НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
18 июня 2019 г.

Кудряшова Евгения Николаевна, учитель русского языка и литературы,  КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей №20»,Казахстан,  г. Актобе

«Основные аспекты педагогики сотрудничества в условиях обновленного содержания образования»

«Основные аспекты педагогики сотрудничества в условиях обновленного содержания образования»

Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть. А сегодня эта технология является одной из ведущих в обновлённом содержании образования.

          Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик», далее: «ученик-ученик». В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

         Целевые ориентации:

-  переход от педагогики требований к педагогике отношений.

-   гуманно-личностный подход к ребенку.

-   единство обучения и воспитания.

         Классификационные характеристики:

по уровню применения - общепедагогическая технология;

по философской основе - гуманистическая;

по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;

по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;

по ориентации на личностные структуры – всесторонне-гармоничная;

по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

по типу управления: система малых групп;

по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;

по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

по категории обучаемых - массовая.

         Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи: обучение в коллективе, взаимооценку, обучение в малых группах.     

Принципы формирования и работы групп

Учащихся работают в группах (4-6 учеников). При этом в каждой группе должен быть «сильный», «средний» и «слабый» ученики. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять. Способы формирования групп могут быть самыми разнообразными: по типу работы, по теме работы, по уровню сложности задания, по желанию, случайным образом, по определённому признаку, по выбору лидера или «не лидера».  Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Роли могут распределяться как учителем, так и учениками внутри группы. Роли могут быть самыми разнообразными: организатора, аудитора, репортёра, генератора идей, координатора времени, режиссера, консультанта, контролера и др.  Учитель сам выбирает члена группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и «слабый» ученик. Способность «слабого» учащегося обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута. Ибо цель любого задания – не формальное его выполнение (правильно/неправильно), а усвоение материала каждым участником группы. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся и совместная работа.

         Цели и задачи:

-овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития.

-обучение вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.

- доброжелательное отношение друг к другу,

-воспитание заинтересованности в успехах других становятся качествами их личности, помочь другу вместе решить проблемы, разделить радость успеха или горечь неудач – естественно.

         Основные варианты организации обучения в сотрудничестве

Обучение в команде. Этот вариант уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами команды при работе над изучаемым вопросом. Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

 «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Возможна работа в парах. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

Исследовательская работа учащихся в группах. Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельной деятельности учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою лепту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

         Преимущества использования технологии сотрудничества

Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Представляем фрагмент урока по данной технологии в 5 классе по русскому языку. Тема урока «Вежливые слова» (по программе обновлённого содержания образования, 2019г.) Учитель: «В обиходе вежливого, воспитанного человека есть слова, которые называются «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.» Игра «Волшебные слова»

1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

3. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

4. Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

5. Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

6. И во Франции, и в Дании

На прощание говорят (до свидания).

Учитель: И в казахском языке есть такие же «Волшебные слова».   Живя в Казахстане, мы должны хорошо знать такие слова, ведь это помогает нам общаться друг с другом.

 З). Работа в микрогруппах. Дети рассаживаются по группам только на данном этапе работы. Принцип формирования группы: мальчики, девочки, учащиеся с разным уровнем мотивации (4-5 человек).  Задание: составить мини-диалоги с каждой группой слов. «Слова извинения», «Слова благодарения», «Слова -просьбы», «Слова -приветствия». Темы: «Школа», «Аптека», «Магазин», «В семье» и другие.  Заполнить таблицу (всем группам раздаётся раздаточный материал). Соединить русский вариант вежливого обращения с казахским, (перевести на казахский язык, записать перевод в таблицу). Сделать вывод: какую роль играют эти слова в жизни человека?

 Принцип работы в группе

1. Распределение ролей: переводчики, грамотеи, фантазёры и др.

2.Вместе планируют свою работу, делят между собой.

2. Каждый выполняет свою часть самостоятельно

4. Затем микрогруппа объединяет результаты работы всех, обрабатывает их  и докладывает  о проделанной работе  (кто что  делал, какую роль выполнял в группе) и полученных результатах всему классу.

Карточка  и тетради сдаются учителю,   работа проверяется учителем, комментируется на следующем уроке.

Время работы- 25 минут.

         Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для учащихся (ставит учебную задачу), а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых учащиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения - соучеником (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем). Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта.

         Развитие умений самообразования является главным условием для сотрудничества педагога и учащихся и важнейшей задачей обновлённого школьного образования. Уже в первом классе ученики должны научиться анализировать результаты своей деятельности по плану урока. Во втором классе дети учатся оценивать результаты своей деятельности на основе критериев, предложенных учителем. В третьем классе детям необходимо овладеть умением  планировать вопросы темы, которые следует изучить на уроке. В четвертом классе ученики должны научиться выполнять самостоятельные работы по предметам, анализировать и оценивать их результаты. В процессе обучения в пятом классе ученики должны научиться самостоятельно выполнять задания на отдельных этапах уроков, совместно планировать вопросы тем, анализировать и оценивать результаты деятельности на отдельных уроках по темам. В шестых-седьмых классах дети учатся самостоятельно планировать вопросы тем, выполнять задания, анализировать и оценивать результаты деятельности на отдельных уроках по темам. В процессе обучения в восьмых-девятых классах ученики должны научиться самостоятельно планировать вопросы тем, выполнять задания, анализировать и оценивать результаты деятельности на уроках по каждой теме. В средней школе (10-11 классы) учащиеся должны работать на уроках преимущественно самостоятельно. Все вышеперечисленные навыки даёт возможность реализовать педагогика сотрудничества.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину