НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Развития креативности педагога, как необходимое условие совершенствования познавательно - интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста

18 мая 2020 г.

Голяшова Елена Олеговна, воспитатель, КГКП «Ясли - сад № 9 «Айгөлек», Казахстан, ВКО, г. Семей

 

 

Развития креативности педагога, как необходимое условие совершенствования познавательно - интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста

 

Развития креативности педагога, как необходимое условие совершенствования познавательно - интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста

 

В настоящее время в период ломки многих наших жизненных устоев, понятий, жизнь ставит перед воспитателями новые проблемы. И даже опытные воспитатели испытывают большие затруднения в своей работе.

Многие педагоги пересматривают сейчас свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности - стать на позицию ребенка. Но, к сожалению, далеко не всем это удастся. В условиях модернизации образования, инновационной политики необходима профессиональная активизация педагогических кадров с целью повышения эффективности педагогической деятельности, в том числе развитие творческого потенциала работников ДО, позволяющей превращать любую педагогическую ситуацию в ситуацию, развивающую способности, активность и успешность ребенка.

Для успешной реализации работы по совершенствованию познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать свою креативность, являющуюся одним из основных показателей его профессиональной компетентности.

Так что же такое креативность?

 «Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон, 1997 г.).

Это:

- способность создавать что-то новое, необычное, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

- сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей.

- способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления.

Многие подумают, что творчество и креативность- это синонимы. Так ли это?

«Творчество» и «Креативность» - синонимы?

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Креативность - способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность определяется как способность к творчеству!

Почему педагога можно назвать представителем творческой профессии?

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением, и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!  Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам деятельности, удовлетворять потребность в познании.

Можно ли развивать свою креативность? И как?

Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.

В большей или меньшей степени каждый человек обладает задатками, необходимыми для поиска креативных идей. И свой потенциал в этой области мы используем не в полную силу. У каждого есть своя планка, и к ней можно и нужно стремиться. Свою креативность можно и нужно развивать.

Черты творческой личности:

творческой личности не свойственен конформизм. Именно независимость суждений позволяет находить пути, которыми, не осмеливаются идти другие люди из-за страха выглядеть смешно и нелепо;

хотя творческий человек откровенно пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы;

творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными;

творческий ребенок - не догматик, его представления о жизни и обществе, о смысле поступков могут быть неоднозначными;

 он любознателен, постоянно стремится объединить данные из различных областей;

любит играть, у него появляется множество причудливых идей, имеет детскую способность удивляться и восхищаться;

любит мечтать, может удивлять других тем, что внедряет в жизнь «нелепые» идеи, интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.

Условия, мешающие проявлению творчества:

Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.

Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:

 несобранность, лень; незаинтересованность в работе; болезни;

 нестабильное психическое состояние; вредные привычки; работа без режима; неумение организовать свое время; негативные качества характера и мышления.

Исследователи называют также внешние барьеры:

- неудобную среду (например, помещение);

-посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);

- плохой психологический климат в коллективе;

-неадекватная (заниженная) оценка деятельности.

- стереотипы мышления;

- страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;

- слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;

- одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;

- страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.

Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся.

Развитие креативности, как способности к творческой деятельности, играет важную роль в общем развитии человека. Ведущее условие успешности современного образования – творческий характер самой деятельности и её результата.

Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями. Достичь высокого уровня креативного мышления возможно при его развитии с раннего возраста, при этом огромная роль возлагается на воспитателя, способствующего формированию творческого потенциала личности. В системе образования до сих пор преобладает мнение, что для повышения эффективности обучения и воспитания главными являются профессиональное мастерство, правильное построение технологий. Несомненно, это необходимое условие, но не следует забывать о том, что все усилия педагога достигнут цели только тогда, когда воспитанники примут его как личность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью.

Креативность самого педагога помогает адекватно воспринять ребенка, найти к каждому индивидуальный подход, поддержать развитие творческого потенциала дошкольника. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.

Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения.

Тем не менее, как показывает опыт, далеко не все педагоги достаточно полно реализуют творческий потенциал своей профессии; воспитательно-образовательная работа зачастую превращается в воспроизведение заученных методов и приемов без учета индивидуальных способностей ребенка, и совершаются ошибки, которые иногда приходится корректировать всю жизнь.

Что бы этого избежать, воспитатель должен повышать профессиональную компетентность в вопросах развития креативности.

• Развивать креативное начало в дошкольниках, а именно:

- создать в группах уголки творчества, для реализации индивидуальности каждого ребенка;

• привести в систему научно-методическую базу развития креативности детей (дидактические материалы, методические пособия, игры и т. д.);

• внедрить различные формы сотрудничества с учреждениями науки, культуры и искусства по развитию креативных способностей детей.

• выстроить необходимую связь взаимодействия детского сада и семьи в развитии креативного потенциала дошкольников.

Большой популярностью у младших дошкольников пользуются занятия, развлечения, народные праздники. Дети приобретают не только новые знания о жизни и быте людей, усваивают основные понятия: добро и зло, честь и бесчестие, прекрасное и безобразное, но и учатся формировать собственное отношение к ним.

Рисование - самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый этап выражения своего отношения к окружающему миру.

Дети учатся понимать красоту, выразительные средства. Использование разнообразных приемов и техник в изобразительной деятельности, предоставление ребенку прав выбора сюжета, композиции, материалов и средств, обеспечивают ему возможность самовыражения, развития познавательных и художественных способностей, пространственной ориентации, овладения средствами выражения собственных замыслов, впечатлений, переживаний, формирования художественного вкуса.

Чтобы достичь наилучшего результата, нужно построить свою работу в единой системе взаимодействия: дети-родители-сотрудники, что обеспечит, одной стороны, единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей, а с другой стороны, помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Сегодня перед многими педагогами встает вопрос, а надо ли повышать свой профессиональный уровень, стать креативным педагогом. Должен ли современный педагог обладать данным признаком.

По моему, это бесспорно, педагог должен быть креативным, но для чего?

чтобы быть современным;

чтобы быть увлекательным;

чтобы быть интересным;

чтобы быть успешным.

Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности дошкольников в ДО:

- создание пространственной разносторонней среды;

- индивидуально-дифференцированный подход к детям;

- взаимодействие с родителями;

- правильно организованная система планирования.

Непрерывность повышения квалификации педагогов;

Креативность педагогов, умение адаптировать, изменять имеющийся материал.

И в заключение хотелось бы сказать, что социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину