Дерунова Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Железинская общеобразовательная средняя школа № 2 отдела образования Железинского района Павлодарской области", Республика Казахстан, Павлодарская область, Железинский район, село Железинка
Мастер-класс "Развитие навыка чтения на уроках русского языка"
Мастер-класс для учителей русского языка и литературы.
Тема: «От чтения к размышлению»
Цель: Распространение педагогического опыта по использованию стратегии «Руководимое чтение» на уроках русского языка.
Ход мастер-класса:
1. Приветствие. Деление на группы. Выход на тему мастер-класса.
Участникам мастер-класса предлагается вытянуть из коробочки свернутые трубочкой цветные листочки и объединиться в группы в соответствии с цветом листочков. Затем предлагается развернуть листочки, на которых напечатаны разрезанные цитаты, которые необходимо собрать. Группы собирают и зачитывают цитаты.
-Какая тема объединяет все эти высказывания? (чтение) Совершенно верно. И наш сегодняшний МК посвящен навыку чтения.
2. Формулировка проблемы.
- С какой проблемой, по-вашему, чаще всего сталкивается пятиклассник при работе с текстом? Что вызывает наибольшие затруднения на начальном этапе анализа текста? (определение темы и основной мысли текста, выделение нужной информации). Безусловно. И сейчас я продемонстрирую, какие способы решения данной проблемы использую в своей работе.
3. Работа в группах.
Группам раздаются информационные буклеты и предлагается выполнить задания к тексту по стратегии «Руководимое чтение» (см. приложение)
4. Рефлексия.
На доску вывешиваются изображения мусорной корзины, шкатулки и ящика с инструментами. Участникам МК раздаются стикеры, на которых предлагается написать ответы на 3 вопроса:
1) Что интересного для себя вы узнали из сегодняшнего мастер-класса? (приклеить на шкатулку)
2) Какие из полученных знаний будете использовать в своей работе? (ящик с инструментами)
3) Какая информация была бесполезна для вас? (мусорная корзина)
Цитаты о чтении для деления на группы
(каждую можно напечатать крупным шрифтом на А4 и разрезать на необходимое количество частей по числу участников МК)
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни… (Ш. Монтескье)
Чтение – вот лучшее учение. (А.С. Пушкин)
Чтение – это беседа с мудрецом… (Ф. Бэкон)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стратегия «Руководимое чтение»*
*для формирования у учащихся навыка вдумчивого, осознанного чтения рекомендуется при работе с текстом давать им три вида заданий: задания, выполняемые до чтения, во время чтения и после чтения.
До чтения |
Во время чтения |
После чтения |
1. Рассмотрите обложку буклета, определите его тему. ____________ ____________ 2. Выпишите 5 слов или словосочетаний, которые вы ожидаете встретить в тексте буклета. _____________ _____________ _____________ 3. Дайте толкование словам артикуляция, зрительная память. ____________ ____________ ____________
|
Ответьте на вопросы: 1. Почему человек способен понимать слова, даже если буквы в них перемешаны? ________________ ________________ ________________ 2. Почему подавление артикуляции позволяет повысить скорость чтения? _______________ ______________ _____________
3. Как используется зрительная память в раннем обучении чтению? ______________ ______________ ______________
|
1. Отметьте истинные и ложные утверждения знаками + и – соответственно.
2. На основе прочитанного предложите свой вариант упражнения для обучения скорочтению. |