Фендрикова Надежда Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы, КГУ "Гимназия № 60", Республика Казахстан, город Алматы
В настоящее время современный учитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы. Современный учитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий.
Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать включенность учащихся в образовательный процесс.
Современный учитель в своей деятельности применяет не только известные формы работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации.
В настоящее время учителя успешно используют следующие технологии:
Борис Пастернак говорил: «О детство! Ковш душевной глуби!» Я считаю: чем наполняется этот ковш, таким и вырастит этот человек. Учитель должен знать различные методики и постоянно находиться в поиске, проявлять творчество.
Я твердо уверенна,что от меня во многом завист каким станет маленький человечек, что принесет в этот мир, чем его наполнит.
В своем выступлении я постараюсь осветить несколько новых подходов в обучении и преподавании в условиях обновленного содержания образования, которые наиболее активно использую в ходе своей работы:
Технология КТД (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”) – участие в субботниках
Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
Сегодня воспитательная работа в школе частично строится по принципу КТД. Мои девятиклассники очень любят совместно проводить время вне школы. В теплые дни мы ходим на прогулки в парк . Любим ходить в кино. Посещать музеи нашего города, устраиваем выезд в разные интересные места.
Технология проектного метода.
Каждый учащийся школы имеет возможность заниматься исследовательской деятельностью. Так в моем классе прошли несколько классных часов с применением метода проектов. Учащиеся защищали проекты на такие темы как – Традиции, которыми гордится моя республика и Моя семья - мое богатство.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Мои ученики отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда становятся лучшими друзьями.
Технология индивидуального воспитания
Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:
Кл.руководитель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);
Технология сотрудничества
Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. В сентябре месяце учащиеся класса были поделены на команды при подготовке к классным часам. Они сами выбирали темы мероприятия из предложенных мной вариантов и работают в команде . С подсказками и направлениями ребята готовили презентации, разрабатывали сценарий классных часов . Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех …и успех и работу команды.
Технология игрового обучения
Включает различные педагогические игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровые технологии используются при проведении классных часов и при проведении семейных праздников.(«Папа, мама, я- дружная семья») , Новогодние представления и праздники к 8 Марта , 7 мая)
Тренинговые технологии воспитания
Проводятся
Используются
Статично-динамичные формы воспитательной работы , которые делятся на несколько типов
(тип -представление) (тип «созидание-гуляние») (тип «путешествие»)
Мечта любого классного руководителя- создать единый, дружный коллектив.
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие- коллектив класса.
Технология коллективного воспитания учащихся
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор манипулирует товарищами .
В этом случае я специально выстраиваю технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаю участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даю “пострадавшей стороне” понять, что я понимаю его ситуацию;
3. вывожу поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждаю с детьми пути решения произошедшего.
Технология принятия общих решении в классе.
У нас существует «Книга больших идей» - в ней мы отображаем всю жизнь нашего класса. Одновременно она является и классной конституцией, сводом правил и норм поведения, принятых в данном классе)
Быть учителем, кл.руководителем для меня - значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией. Каждый день общаясь с детьми, находить в этом радость и удовлетворение. Сопереживать их успехам и неудачам, учитывая то, что каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив.
Я строю свои отношения с учениками на взаимопонимании, получая доступ в его внутренний мир.
Таким образом, цель моей педагогической деятельности разглядеть в каждом моем ученике личность, развивать то ценное,что заложено природой. Формируя ребенка- мы формируем будущее страны.
В своих детях я стараюсь воспитывать в первую очередь чувство доброты и человечности, чувствовать тончайшие переживания другого человека, доставлять счастье, радость родным и близким.
А каким он вырастит –добрым? отзывчивым? Это во многом зависит от нас.
Какие бы технологии мы не использовали в своей педагогической деятельности, если мы не будем прислушиваться к тому, что говорят наши ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет.
Я считаю своим долгом передать своим ученикам, заложить в них те положительные качества, которыми обладаю сама. А эти качества, на мой взгляд, развиваются через любовь.
Я люблю свой класс, каждого из ребят, такими, какие они есть: нежные и грубые, грустные и веселые, порой задумчивые, а самое главное, с открытой душой, которая , как губка, впитывает в себя то, что мы в них закладываем!