НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
21 июня 2019 г.

Тайменова Индира Саматовна, учитель физики и информатики, средняя школа-лицей №20, г.Актобе

Педагогические технологии как средство развития национальной культуры и образования

Педагогические технологии как средство развития национальной культуры и образования

https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vRAq_2uBGvdd-jdoPabavRaqSJqSK_lq7LZPo_9AObYG99I1h8IRDKdhT65cagNSPZo3FCGJX10VhDs/pub

 

Одна из важнейших задач преподавателей на сегодняшний день — воспи­тать творчес­кую личность, умеющую нахо­дить решение в нестандартной ситуации, мыслить творчески и претворять идеи в жизнь. Все эти на­выки можно сформировать с помощью интерактивных методов и различных форм работ.

Данные методы обучения развивают у учащихся уме­ние слушать и слышать других, высказывать свое мне­ние, убеждать и открыто демонстрировать свои взгляды.

Интерактивное обучение формирует познавательную активность, желание изучать не только тот материал, который включен в учебник, но выйти за его пределы, исследовать и найти решение.

Интерактивное обучение (от английского interact -находиться во взаимодействии, действовать друг на дру­га), то есть обучение через соучастие , взаимодействие в составе меняющихся групп.

Основным формам интерактивного обучения отно­сят: диалог, групповую работу, учебную дискуссию.

Предметом анализа при диалоге выступают реаль­ные проблемы, допускающие согласие-несогласие и несовпадение мнений. Диалог подразумевает убедитель­ное, а не авторитарное слово. Предполагается наличие реплик, вопросов, использование фактов, побуждающих к поиску истины.

Преимущество групповой работы состоит в том, что учащийся учится высказывать и отстаивать свою точку зрения. В результате развивается критическое мышле­ние и поисковая активность учащихся.

Главная черта учебной дискуссии - это целенаправ­ленный и упорядоченный обмен идеями, мнениями в группе, где каждый участник способствует тому, чтобы этот обмен состоялся.

Существуют различные интерактивные приемы, ко­торые обеспечивают хороший результат и являются эф­фективным способом активизации и совершенствова­ния читательских навыков.

Одним из наиболее применяемых методов в моей практике является работа с печатным материалом в ма­лых группах. Главная отличительная особенность каче­ственного обучения - это акцент активности учащегося. Для активного участия учащихся в малых группах необ­ходимо способствовать созданию духа сотрудничества.

В процессе обучения происходит взаимодействие учащегося с преподавателем, другими учащимися (ра­бота в паре), малой группой. Работая в малых группах, учащиеся получают больше возможности активно уча­ствовать на уроке, играть ведущие роли (вести дискус­сию или выступать перед целой группой в качестве спи­кера, сообщающего групповое решение), учиться друг у друга, ценить различные точки зрения.

Для работы в малых группах учащиеся должны об­ладать следующими качествами: умение достигать по­ставленной цели, работать в команде, формулировать и излагать мысли, вносить нововведения и предлагать позитивные предложения, анализировать ситуации с точки зрения практичности, умение оказать моральную поддержку команде, соблюдать нормы поведения, про­являть пунктуальность. Я стремлюсь научить их этому.

Эффективным методом работы в малых группах яв­ляется работа с печатными материалами. Печатные ма­териалы способствуют развитию исследовательской работы учащихся, закрепляют полученные знания и не­обходимую информацию. Учащиеся группы делятся на малые группы по 4-6 человек. Малые группы получают одинаковые или различные задания. Для выполнения данных задач учащиеся используют литературу: книги, газеты, журналы, бюллетени, фото.

Каждая малая группа получив задание, находит в соответствующей литературе нужный материал, готовит плакат, составляет текст-комментарий выбирает спике­ра (или несколько спикеров), который докладывает об итогах работы. Между собой, в порядке очередности, малые группы задают вопросы и оценивают работу.

Например: по теме «организм и среда» учащимся предлагаются следующие вопросы:

1. Отравление угарным газом.

2. Охрана гидросферы.

3. Охрана атмосферы.

4. Вредное взаимодействие нит­ратов на организм человека.

5. Влияние природного ра­диоактивного фона на здоровье человека.

Для выполнения первого задания учащимся необхо­димо хорошо понять, что отравление угарным газом (окисью углерода) возможно во время возгорания неко­торых веществ в замкнутых пространствах; при задым­лении помещений, отапливаемых печью с нарушенной дымоходной тягой; при работе неисправного двигателя в плохо вентилируемом гараже и т.д. Вдыхание угарно­го газа способствует образованию в крови карбоксигемоглобина - стойкого соединения окиси углерода с ге­моглобином, которое неспособно доставлять, кислород газом обязательна экстренная госпитализация постра­давшего в токсикологическое или реанимационное от­деление. После выписки из стационара больные в тече­ние определенного времени нуждаются в наблюдении терапевта и невропатолога.

Подобные задания могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в изученном материале.

Малая группа должна действовать согласно заданию и регламенту. Никто в группе не должен отстраняться от работы и быть отторгнутым. Оценка группы зависит от работы каждого учащегося.

Подведя итоги, преподаватель должен отнестись с уважением к мнению каждою ученика.

Интерактивная деятельность на уроках предполага­ет организацию и развитие диалогового общения, кото­рое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к со­вместному решению общих, но значимых для каждого участника задач, которые воспринимаются как группо­вые, требующие кооперации при решении. Существует взаимная зависимость при выполнении работы, требующая распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности.

Совместная деятельность преподавателя и учащих­ся становится способом реализации педагогического взаимодействия.

Одним из возможных путей реализации задачи по­вышения образования учащихся является применение технологии, основанной на уровневой дифференциации, использовании новых технологии обучения.

Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание учителя как к группам учащихся одного уровня знаний по предмету, сходных по иным критериям, так и к каждому ученику, его твор­ческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным програм­мам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Одним из вариантов дифференцированного обучения является уровневое обучение, его следует рассматривать как раскрытие индивидуальности ученика и выбор для него наиболее благоприятных условий развития через предлагаемые дифференцируемые формы. Реализация системы уровневого обучения направлена на повышение эффективности образовательного процесса.

При обучении предметов я применяю педагогичес­кую технологию обучения, основанную на принципах уровневой дифференциации, которая была создана док­тором педагогических наук профессором Ж.А. Караевым.

Данная технология позволяет четко планировать, контролировать и отслеживать процесс развития уча­щихся, присутствующий на каждом уроке.

Акцент целей в организации дифференцированного подхода в обучении: обучать на наивысшем уровне по­знавательных возможностей всех учащихся; обучать не только знаниям, умениям и навыкам, но и способам ум­ственной деятельности, методам приобретения знаний; развитие интеллектуальной, эмоционально-ценностной, волевой сфер ученика; обеспечить каждому ученику ус­ловия для максимального развития его способностей.

Новая педагогическая технология, основанная на уровневой дифференциации, предполагает личностно-ориентированную модель обучения, организацию пре­имущественно индивидуальной формы, сочетающейся с фронтальной и групповой формами учебных занятии.

Эти формы являются одним из условий активизации учения учащихся.

Процесс обучения необходимо ориентировать на со­здание условий для самореализации способностей всех учащихся и тем самым обеспечивать успешное условие.

Необходимо так построить процесс обучения, что­бы все учащиеся могли максимально развить свои спо­собности и успешно усвоить инвариантное содержание образования.

Данная технология, основанная на уровневой диф­ференциации, позволяет качественно проверить знания учащихся. Таким образом, современная технология ори­ентированна не на контроль знания, а на формирование коммуникативной компетенции.

При уровневой дифференциации усвоения для орга­низации процесса обучения разрабатываю уровневые за­дания.

К заданиям первого уровня относятся задания, по­добные тем, которые решались на первых уроках. Эти задания направлены на усвоение изученного в процес­се применения изученных правил и определений .

К заданиям второго уровня относятся задания на сис­тематизацию и упорядочение изученного материала.

К заданиям третьего уровня относятся задания по­знавательно-поискового типа, в процессе выполнения которых учащиеся вместе с совершенствованием и уг­лублением ранее усвоенных знаний, приобретают ещё и новые знания. При решении таких заданий учащиеся сталкиваются с новыми задачами, возникает проблем­ная ситуация, требующая поисков путей овладения но­выми методами и приемами решения проблем.

Задания четвертого уровня составляю таким обра­зом, чтобы учащиеся, опираясь на свои знания, созда­вали нечто новое, выражающие их индивидуальные спо­собности.

Каждый из учащихся обязательно выполняют зада­ния 1-го уровня и по своим способностям выполняют задания высших уровней. При этом, появляется инте­рес учащихся для решения других задач. Решение зада­ний высших уровней становится целью каждого учени­ка.

При обучении по данной технологии, прежде всего, необходимо формировать у обучающихся профессио­нальную самостоятельность, развивать интерес к своей профессии, к процессу обучения, тем более, что эта тех­нология наиболее благоприятна для достижения целей.

 

Список литературы

  1. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие.- М.: Гардарики, 2002, 2003.
  2. Педагогика: учеб. пособие для вузов // В.И. Сластенин, В.А. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]- 4-е издание. – М.: Школьная Пресса, 2004. 
  3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн.: Кн.1.- М.: Владос, 2001,2003, 2004. 
  4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ.пед.вузов.- М.: Академия, 2002, 2003.
  5. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие.- СПб.: Питер, 2003. 
  6. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов.- СПб.: Питер, 2003, 2004. 
  7.  Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др.- М.: Академия, 2005. 
  8.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е.С. Полат.- М.: Академия, 2001, 2002. 
  9.  Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. 

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину