бессоюзного предложения.  Последующий анализ хода урока по визуальным, видео и фотонаблюдениям дали понять детям, насколько велика роль внимательности в обучении. Для воспроизведения  материала по недостающему звену по теме «Двоеточие в БСП» предоставила ребятам ресурс в виде конспект-схемы. По нему они смогли  восполнить свои знания  не только по недостающему звену, но и воспроизвести услышанное по видеоурокам.   Такой подход  заинтересовал абсолютно всех детей,  активизировала их действия, логическое мышление, способствовало  развитию их саморегуляции.  На этапе «Применение» ребята в группе работали над Заданием №2  на определение смыслового отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Обратное по сути Задание №3  было запланировано на этапе «Анализ», где ребята работали уже в паре по методу «Мозайка». По условию данного метода, через определенное время пары с одинаковым заданием собираются в экспертные группы, где уже сообща, в диалоге приходят к единому мнению. Урок прошел замечательно, а главное продуктивно. Благодаря видеоурокам, мне понадобился всего один вечер для разработки 2-х уроков (в 6 и 11 классах).

В ходе учебного поцесса создаются условия для развития позитивных отношении к учебе и самим себе: поошряются ученики, стремящихся мыслить критически, их продуктивные  действия, даю возможность высказать свои мысли (при затруднении позволяю сделать это на родном языке), не бываю столь  категоричной при неверном ответе учащихся, а наоборот, наводящими  уточняющими  вопросами пытаюсь их самих привести в истине. После  такого  отношения,  дети стали более смелее, появилась уверенность в себе, меньше  волнуются.   

Применение групповой формы обучения на практическом этапе позволила мне активно включить учащихся в атмосферу сотрудничества, создать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие темы.  Ребята получили  возможность выдвигать и реализовать свою идею, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию, научились самооценке и самоуважению. Как показала практика, в решении многих задач (воспитательных, образовательных, оценочных, саморегулируемых) группа  может сделать больше, чем один человек, т.к.вклад и участие каждого члена повышает производительность труда во всех отношениях и является большим поспорьем в разностороннем развитии индивида.  

Диалоговое обучение – это полные ответы, выражение своих мыслей, развитие новых идей.

Как показали наблюдения,  применение новых подходов дал свои результаты: преуспевающие в знании ребята, но замкнутые, малообщительные приобрели в себе уверенность, стали более открытыми, брали на себя ответственность. А ребята без комплексов, которые раньше без стеснения могли дать ошибочные ответы, стали более сдержанными.  А по характеру необщительные молчаливые девочки приняли позицию активных слушателей и аккуратных исполнителей. Это помогало им достичь хоть небольших, но положительных результатов.  Работали ребята по - началу индивидуально, но потом стали чаще работать в группе, перенимая друг от друга что-то новое, часто помогая друг другу      в различных ситуациях.                    

Что мне дала модернизирование  своей практики с учетом требований современного образования. Я научилась системно анализировать свою работу, видеть причину успехов и неудач, т.о., повышать профессионально свои умения и навыки.

Новый метод помог мне сосредоточить внимание на разработку таких заданий, которые помогут ученикам понять, как они будут учиться. Ученики начали принимать участие в разработке процесса, и стали пользоваться новыми методами, который развивает их знание о самих себе как об участниках образовательного процесса, показывает, как успешно справляться с заданиями самостоятельно. Слушая своих учеников, я теперь понимаю, что они сами могут вносить заметный вклад в процесс своего обучения. Моя задача использовать новые подходы и методы, чтобы показать им смысл обучения. В дальнейшем я планирую использовать современные методы новой программы, которые преобразовались в образовательной системе Казахстана.

Мы, сертифицированные выпускники второго уровня, обладаем знаниями проблем, связанных с индивидуальными потребностями каждого учащегося (в соответствии с их талантом, одаренностью, возростными различиями,  характером и т.д.) и методами их решения; способностями обучать коллег посредством профессиональных размышлений  об исследованиях в области преподавания и обучения. Дальнейщие же наши действия: реализовать на практике полученные знания и умения и т.о. способствовать формированию ЗУН и учащихся и коллег в условиях динамично меняющегося мира.

Заключение

На основании результатов  своей работы, мы можем судить об ее эффективности.

Апробирования данной Программы отвечает современным требованиям к процессу обучения, способствует обеспечению гарантий качественного получения образования, приводят к определенному росту успеваемости класса в целом и каждого ученика в отдельности. У учащихся вырабатываются устойчивые орфографические и пунктуационные навыки. Благодаря многообразным методам и приемам, активизирующих индивидуальную  деятельность каждого в учебном процессе, можно добиться повышения качества ЗУН. Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты действующей модели, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего её совершенствования.

В результате проведения диагностики можно  получит карту, отражающую уровень обученности класса, в целом, групп и отдельно взятых учеников. Она является  точкой отсчета  для дальнейщего планирования обучения, направленного на повышение его уровня.

Мы все хотим, чтобы выпускники школ, люди, от которых зависит экономическое и социальное благополучие нашей страны в ближайшем будущем, умели и стремились использовать школьные знания в новых условиях, чтоб были вооружены одним из главных инструментов – читательской грамотностью (способностью понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни), необходимой для дальнейшего самообразования, саморазвития, самосовершенствования.  

 

Использованная литература

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Астана, 2010 г.
  2. «Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников».
  3. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. 2012.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. – М., 1982.
  5. Хуторской А.В. Методика личностно – ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 200

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину