Тайменова Индира Саматовна, учитель физики и информатики, средняя школа-лицей №20, г.Актобе
Педагогические технологии как средство развития национальной культуры и образования
Одна из важнейших задач преподавателей на сегодняшний день — воспитать творческую личность, умеющую находить решение в нестандартной ситуации, мыслить творчески и претворять идеи в жизнь. Все эти навыки можно сформировать с помощью интерактивных методов и различных форм работ.
Данные методы обучения развивают у учащихся умение слушать и слышать других, высказывать свое мнение, убеждать и открыто демонстрировать свои взгляды.
Интерактивное обучение формирует познавательную активность, желание изучать не только тот материал, который включен в учебник, но выйти за его пределы, исследовать и найти решение.
Интерактивное обучение (от английского interact -находиться во взаимодействии, действовать друг на друга), то есть обучение через соучастие , взаимодействие в составе меняющихся групп.
Основным формам интерактивного обучения относят: диалог, групповую работу, учебную дискуссию.
Предметом анализа при диалоге выступают реальные проблемы, допускающие согласие-несогласие и несовпадение мнений. Диалог подразумевает убедительное, а не авторитарное слово. Предполагается наличие реплик, вопросов, использование фактов, побуждающих к поиску истины.
Преимущество групповой работы состоит в том, что учащийся учится высказывать и отстаивать свою точку зрения. В результате развивается критическое мышление и поисковая активность учащихся.
Главная черта учебной дискуссии - это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, мнениями в группе, где каждый участник способствует тому, чтобы этот обмен состоялся.
Существуют различные интерактивные приемы, которые обеспечивают хороший результат и являются эффективным способом активизации и совершенствования читательских навыков.
Одним из наиболее применяемых методов в моей практике является работа с печатным материалом в малых группах. Главная отличительная особенность качественного обучения - это акцент активности учащегося. Для активного участия учащихся в малых группах необходимо способствовать созданию духа сотрудничества.
В процессе обучения происходит взаимодействие учащегося с преподавателем, другими учащимися (работа в паре), малой группой. Работая в малых группах, учащиеся получают больше возможности активно участвовать на уроке, играть ведущие роли (вести дискуссию или выступать перед целой группой в качестве спикера, сообщающего групповое решение), учиться друг у друга, ценить различные точки зрения.
Для работы в малых группах учащиеся должны обладать следующими качествами: умение достигать поставленной цели, работать в команде, формулировать и излагать мысли, вносить нововведения и предлагать позитивные предложения, анализировать ситуации с точки зрения практичности, умение оказать моральную поддержку команде, соблюдать нормы поведения, проявлять пунктуальность. Я стремлюсь научить их этому.
Эффективным методом работы в малых группах является работа с печатными материалами. Печатные материалы способствуют развитию исследовательской работы учащихся, закрепляют полученные знания и необходимую информацию. Учащиеся группы делятся на малые группы по 4-6 человек. Малые группы получают одинаковые или различные задания. Для выполнения данных задач учащиеся используют литературу: книги, газеты, журналы, бюллетени, фото.
Каждая малая группа получив задание, находит в соответствующей литературе нужный материал, готовит плакат, составляет текст-комментарий выбирает спикера (или несколько спикеров), который докладывает об итогах работы. Между собой, в порядке очередности, малые группы задают вопросы и оценивают работу.
Например: по теме «организм и среда» учащимся предлагаются следующие вопросы:
1. Отравление угарным газом.
2. Охрана гидросферы.
3. Охрана атмосферы.
4. Вредное взаимодействие нитратов на организм человека.
5. Влияние природного радиоактивного фона на здоровье человека.
Для выполнения первого задания учащимся необходимо хорошо понять, что отравление угарным газом (окисью углерода) возможно во время возгорания некоторых веществ в замкнутых пространствах; при задымлении помещений, отапливаемых печью с нарушенной дымоходной тягой; при работе неисправного двигателя в плохо вентилируемом гараже и т.д. Вдыхание угарного газа способствует образованию в крови карбоксигемоглобина - стойкого соединения окиси углерода с гемоглобином, которое неспособно доставлять, кислород газом обязательна экстренная госпитализация пострадавшего в токсикологическое или реанимационное отделение. После выписки из стационара больные в течение определенного времени нуждаются в наблюдении терапевта и невропатолога.
Подобные задания могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в изученном материале.
Малая группа должна действовать согласно заданию и регламенту. Никто в группе не должен отстраняться от работы и быть отторгнутым. Оценка группы зависит от работы каждого учащегося.
Подведя итоги, преподаватель должен отнестись с уважением к мнению каждою ученика.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач, которые воспринимаются как групповые, требующие кооперации при решении. Существует взаимная зависимость при выполнении работы, требующая распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности.
Совместная деятельность преподавателя и учащихся становится способом реализации педагогического взаимодействия.
Одним из возможных путей реализации задачи повышения образования учащихся является применение технологии, основанной на уровневой дифференциации, использовании новых технологии обучения.
Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание учителя как к группам учащихся одного уровня знаний по предмету, сходных по иным критериям, так и к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Одним из вариантов дифференцированного обучения является уровневое обучение, его следует рассматривать как раскрытие индивидуальности ученика и выбор для него наиболее благоприятных условий развития через предлагаемые дифференцируемые формы. Реализация системы уровневого обучения направлена на повышение эффективности образовательного процесса.
При обучении предметов я применяю педагогическую технологию обучения, основанную на принципах уровневой дифференциации, которая была создана доктором педагогических наук профессором Ж.А. Караевым.
Данная технология позволяет четко планировать, контролировать и отслеживать процесс развития учащихся, присутствующий на каждом уроке.
Акцент целей в организации дифференцированного подхода в обучении: обучать на наивысшем уровне познавательных возможностей всех учащихся; обучать не только знаниям, умениям и навыкам, но и способам умственной деятельности, методам приобретения знаний; развитие интеллектуальной, эмоционально-ценностной, волевой сфер ученика; обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей.
Новая педагогическая технология, основанная на уровневой дифференциации, предполагает личностно-ориентированную модель обучения, организацию преимущественно индивидуальной формы, сочетающейся с фронтальной и групповой формами учебных занятии.
Эти формы являются одним из условий активизации учения учащихся.
Процесс обучения необходимо ориентировать на создание условий для самореализации способностей всех учащихся и тем самым обеспечивать успешное условие.
Необходимо так построить процесс обучения, чтобы все учащиеся могли максимально развить свои способности и успешно усвоить инвариантное содержание образования.
Данная технология, основанная на уровневой дифференциации, позволяет качественно проверить знания учащихся. Таким образом, современная технология ориентированна не на контроль знания, а на формирование коммуникативной компетенции.
При уровневой дифференциации усвоения для организации процесса обучения разрабатываю уровневые задания.
К заданиям первого уровня относятся задания, подобные тем, которые решались на первых уроках. Эти задания направлены на усвоение изученного в процессе применения изученных правил и определений .
К заданиям второго уровня относятся задания на систематизацию и упорядочение изученного материала.
К заданиям третьего уровня относятся задания познавательно-поискового типа, в процессе выполнения которых учащиеся вместе с совершенствованием и углублением ранее усвоенных знаний, приобретают ещё и новые знания. При решении таких заданий учащиеся сталкиваются с новыми задачами, возникает проблемная ситуация, требующая поисков путей овладения новыми методами и приемами решения проблем.
Задания четвертого уровня составляю таким образом, чтобы учащиеся, опираясь на свои знания, создавали нечто новое, выражающие их индивидуальные способности.
Каждый из учащихся обязательно выполняют задания 1-го уровня и по своим способностям выполняют задания высших уровней. При этом, появляется интерес учащихся для решения других задач. Решение заданий высших уровней становится целью каждого ученика.
При обучении по данной технологии, прежде всего, необходимо формировать у обучающихся профессиональную самостоятельность, развивать интерес к своей профессии, к процессу обучения, тем более, что эта технология наиболее благоприятна для достижения целей.
Список литературы