Насырова Надия Закировна, Заместитель директора по методической работе, КГУ "IT лицей", Казахстан, Мангистауская область, г. Актау
Программа 2 –х дневного семинара для учителей – предметников
Тема |
Основные подходы к организации урока. Вертикальное и горизонтальное планирование уроков. |
Цель |
Понимание вертикального и горизонтального планирования уроков в контексте предмета или предметной области на стыке с другими предметами |
Ожидаемые результаты |
Педагоги: - определяют основные подходы к планированию уроков горизонтального и вертикального планирования внутри школы; - вырабатывают рекомендации в интегрировании связей в планировании уроков по предмету - вырабатывают рекомендации в интегрировании связей в планировании уроков по различным предметам - планируют урок с учетом горизонтального тематизма и вертикального тематизма |
День 1
№ сессии |
Содержание |
Ресурсы |
Сессия 1 |
Введение, цели и задачи горизонтального планирования |
Презентация,слайд 1-4 дидактический материал |
Сессия 2 |
Изучение программ по предметам. Анализ межпредметных связей. Проведение структурно – логического анализа содержания учебных программ различных предметов. |
дидактический материал |
Сессия 3 |
Работа в группах составление кластера « Горизонтальное планирование».Взаимооценивание |
Учебные программы по различным предметам и параллелям(НШ,ОШ,СШ) |
Сессия 4 |
Рекомендации по планированию уроков в рамках горизонтального планирования .Прием «Фишбоун» Обратная связь. Рефлексия « Синквейн» |
Презентация, слайд 6,7 дидактический материал |
День 2 |
||
Сессия 1 |
Введение, цели и задачи вертикального планирования. |
Учебные программы Презентация,слайды 9-12 |
Сессия 2 |
Практическая часть. Выработка алгоритма вертикального планирования уроков географии «Зигзаг –метод Джигсо» |
Шаблоны планирования урока и концепта |
Сессия 3 |
Практическая часть. Выработка алгоритма планирования урока. Поиск концептов для создания междисциплинарных проектов. |
Презентация,слайды 13-20 Шаблоны планирования урока и концепта |
Сессия 4 |
Рекомендации к планированию урока горизонтального тематизма. Обратная связь. Рефлексия «Лестница успеха» |
Постеры, маркеры. |
Примеры планирования в 7 классе
География7класс |
Химия 7 класс |
Физика 7 класс |
Биология 7 класс |
Гидросфера 7.3.3.1 характеризует гидросферу и ее составные части 7.3.3.2 объясняет важность водных ресурсов |
Изменения и состояния веществ 7.1.1.4. знать различные агрегатные состояния веществ и понимать структуру твердых,жидкий и газообразных веществ согласно теория частиц |
Определение условия плавания 7.3.1.14-исследовать условия плавания тел |
Свойства воды 7.4.1.1. описывает свойства и значение воды для живых организмов |
Атмосфера 7.3.2.1.характеризует состав атмосфера |
Реакция горения 7.3.1.1.знать состав воздуха 7.3.1.2.знать , что при горении вещества расходуется кислород, входящий в состав воздуха |
Атмосферное давление 7.3.1.9 –объяснять природу атмосферного давления и способы его измерения |
Дыхание 7.1.4.1-описывает значение дыхания для живых организмов |
Строение и вещественный состав литосферы 7.3.1.1. –определяет строение и вещественный состав литосферы |
Геологические химические соединения 7.4.2.1.понимать , что в земной коре содержится много полезных химических соединений 7.4.2.3. понимать, что руды состоят из металлов и их соединений |
Молекулярное строение твердых тел 7.3.1.1.описывать строение твердых тел на основе молекулярного строения вещества |
Дефицит микроэлементов (азот ,кальций, фосфор )у растений .Удобрение органические и минеральные (азотные ,калийные и фосфорные ) 7.4.1.4- изучать значение азота, калия и фосфора и минеральных удобрениях для растениях |
Проблемы связанные с освоением природных ресурсов 7.5.1.4.анализирует проблемы ,связанные с освоением породных ресурсов и предлагает пути решения( с дополнительным охватом местного компонента) |
Экологические аспекты добычи минералов (влияние на окружающую среду) 7.4.2..6.изучать влияние добычи природных ресурсов на окружающую среду |
|
|
Примеры горизонтального планирования в 8 классе
География 8 класс |
Химия 8 класс |
Физика 8 класс |
Биология 8 класс |
Гидросфера 8.3.2.1. определяет формирование вод суши |
Вода в природе 8.4.2.6.объяснять широкое распространение ,уникальные свойства воды и ее значение для жизни 8.4.2.7 объяснять круговорот воды в природе |
Парообразование и конденсации .Ненасыщенные и насыщенные пары 8.1.5 описывать переход вещества из жидкого в газообразное и обратно на основе молякулярно-кинетической теории
|
|
Атмосфера Климатообразующие факторы 8.3.2.1 анализирует климатообразующие факторы |
Получение углекислого газа и изучения его свойства 8.4.3.7. уметь получать углекислый газ, доказывать его наличие и изучать свойства |
|
Дыхание 8.1.4.1описывает механизмы газообмена в легких и тканях |
Охрана растительного и животного мира 8.3.4.4.доказывает необходимость охраны растительного и животного мира и предлагает пути их охраны |
|
|
Экологические проблемы Казахстана .причины, последствия и пути решения. 8.3.2.3 объяснять причины возникновения экологических проблем на территории Казахстана |
Межпредметные связи (горизонтальный тематизм).
Горизонтальный тематизм с использованием межпредметных связей занимает в настоящее время прочное место.
В школе межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные). Межпредметные связи (на уровне фактов), например, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Межпредметные связи позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.
Межпредметные связи (горизональный тематизм).
предлагает использовать межпредметные связи для развития у ребенка широкого гуманитарно-экологического мышления, восприятия им целостной картины мира и нравственно-эстетического воспитания школьников. Для этого, по концепции, объединяются несколько школьных предметов по принципу – диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ, лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели и позволяет предметам вступить в диалог.
В течение недели учитель несколько раз выходит на горизонтальную тему и раскрывает ее через содержание различных предметов, не меняя общей темы уроков. Тема может быть рассмотрена на программном учебном материале, или вводится дополнительный материал по усмотрению учителя. Горизонтальной теме на уроке уделяется различное количество времени: от пяти минут и более. Также воплощение может быть различным: иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию вертикальной темы, небольшое замечание, акцент по ходу объяснения, проблемный диалог, объяснение.
Каждая горизонтальная тема имеет краткое определение общего содержания, один или несколько эпиграфов, вводящих в эмоционально-поэтический образ темы, ее философско-эстетическое содержание.
Примерное вертикальное планирование уроков географии
Вертикальное предметное планирование
Предмет: география 8 класс
Темы изучения
8.3.2.1. Природа Казахстана
8.4.1.1.Население Казахстана
- Учащиеся используют спектр терминов в контексте: геохронологическая шкала, платформа, щит, складчатость, рельеф, климатообразующие факторы, солнечная радиация, циклон, антициклон, атмосферный фронт (холодный и теплый); атмосферный максимум и минимум (постоянный и переменный); западный перенос воздушных масс, коэффициент увлажнения, комфортность климата, река, пойма, речная долина, половодье, паводок, режим и питание реки, бассейн реки, водораздел, озера, подземные воды, многолетняя мерзлота, болота, ледники, водные ресурсы, почва, тип почвы, почвенный профиль, почвенный горизонт, свойства почва, агротехника, мелиорация, истощение почв; природный комплекс, свойства природных комплексов, природные ресурсы, классификация природных ресурсов, заповедники, заказники, национальные парки, антропогенное воздействие, природно-хозяйственные зоны и их свойства.
- Учащиеся используют спектр терминов в контексте: демография. Динамика численности, тип воспроизводства, естественный прирост, рождаемость, смертность, половозрастной состав, миграции, их причины, виды миграций; расселение населения: редкоочаговое, очаговое сплошное; агломерация, урбанизация, трудовые ресурсы, безработица, городское и сельское расселение; этнический и религиозный состав населения, этнос, мировая и национальная религия; языковая семья, языковая группа.
-Учащиеся демонстрируют понимание основных закономерностей и особенностей природы Казахстана , могут описывать и выделять характерные черты рельефа, климата, почв, природных зон территории; объясняют действие:
внешних и внутренних сил земли на формирование рельефа, климатообразующих факторов на формирование типов климата, особенностей рельефа и климата на внутренние воды;
факторов почвообразования на тип почвы;
соотношение тепла и влаги на формирование природных комплексов;
влияние природных факторов на хозяйственную деятельность.
-Учащиеся демонстрируют знание и понимание основных закономерностей динамики численности населения, размещения населения по территории страны; могут объяснить, приводя примеры, различный естественный и механический прирост на различных территориях, различный тип расселения, различные уровень урбанизации; приводят примеры различных народов, населяющих Казахстан, их принадлежность к языковой семье и исповедуемую религию.
Вертикальное предметное планирование
Предмет: география 9 класс
Темы изучения
9.3.3.1. Природа Казахстана
9.4.1.1.Население Казахстана
Учащиеся формулируют цель исследования, которое объясняет основные закономерности формирования природных особенностей Казахстана, высказывая гипотезу, которая базируется на ранее полученных теоретических знаниях
Учащиеся формулируют цель исследования, связанного демографической ситуацией на различных территориях Казахстана, объясняя свой выбор
Учащиеся планируют свою деятельности в соответствии со сформулированной целью и следуют этому плану на каждом этапе
Учащиеся планируют свою деятельности в соответствии со сформулированной целью и следуют этому плану на каждом этапе
Учащиеся используют различные методы сбора информации, в том числе сравнение и анализ различных тематических карт и физической карты Казахстана
Учащиеся используют различные методы сбора информации, в том числе сравнение и анализ различных тематических карт, статистических материалов, представляя собранную различными способами, в том числе графически
Учащиеся оценивают свою деятельность, соотнося поставленную цель и полученный результат, отмечая преимущества и недостатки проведенной работы.
Темы подраздела «Исследования и исследователи»
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Объекты географических |
Отрасли географической |
Исследования |
|
исследований |
науки |
казахстанских географов |
|
Развитие географической |
|
Современные |
|
науки |
|
Формы представления результатов исследования |
актуальные проблемы |
|
|
|
исследования |
|
|
|
географической науки |
Источники |
|
Виды методов |
Особенности номинации |
географических данных |
географических |
географических объектов |
|
|
|
исследований |
и явлений |
Географические опыты |
Обработка и анализ |
Казахские народные |
|
|
|
географических данных |
географические термины |
Полевые методы |
Географические модели |
Формы |
|
исследований |
|
|
представления |
|
|
|
результатов |
|
|
|
исследования |
Применение |
|
|
|
графических методов в |
Географические модели |
|
|
географии |
|
|
Академические формы представления результатов исследования |
Темы подраздела «Географические карты»
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Применение географических картосхем |
Тематические карты и элементы их дополнительной характеристики |
Приемы показа на карте географических объектов, явлений и процессов |
Географическая номенклатура |
Чтение тематических карт |
Приемы показа объектов географической номенклатуры |
Темы подраздела «Географические базы
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Организация географических данных |
Роль информационно-коммуникационных технологий в составлении географических баз данных |
Методы дистанционного зондирования Земли |
Географическая номенклатура |
Чтение тематических карт |
Приемы показа объектов географической номенклатуры |
Темы подраздела «Литосфера»
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Строение и вещественный состав литосферы |
Закономерности формирования и распространения форм рельефа |
Геологическая история и тектоническое строение территории Казахстана |
Тектоническое строение Земли |
Классификация форм рельефа |
Главные орографические объекты Казахстана |
Тектонические движения литосферы |
Закономерности формирования и размещения форм рельефа . |
Казахские оронимы |
Литосферные катаклизмы |
Крупные орографические объекты на материках и в океанах |
Закономерности распространения минеральных ресурсов в Казахстане |
Темы подраздела «Атмосфера»
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Атмосфера и ее составные части |
Климатообразующие факторы |
Климатообразующие факторы в Казахстане |
Погода и метеорологические элементы |
Глобальная циркуляция атмосферы |
Климатические условия Казахстана |
|
Особенности климата материков |
Неблагоприятные и опасные атмосферные явления в Казахстане |
|
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человечества |
Особенности номинации казахским народом атмосферных и климатических явлений |
|
|
|
|
||
|
|
|
|||
Темы подраздела «Гидросфера»
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Гидросфера и ее составные части |
Виды и формирование вод суши |
Виды внутренних вод в Казахстане |
Значение водных ресурсов |
Хозяйственное значение вод суши |
Казахские гидронимы |
Географическое положение Мирового океана |
Строение речной долины |
Экономическая оценка водных ресурсов Казахстана |
|
Гидрологический режим рек |
Экологические проблемы водных ресурсов |
Движения вод в океане |
Экологические проблемы вод суши |
Геополитические проблемы внутренних вод Казахстана |
Темы подраздела «Биосфера»
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Биосфера и ее составные части |
Природные зоны и высотные пояса |
Природные зоны и высотные пояса в Казахстане |
Типы почв в Казахстане |
|
Виды особо охраняемых природных территорий |
Почвы, их состав и структура |
Природные зоны материков |
Природное наследие Казахстана |
Экологические проблемы почв |
Органический мир океанов |
Значение природных хоронимов (особо охраняемые природные территории) |
|
Охрана растительного и животного мир |
Формирование ноосферы. Вклад Казахстана в развитие ноосферы |
Темы подраздела «Природно-территориальные комплексы»
|
|
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Формирование природно-территориальных комплексов |
Строение и состав географической оболочки |
Крупные физико-географические районы Казахстана |
Виды природно-территориальных комплексов |
Закономерности географической оболочки |
Казахские природные хоронимы (названия физико-географичес-ких районов) |
Формирование природно-территориальных комплексов |
Строение и состав географической оболочки |
Крупные физико-географические районы Казахстана |
Рефлексия:
Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
Приемы критического мышления:
Описание приёма:
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока)
«Фишбоун»- "рыбный скелет"
|
голова - проблема - вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы- причины возникновения изучаемой проблемы, нижние косточки — суть понятии- по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими. |
|
Зигзаг - метод Джиксо |
Взаимообучение - работа в группах сменного состава. Каждая группа изучает одну подтему, обговаривает ее, а затем по-одному расходятся в другие группы обучать своей подтеме. |
|