Малтабарова Алия Амантаевна, учитель русского языка и литературы, ГКУ "Средняя школа имени Мусабек Сенгирбаева с ДМЦ", Балхашский район, село Баканас
Развитие грамматических навыков на уроках по предмету «Русский язык и литература» в казахской школе
Для изучения языка гораздо важнее
свободная любознательность,
чем грозная необходимость»
Святой Августин
Предмет «Русский язык и литература» в казахской школе определяет статус русского языка как языка межнационального общения в Республике Казахстан и способствует развитию коммуникативных навыков в устной и письменной речи, необходимых для общения в социально-бытовой, социально-культурной, научно-технической, учебно-профессиональной сферах жизни.
Обучение учащихся невозможно без проявления их интереса к учебе, без их потребности к знаниям. До обновленной программы по русскому языку в наших школах признавалась цель - овладение грамматическим строем языка, получение орфографических, грамматических и лексических знаний и дальнейшее их использование в речевой практике. Чтобы реализовать эту цель, изучали в отдельности каждую часть речи, ее признаки, правила правописания. Но на практике ученики продолжали допускать ошибки как в устной так и в письменной речи.
Грамматика русского языка является необходимой базой при обучении языку и осознается только при рефлексии (когда возникает вопрос: как правильно сказать или написать?). Однако знания грамматики, т.е. знания правил и форм изучаемого языка, недостаточно для осуществления коммуникации. Как показала моя практика, эффективнее идти от обратного: на примере ряда слов определить их правописание. Например, обратить внимание на звучание твердых и мягких согласных в словах, где они смешаны и объяснить, что ошибки для них это нормально, т.к. в казахском языке имеет место закон сингармонизма (в словах все слоги либо мягкие, либо твердые). Ученики при таком раскладе не так болезненно относятся к своим ошибкам при произношении слов, а наоборот стараются аккуратно выговорить смешанные слоги в слове. Там же встает вопрос, почему жи-ши нужно читать по иному? Прошу написать несколько слов на жи-ши и самим подумать, в чем причина. Поверьте, такой подход мотивирует учащихся, вдохновляет их на поиски, учит анализировать, делать умозаключения, относиться ко всему критически, задаваясь вопросом: почему пишется одно, а читается иначе.
При изучении русского языка в классах с казахским языком обучения на первое место выдвигается развитие четырех видов речевой деятельности учащихся: слушание, говорение, чтение и письмо. Основой для развития данных навыков в учебниках по новой программе являются тексты разных стилей и жанров, на основе которых учащиеся будут строить устные высказывания. После текстовые задания обучают учеников функциональным навыкам. И грамматика вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи.
В данной статье я хочу остановиться на способах организации чтения на уроках русского языка.
При организации чтения на уроках русского языка необходимо учесть три момента:
Наиболее универсальный алгоритм работы над текстом:
1. Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части.
2. Прочитайте первую часть, выделите в ней главное, найдите ключевые слова;
3. Озаглавьте эту часть одним словом или словосочетанием;
4. Поработайте над другими частями текста.
В процессе чтения текста происходит смысловая обработка информации: выделение структурных частей, обобщение, критическое осмысление и оценка.
Выделяют три этапа чтения: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Предтекстовый этап подразумевает снятие языковых трудностей (лексических, грамматических, синтаксических):
Задания для предтекстового этапа:
Текстовый этап подразумевает: чтение всего текста и отдельных абзацев, которое направлено на более глубокое понимание содержания текста и его восприятия, прогнозирование смыслового содержания текста.
Задания для текстового этапа:
Послетекстовый этап нужен для совершенствования навыков монологической и диалогической речи.
Этап включает следующие задания:
В заключении хотела бы отметить, что естественное включение учащихся в процесс активного пользования языком влечет за собой ряд проблем, таких, как овладение практической грамотностью устной и письменной речи, способы коррекции ошибок. Мотивируя учащихся казахской школы на грамотное усвоение русского языка, мы должны им с начальной школы «внушить» или дать понять: чем свободнее владение языком межнационального общения, тем эффективнее диалог, тем шире возможность представить собственные воззрения на мир, шире возможность понять другого. А это самоутверждение среди представителей других национальностей, возможность расширить границы своего общения.