НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
8 октября 2019 г.

Малтабарова Алия Амантаевна, учитель русского языка и литературы,  ГКУ "Средняя школа имени Мусабек Сенгирбаева с ДМЦ", Балхашский район, село Баканас

Развитие грамматических навыков на уроках по предмету «Русский язык и литература» в казахской школе

Развитие грамматических навыков на уроках по предмету «Русский язык и литература» в казахской школе

Для изучения языка гораздо важнее

свободная любознательность,

чем грозная необходимость»

                       Святой Августин

 

Предмет «Русский язык и литература» в казахской школе определяет статус русского языка как языка межнационального общения в Республике Казахстан и способствует развитию коммуникативных навыков в устной и письменной речи, необходимых для общения в социально-бытовой, социально-культурной, научно-технической, учебно-профессиональной сферах жизни.

Обучение учащихся невозможно без проявления их интереса к учебе, без их потребности к знаниям.  До обновленной программы по русскому языку в наших школах признавалась цель - овладение грамматическим строем языка, получение орфографических, грамматических и лексических знаний и дальнейшее их использование в речевой практике. Чтобы реализовать эту цель, изучали в отдельности каждую часть речи, ее признаки, правила правописания. Но на практике ученики продолжали допускать ошибки как в устной так и в письменной речи.

Грамматика русского языка является необходимой базой при обучении языку и осознается только при рефлексии (когда возникает вопрос: как правильно сказать или написать?). Однако знания грамматики, т.е. знания правил и форм изучаемого языка, недостаточно для осуществления коммуникации.  Как показала моя практика, эффективнее идти от обратного: на примере ряда слов определить их правописание. Например, обратить внимание на звучание твердых и мягких согласных в словах, где они смешаны и объяснить, что ошибки для них это нормально, т.к. в казахском языке имеет место закон сингармонизма (в словах все слоги либо мягкие, либо твердые). Ученики при таком раскладе не так болезненно относятся к своим ошибкам при произношении слов, а наоборот стараются аккуратно выговорить смешанные слоги в слове. Там же встает вопрос, почему жи-ши нужно читать по иному?  Прошу написать несколько слов на жи-ши и самим подумать, в чем причина.  Поверьте, такой подход мотивирует  учащихся, вдохновляет их на поиски, учит анализировать, делать умозаключения, относиться ко всему  критически,  задаваясь вопросом: почему пишется одно, а читается иначе.

При изучении русского языка в классах с казахским языком обучения на первое место выдвигается развитие четырех видов речевой деятельности учащихся: слушание, говорение, чтение и письмо. Основой для развития данных навыков в учебниках по новой программе являются тексты разных стилей и жанров, на основе которых учащиеся будут строить устные высказывания. После текстовые задания обучают учеников функциональным навыкам.  И грамматика вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи.

В данной статье я хочу остановиться на способах организации чтения на уроках русского языка. 

При организации чтения на уроках русского языка необходимо учесть три момента:  

  1. Чтобы работа с текстом стала продуктивной, необходимо тщательно выстраивать алгоритм урока, продумать каждый ход до мелочей.
  2. Учесть возрастные особенности учащихся.
  3. Помнить о дифференцированном подходе.

Наиболее универсальный алгоритм работы над текстом:

1. Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части.

2. Прочитайте первую часть, выделите в ней главное, найдите ключевые слова;

3. Озаглавьте эту часть одним словом или словосочетанием;

4. Поработайте над другими частями текста.

      В процессе чтения текста происходит смысловая обработка информации: выделение структурных частей, обобщение, критическое осмысление и оценка.

Выделяют три этапа чтения: предтекстовый,  текстовый и послетекстовый.

Предтекстовый этап подразумевает снятие языковых трудностей (лексических, грамматических, синтаксических):

  • ознакомление с лексическими единицами, которые могут вызвать затруднение;
  • прогнозирование содержания текста, определение тематики текста на основе языковой догадки;

Задания для предтекстового этапа:

  • определить по заголовку и на основе имеющихся иллюстраций предположения о тематике текста (перечень поднимаемых в нем проблем);
  • ознакомиться с новой лексикой. Объясните правописание слова …. Объясните лексическое значение слов ….Найдите в тексте предложения, объясняющие, что такое ….. Составьте с ними простые предложения. 
  • прогнозировать содержание текста: просмотреть 1- абзац и определить, о чем этот текст;
  •  чтение вопросов по тексту и определение его тематики.

Текстовый этап подразумевает: чтение всего текста и отдельных абзацев, которое направлено на более глубокое понимание содержания текста и его восприятия, прогнозирование смыслового содержания текста.

Задания для текстового этапа:

  • чтение текста и выделение в нем ключевых предложений и слов;
  • выделение основных частей текста;
  • контроль понимания текста: определение верных и неверных утверждений, ответы на вопросы;
  • сокращение или перифраз текста: замена предложений синонимичными оборотами.

 

Послетекстовый этап нужен для совершенствования навыков монологической и диалогической речи.

Этап включает следующие задания:

  • определить познавательную ценность прочитанного: комментарий к определенным частям текста. Аргументировать свою точку зрения.
  • Выделить высказывание, наиболее точно передающую основную мысль текста, обосновать ответ.
  • Составить план текста, выделяя его основные мысли;
  •  изложить текст с изменением лица;
  • сформулировать вопросы, отражающие отношение к тексту;
  • придумать новый конец текста.

 

В заключении хотела бы отметить, что естественное включение учащихся в процесс активного пользования языком влечет за собой  ряд проблем, таких, как овладение практической грамотностью устной и письменной речи, способы коррекции ошибок. Мотивируя учащихся казахской школы на грамотное усвоение русского языка, мы должны им с начальной школы «внушить» или дать понять: чем свободнее владение языком межнационального общения, тем эффективнее диалог, тем шире возможность представить собственные воззрения на мир, шире возможность понять другого. А это самоутверждение среди представителей других национальностей, возможность расширить границы своего общения.

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину